Main Menu

Новые тайны сетевой империи

В продолжение темы, начатой в статье «Заплутавшие в сетях» в номере от 9 июня 2020 года, мы предлагаем вам интервью с общественным деятелем, правозащитником, директором Ассоциации НПО и НКО Токтоайым УМЕТАЛИЕВОЙ.

Напомним, что речь в том материале шла об империи из нескольких компаний, объединённых общим названием «ИПАР». В их числе была и «ИПАР строй», из-за которой вот уже семь лет как длится судебный процесс против бывшего и нынешнего её руководителей — супругов Хуршиды Смаиловой и Куттубека Бешбакова. Судился с ними гражданин КНР Абуликему Маймайтиминг (он же Абдулхаким Мухаммад Имин, как его представляют на множестве сайтов «ИПАРа»), предположительно инвестор и учредитель всех ипаровских структур в Кыргызстане. Он обвинял семейную чету в отъёме части своего бизнеса. В целом империя «ИПАР» специализируется на торговле биологически активными добавками и косметикой методом сетевого маркетинга, а «ИПАР строй» — один из видов деятельности: строительство жилья с долевым участием.

Наша собеседница несколько лет назад давала пресс-конференцию об этой судебной тяжбе, «ИПАРе» в частности и всей сетевой торговле БАДами вообще. В беседе с «СК» она добавила к тому выступлению новые подробности: во-первых, подтвердила, что одним из учредителей «ИПАРа» является отец Аалы Карашева Азим Карашев; во-вторых, сообщила, что, возможно, самого Маймайтиминга уже и в живых нет; в-третьих, объяснила, почему она против всех сетевых компаний.

— Токтоайым эже, на пресс-конференции вы говорили, что за «ИПАРом» стоят госчиновники, и обещали назвать их позже. Но мне не удалось найти никакой информации о том, что вы всё-таки обнародовали их имена. Скажите, кого вы имели в виду?

— По материалам дела одним из первых учредителей «ИПАРа» был родственник Аалы Карашева Азим Карашев. Компания имела дочерние предприятия. Это стало нам известно из документов, которые мы истребовали из Министерства юстиции КР. Соучредителем вместе с Карашевым являлся господин Маймайтиминг. Непосредственно по делу против Хуршиды Смаиловой и Куттубека Бешбакова работал он и, не исключаю, может, и его соучредители, так как вопрос касался крупных материальных претензий. Этот так называемый инвестор привёз в Кыргызстан всего $20 000 и так начал опасный бизнес — распространение продукции «ИПАР» неизвестного происхождения методом сетевого маркетинга. Он построил свою финансовую пирамиду на разорении женщин, которые закладывали имущество и брали кредиты, чтобы заработать, и попадали в долговую кабалу.

Позже нам стало известно — не знаю, правда или нет, — Маймайтиминг попал в автокатастрофу и умер от гангрены ног. БАДы его рекламировались как панацея от всего, тогда почему они не помогли ему и другим, кто работал в его сетевом маркетинге и доходил до супервайзеров? Бизнес он практически сделал на том, что работал в области уничтожения рождаемости населения Кыргызстана. Могу со всей уверенностью это сказать. Почему? Продукция этой компании, особенно противовоспалительные свечи, предлагаемые при вынашивании ребёнка, приводят к отторжению тканей и даже плода. В 2005 году я при долгожданной беременности применяла эти препараты как противовоспалительные средства и на пятом месяце потеряла дитя, мне также удалили желчный пузырь, потому что там за короткий срок появились камни, у меня оказались потом большие проблемы с эндометрием и даже появился опасный узел. Так моя мечта иметь мальчика не сбылась. Позже у трёх моих знакомых — они сёстры — начали крошиться кости. Это молодые женщины, сами работали сетевиками, употребляли продукцию и все умерли. Когда родственники повезли их ткани в Германию на анализ, там обнаружили в них тяжёлые элементы. Другая родственница шесть месяцев работала, также внезапно умерла — отказали почки. Потом мы поняли: любые капсулы биологически активных добавок запиваются очень большим объёмом воды, до трёх литров. При слабости почек это может привести к росту почечного давления и отказу почек.

Сама Хуршида использовала продукцию «ИПАРа», и теперь проблемы у её детей. Эти таблетки приводят к аутизму. Ни «ИПАР», ни «Т….и» на 2012 год не имели ни одного документа, подтверждающего их медицинские качества. Также не было у них регистрации в Госстандарте, а она должна быть. Из всех БАДов на 2014 год сертифицированы были только у «С……e з……e» пара-три наименования.

Я сама начинала с одной из других сетевых компаний, потом, изучив документы и увидев, к чему они ведут, отказалась от сотрудничества. Одна моя шестидесятилетняя знакомая, работавшая семь лет в этой сфере, умерла от рака. Я знаю сетевичек, которые поили продаваемыми ими препаратами своих детей, у одной дочка умерла из-за отказа почек. Несмотря на это, они из одной сети переходят в другую. Сетевой маркетинг выкачивает из населения огромные деньги. Ряд микрофинансовых компаний также специализировался на выдаче под огромные проценты кредитов целому движению женщин, занятых в сетевом маркетинге пирамид — таких как E….h, N…..s… Первым пионером этого дела был H…….f, запрещённый в ряде стран. Десятки тысяч женщин закладывали свою недвижимость, чтобы взять кредиты и оставались на улице без ничего. Потом уезжали на заработки в Россию и другие страны.

«ИПАР» и «Т….и» не зарегистрированы в Министерстве здравоохранения Китая. Такие официальные ответы мы получали на наши запросы. «Т….и» после нашего заявления переименовалась в T…s.

Маймайтиминг когда-то въехал сюда с $20 тыс. и практически только вывозил отсюда деньги. Я не исключаю, что работа «ИПАРа» преследует стратегические цели, потому что ряд денежных переводов осуществлён в Венгрию и имеет, как мне стало известно, связь с сепаратистскими группами, находящимися там. Это стратегический проект по уничтожению стран Центральной Азии и формированию здесь геополитического конфликта.

Также Маймайтиминг распространял ложную информацию через сайты «ИПАРа», что он «человек года», сотрудничает с ООН и так далее. Завод «ИПАР» у нас так и не запущен. Неизвестно, что и где это капсулируется. Если кто-то сможет доказать лечебные свойства БАДов, получит Нобелевскую премию. Никто этого не смог сделать.

Сегодня Финпол обязан проверить работу сетевых компаний, которые продают биодобавки без социальной защиты своих дистрибьюторов. В ходе судебного процесса мы всё это исследовали. У этих препаратов не доказана эффективность, нет регистрации в Китае как средств с доказанным лечебным эффектом. Но самое опасное — в их составе есть тяжёлые элементы. И в Свободной экономической зоне находиться «ИПАР» не имеет права, но уже лет пять она там, но ничего — ни фабрики, ни рабочих мест — не создала, а только зарабатывает на сетевом маркетинге. Такая деятельность — это институт уничтожения экономической безопасности страны.

Мы добились через Финпол возбуждения уголовного дела на «ИПАР» и «Т….и», и компания заплатила государству около 3 млн. сомов штрафа за невыплату социальных отчислений. Частично легализовали скрытые налоги, кроме того, они нарушали нормы хранения лекарств. Поэтому мы добились принятия в 2017 году Закона «Об обращении лекарственных средств» (вместо прежнего — «О лекарственных средствах»), исключив биодобавки и гомеопатические средства из перечня лекарственных препаратов. Но последний министр здравоохранения так ничего и не сделал для того, чтобы вывести из всех аптек БАДы, шампуни, кремы — всё, что не является лекарствами. Ведь таблетки в бумажных упаковках впитывают в себя их вредные испарения.

— Какие-то политики, кроме Аалы Карашева, имели отношение к компании?

— Когда мы запросили юридическую информацию, получили ответ, что есть четыре компании «ИПАР» и соучредитель одной из них — Азим Карашев. Кстати, родители Хуршиды пытались разобраться в спорных вопросах через него. Когда мы поднимали этот вопрос, генеральным прокурором работала свояченица Карашева Индира Джолдубаева. Бешбаков до сих пор судится с «ИПАРом». Кстати, следователи, которые вели дело, незаконно захватили его офис, вели дело с грубейшими нарушениями, нет доказательной базы по ряду вопросов, незаконно взломаны его компьютеры, уничтожены некоторые материалы об «ИПАРе».

— Что вам известно о нынешнем руководителе «ИПАРа» в Кыргызстане Ясыне Курбанове? Телеграм-канал Taza koon утверждает о его якобы родстве с основателями нескольких компаний из группы «АКА» («АКА Инвест», «АКА Петролеум» и т. д.), которые связаны с Хабибулой Абдукадыром. Вы что-то знаете об этом?

— Не исключаю. У него были тесные связи с Маймайтимингом. В своё время один из самых опытных следователей Финпола пытался изучать деятельность «ИПАРа», он вышел на след этой команды, которая в рулонах передавала денежные средства в Китай среди грузов. У компании по всем документам не было ни одного доллара поступлений извне, но при этом большие доходы. По его данным, данная сеть имела от миллиона и более долларов еженедельного дохода. Ему угрожали и предупреждали, потом его подставили, и он сейчас в бегах. Огромную работу тогда он проделал, так как изучил более 40 томов бухгалтерии, предоставленной Хуршидой. Прокуратура пыталась его судить, вместо того, чтобы воспользоваться его оперативными данными. Это один из лучших оперативников, награждённый почётными грамотами трёх кыргызстанских президентов. Его дети и семья оказались под преследованием. А уж через какой прессинг прошла я и другие адвокаты — говорить не стоит!

— Как фамилия этого следователя?

— Он находится в розыске, выехал за пределы страны. Вы можете спросить у финполовцев. Но в целях его безопасности не буду говорить.

— Вы можете всё сказанное вами подтвердить документами? Вы же говорите: письмо из Китая было… Какие-то медицинские справки, информация у вас есть?

— Ряд документов в деле должны быть: ответы на запросы из Минюста, Госстандарта, письма и переписка с Финполом и т. д., также официальные ответы.

— В деле против Смаиловой и Бешбакова?

— Да. Это всё в деле, по которому просто отменяются все приговоры при наличии ряда доказательств.

— Что бы вы посоветовали читателям?

— Пейте лучше травы местного происхождения. БАД — это ведь просто способ получить полезные вещества, только не в природном виде, как перец или чеснок, а в капсуле. Другой вопрос — где их производят и пакуют. У «ИПАРа» и ряда аналогичных компаний нет конкретных точек производства, проверяемых регулярно соответствующими органами. Есть сетевики во главе пирамиды, имеющие успех, но также немало потерявших последние сбережения и судящихся годами с микрокредитками и банками.

— Спасибо за интервью!

 

* * *

В целом Токтоайым эже повторила то, что когда-то уже говорила на пресс-конференции (http://presscenter.akipress.org/news:25256), только добавила некоторые подробности. Мы не можем присоединиться к высказанным в интервью сообщениям, потому что не видели доказательств; с документами, которые, как говорит наша собеседница, есть у стороны защиты подсудимых по делу «ИПАРа», не ознакомились. В статье «Заплутавшие в сетях» мы уже писали, что пытались встретиться со Смаиловой и Бешбаковым, но они согласны на беседу только после приговора. Также не удалось задать вопросы председателю Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями (она же Финпол) Бакиру Таирову. Пресс-секретарь ГСБЭП предупредила, что он никому не даёт интервью, и хотела связать нас с кем-то из заместителей, но мы настаивали на разговоре именно с ним, ведь он же принял журналистов «Азаттыка» по расследованию о Саймаити (кстати, по нему у нас тоже есть вопросы). Пока что нам не перезвонили, но мы надеемся.

Поэтому в данный момент редакция приводит слова Токтоайым Уметалиевой как её точку зрения, предупреждая читателей, что мы не выдаём это за истину, потому что просто-напросто не можем: у нас нет подтверждений.

Но по некоторым из утверждений Токтоайым эже можно сказать следующее.

Как мы уже писали в статье «Заплутавшие в сетях», одним из учредителей компании «ИПАР — ИНТЕРНЭШНЛ», зарегистрированной по адресу в Оше, наряду с Абуликему Маймайтимингом и Эльтаром Смаиловым указан Азим Карашев. Это данные Министерства юстиции. Только мы не знали точно, тот ли это Азим Карашев, хотя вероятность была высока. Согласно списку избирателей на сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, в нём значится только один Азим Карашев, приписанный к УИК 5553 в Оше.

О том, что Индира Жолдубаева — свояченица Аалы Карашева, в 2015 году говорил занимавший пост руководителя аппарата президента Данияр Нарымбаев, представляя её в парламенте. Её кандидатуру на должность генпрокурора страны выдвинул тогда глава государства Алмазбек Атамбаев. «Да, бывший председатель Конституционного суда Чолпон Баекова является её родной тётей, глава Государственной кадровой службы Аалы Карашев — муж её сестры», — сказал Д. Нарымбаев (http://old.kabar.kg/rus/society/full/89431).

Кстати, так интересно узнавать, кто ещё занимал посты в Ошской области в тот период, когда Аалы Азимович был её губернатором…

Теперь о вредности или безопасности так называемых биологически активных добавок. В январе прошлого года (см. статью «БАДы обанкротили страну на миллиарды») специалист по доказательной медицине Бермет Барыктабасова прокомментировала ситуацию с БАДами редакции Kaktus.media.

— Биологически активные добавки нужно регистрировать, проверять их содержание на предмет отсутствия ядовитых веществ, наркотических, гормональных, сильнодействующих, инфекционных агентов и так далее, чтобы не было отравления и другого токсического действия, — сказала она. — От БАДов больше вреда, чем пользы. Тем более существует огромное количество фальсифицированных добавок. К тому же БАДы дорогие. То, что можно собрать на рынке из обычных продуктов (чеснок, имбирь, алоэ и проч.), продаётся в виде сборных препаратов втридорога. Добавки, как правило, в разы дороже лекарств. Медицинское средство с определённым клиническим эффектом, к примеру, стоит 40 сомов. А БАД, якобы излечивающий от того же заболевания, — 3-4 тыс. сомов, а то и сотни долларов.

По словам специалиста, врачи часто жалуются, что пациенты «сидят на БАДах». Зачастую даже идёт передозировка ими из-за накопления токсичных веществ в организме вследствие длительного или чрезмерного применения. А потом в крайне тяжёлом декомпенсированном состоянии пациенты поступают в государственную больницу, когда время потеряно, организм отравлен, болезнь запущена:

— Случаи отравления и даже летальные исходы бывают… В ответ на запрос правительства и МИДа о ситуации по БАДам в стране мы обращались в правоохранительные, фискальные органы. И Генеральная прокуратура помогла нам сделать тогда ревизию по БАДам в аптечной сети и больничных закупках. Пошла волна проверок по регионам и в Бишкеке, которая выявила массу нарушений со стороны врачей, которые назначали БАДы или необоснованные препараты.

Бермет Барыктбасова рассказывает, что тогда руководителей организаций здравоохранения, врачей штрафовали, писали представления. При той проверке выяснилось, что сотни наименований БАДов не зарегистрированы, но спокойно продаются в аптеках и даже на уличных прилавках. Ещё обнаружились сотни добавок, имеющих нарушения регистрации, в составе, в формах выпуска БАДов. Например, зарегистрированы только таблетки, а продаются в инъекциях, пластырях, кремах.

Но системной борьбы с этим явлением на государственном уровне не проводится, признала она (https://kaktus.media/353293). Эта статья была в целом о проблеме. Теперь конкретно про «ИПАР».

Кстати, мы выяснили, что, оказывается, эта компания в Китае (Xin Jiang Ipar biotechnology development Co.Ltd) имеет альтернативное название — Sinkiang Yingpai biological technology development Co.Ltd или по-китайски 新疆英派生物科技开发有限公司 (https://baike.baidu.com/item/新疆英派生物科技开发有限公司; https://www.octobot.fr/corporate_information/cne__wIMckwVLPtCZdsAiA.html). Сейчас её руководитель некий мистер Хайонг Сун, заместитель гендиректора — Ильясжан Азиз. О ней даже хвалебно писали в китайской газете, правда, давно (http://news.sina.com.cn/c/2014-07-15/054030524832.shtml).

Но мы нашли любопытный документ — Решение об административном взыскании — на сайте Синьцзянской администрации медицинской продукции (http://mpa.xinjiang.gov.cn/xjyjj/xzcf/202003/0484b3576cb24196b050d66b2e9d60af.shtml). Опубликован он 16 марта этого года, а составлен год назад Управлением по наркотикам (лекарствам?) Синьцзян-Уйгурского автономного района в отношении 新疆英派生物科技开发有限公司, то есть Sinkiang Yingpai Development Co.Ltd из-за того, что «правила производственного процесса не соответствуют санитарным требованиям и есть другие незаконные действия».

Проще говоря, «ИПАР» была оштрафована. За что? В документе говорится следующее (могут быть неточности, так как мы пользовались компьютерным переводом): «По словам Тянь Чуньхая и Ма Сяохуа из Бюро по надзору и контролю за наркотиками автономного района, в ходе инспекции безопасности производства в 2019 году выяснилось, что фактическая информация о продуктах, произведённых компанией Sinkiang Yingpai biological development Co.Ltd, и та, что на упаковке продукта, не соответствуют друг другу. 11 продуктов, таких как дневной крем Natural Appointment TM HuanliangTM, увлажняющий дневной крем Natural Shointment TM Shui LingTM, не находятся под надзором Национальной администрации по лекарственным средствам.

В документе указано, что предполагаемое производство и продажа неисследованной косметики подтверждаются следующими доказательствами: копии стенограммы, запросов (опросов? допросов?) Айеркена Ашима, Ильяса Азиза в мае 2019-го, 11 серийных производственных записей для 11 продуктов. «Ваша компания меняет производственный процесс без разрешения и не строго соблюдает стандарты процесса», — заявили правоохранительные органы компании.

В итоге они назвали следующие основания для административного наказания: «Согласно четвёртому абзацу статьи 6 «Гигиенических правил надзора за косметикой», «производственный цех должен иметь производственные мощности, соответствующие характеристикам продуктов, а технологические регламенты должны соответствовать гигиеническим требованиям». Производственный процесс не соответствует формуле и требованиям».

Они напомнили, что после предупреждения нужно улучшить условия, иначе изготовителю может быть приказано приостановить или отменить производство.






Добавить комментарий