Main Menu

Советбек АРБАЕВ: «Жандармерия” — слово неругательное»

На последнем заседании «круглого стола» по  реформированию органов внутренних дел ряд представителей  гражданского сектора  выступил с предложением  ликвидировать внутренние  войска (ВВ) в системе МВД. По  мнению энпэошников,  их предназначение не  отвечает требованиям  демократического курса,  выбранного Кыргызстаном. Ответная реакция самого ведомства  не заставила долго ждать. Здесь понимают необходимость реформ, но  выступают против ликвидации войск, так как они  выполняют боевые задачи   по обеспечению безопасности  и правопорядка в стране.
В свою очередь  правозащитников раздражает предлагаемое в рамках реформы МВД новое название внутренних войск — «жандармерия», вызывающее  неприятные ассоциации. Ничего опасного для будущего страны  не видит в этом наш собеседник — командующий  внутренними войсками МВД  полковник        Советбек Арбаев.

— Советбек Асанович,  история  страны  неразрывно  связана с историей  ВВ. В трудные, порой  драматические  моменты они были необходимы   государству для поддержания стабильности  и предотвращения трагедий. Разумно ли будет отказаться от самого боеспособного     подразделения МВД в условиях, когда  в обществе процветает  правовой  нигилизм, порождающий  противоправные акции протеста,  в угоду  узким личным интересам?

— Как говорится,  ломать — не строить. Ну разрушим мы структуру семидесятилетней  давности, а что взамен?  Предлагаю совершить небольшой  экскурс  в прошлое, чтобы оценить  роль внутренних войск в системе охраны правопорядка как в советские времена, так и в новой истории суверенного Кыргызстана.
26 августа 1941 года  постановлением Государственного комитета обороны в  целях обеспечения охраны  военных объектов, тыла и  борьбы с диверсионно-разведывательными группами противника железнодорожные, конвойные и оперативные войска были объединены в  общесоюзный главк — Главное  управление внутренних войск Наркомата ВД СССР. В  сжатые сроки в столицах союзных республик, в  том числе во Фрунзе,  сформировали батальоны внутренних войск  НКВД. С обретением Кыргызстаном  независимости подразделения  быстрого реагирования ВВ появились в Оше, Джалал-Абаде, Баткене, Балыкчы  и других городах, на личный  состав которых возложили охрану важных  государственных и стратегических объектов, общественного  порядка и безопасности граждан.
Баткенская кампания 1999-2000 годов показала,  что внутренние войска с их большим  боевым опытом оказались  достаточно подготовленными  в морально-психологическом и профессиональном плане  к выполнению задач в чрезвычайных  ситуациях. За мужество и героизм  при разгроме бандформирований  21  военнослужащий внутренних войск  удостоен  государственных наград.
Хочу особо подчеркнуть, что на  протяжении последних 20 лет наши воины принимали  активное участие  практически во всех  спецоперациях по  восстановлению законности и правопорядка на территории страны. Так, например,  во время межэтнических столкновений в Оше  в июне 2010 года около 50 военнослужащих ВВ сдерживали многотысячную агрессивную толпу, разнимали противоборствующие  стороны, вывозили  в безопасные места женщин, стариков и детей. Словом, внутренние войска всегда жили интересами страны, и об этом  забывать  нельзя. Другое дело,   что сегодняшние  реалии  заставляют приступить к  кардинальному реформированию войск, и мы  готовы к этому…

— Вот об этом подробнее, пожалуйста.
— Нами подготовлены  предложения для  внесения в проект концепции реформирования ВВ МВД. Основные из них — создать на базе внутренних войск  воинское  формирование под названием «Кыргыз Республикасынын Жандырмасы — Жандармерия  Кыргызской Республики»,  укрепив его качественно и количественно ввиду многогранности возложенных  задач по обеспечению внутренней безопасности страны, как это сделано в аналогичных структурах Турции, России, Франции и Китая. Непонятно, почему слух правозащитников так режет слово «жандармерия». Советую им заглянуть в «Орфографический словарь кыргызского языка» К. Карасаева, где смысловое  значение его переводится как «решение, распутывание, развязка проблем».

— Вы упомянули о многогранности задач, стоящих перед внутренними войсками. В чем конкретно  они заключаются?
— Чтобы читатели вашей газеты имели четкое  представление о служебно-боевой деятельности внутренних дел, подробно и детально остановлюсь на  функциональных обязанностях военнослужащих ВВ.
Это охрана важных государственных стратегических объектов и  сопровождение стратегических грузов;  участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, организации дорожно-патрульной службы, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного  положения в населенных пунктах;  проведение первоначальных мероприятий дознания при происшествиях и задержании нарушителей с последующей передачей в ОВД  и органы прокуратуры;  участие в территориальной обороне  Кыргызской Республики, мероприятиях по локализации и блокированию района конфликта, а также  участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований,  террористических групп и организаций, уничтожении их баз (складов), коммуникаций;  пресечение внутренних вооруженных столкновений и разъединение  противоборствующих сторон;  поддержание особого режима въезда на территорию, на которой  введено военное положение, и выезда из нее,  а также ограничение свободы передвижения, оказание помощи в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других работ в борьбе  с эпидемиями и стихийными бедствиями, а также решение других задач, предусмотренных законодательством Кыргызской   Республики.

— Жандарм, полицейский или просто страж порядка… В принципе не важно, как будет называться  защитник безопасности граждан и их интересов.  Наверное, во главе угла должна быть профессиональная и морально-психологическая подготовка? 
— Вы совершенно правы. Например, тот же  французский коп или  турецкий коммандос, в чем я лично убедился, в совершенстве   знает отечественное  законодательство, хорошо подготовлен физически и способен  принимать самостоятельные  решения в экстремальных ситуациях. В условиях Кыргызстана это тоже  вполне выполнимо. Мы предлагаем  на базе частей и подразделений внутренних войск, дислоцированных в Токмоке и Джалал-Абаде, осуществить шестимесячный   пилотный проект по  выполнению функций жандармерии в плане  обеспечения общественной  безопасности, а в средней специальной школе милиции им. А. Шабирова создать  учебный центр подготовки военнослужащих жандармерии с привлечением специалистов из Турции.
Еще одно наше  предложение — по мере  поэтапного формирования  подразделений  жандармерии передать ей функции органов ВД, осуществляющих  задачи по охране общественной безопасности и дорожно-патрульной службы.  Не буду останавливаться на  подробностях, но в целом концепция реформирования внутренних войск МВД и  преобразование их в жандармерию предусматривают создание   принципиально нового облика военнослужащих, выполняющих задачи по охране мира и покоя наших  граждан и не подверженных коррупции.

Сергей СИДОРОВ.

 






Добавить комментарий