Main Menu

Настоящим романтикам годы не помеха

Они уже 42 года вместе — кыргыз Кенеш и украинка Ирина

Кенеш Супанбаев родился в с. Корумды на Иссык-Куле. Начальную школу окончил в родном селе,  а затем несколько лет ходил пешком  в среднюю школу в Темировку, что в восьми  километрах от Корумды.

Паренек  был выносливым, целеустремленным, что очень пригодилось ему в жизни. В 1962 г. он окончил горно-геологический факультет нашего Политеха и был направлен по распределению в Таджикистан.  Сюда же приехала по воле судьбы с дипломом выпускницы горно-геологического факультета Львовского  университета Ирина. Ее направляли в Кривой Рог, но девушку  манили неизведанные дали, и она поменялась направлениями с подругой.
Вот уж, правда, от судьбы не уйдешь. Кенеш до приезда Ирины  был на Памире, потом на Гиссарском хребте, а затем экспедицию перевели в  поселок Табашар, где молодые люди встретились, влюбились друг в друга и вскоре поженились. Он понравился ей широтой души, трудолюбием, смелостью. А Кенеш был очарован веселой, неунывающей, красивой украиночкой, задушевными  песнями, заводными танцами. У них было и  много общего: работа, любовь к природе, жажда новизны и путешествий. Только что поженившись, молодые уезжают вместо свадебного путешествия на Северный полюс. Кстати, в день свадьбы Кенеш преподнес  Ирине букет украинских чернобривцев. И это-то в феврале!
Верхоянский край, поселок геологов Батагай, жуткие морозы, оторванность от материка, жизнь в бараке… Экспедиция разрабатывала методику геохимических изысканий в условиях вечной мерзлоты…
А затем после недолгого пребывания во Владимирской области они были направлены на Северный Кавказ в поселок  Иноземцево, находящийся недалеко от горы Бештау. И, конечно, в редкие выходные посещали муж и жена близлежащие  Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, Черкесск, Минеральные Воды, Пятигорск. С большим интересом  знакомились с лермонтовскими местами — домом, где великий русский поэт жил во время ссылки, гротом, где он бывал с друзьями,  местом дуэли, где установлен памятник…
Красота и экзотика Северного Кавказа, его люди произвели на них  неизгладимое впечатление. Но  здесь они долго не задержались. Последовал перевод в Киргизию, на родину Кенеша.
Когда я спросила у Ирины, нет ли у нее ностальгии по Западной Украине, где она родилась, по неповторимой красоте Карпат, она сказала, что с Кенешем ей всегда и везде было интересно. Конечно, Украина — благодатный край. Невысокие лесистые горы, поляны… Но от Средней Азии  у нее самые восторженные отзывы. Вспоминает, как встречали геологов наши земляки, теплые приемы с пловом и кумысом в юртах, с пением под комуз и гитару. Гостеприимными были и простые таджики.
И Ирина, и Кенеш по своей натуре  интернационалисты. У них  много друзей, среди которых  эстонцы, немцы, грузины, армяне, литовцы,  татары, казахи, узбеки, украинцы, кыргызы, русские. Это одноклассники, единомышленники, коллеги. Многие из них еще трудятся, хотя давно разменяли седьмой-восьмой десяток. Среди друзей — Сергей Вагаршакович Григорян, академик, которого Кенеш считает своим учителем. Роберт Оганесян — близкий по духу человек. Кстати, жена у него тоже украинка.
Один из давних товарищей со времен Союза —  эстонец Артур Лааст «нашелся» по Интернету. Когда-то он работал в кыргызской школе  недалеко  от Пржевальска,  вел историю, географию, другие предметы. Ему,  востоковеду, нужна была языковая практика. Впоследствии он защитил диссертацию, затем трудился и в России, и во Франции, и в Эстонии на дипломатической работе.  Сейчас  уже на пенсии, но занимается переводами с французского, эстонского, русского. Не забывает он и Азию. Живя в Таллине, перевел на эстонский язык «Сказание о Манасе». Планирует провести презентацию своего труда через  Фонд Манаса. Связи  и дружба интеллигенции бывшего Союза, независимо от национальности, по-прежнему сохраняются…
Ирина  и  Кенеш Супанбаевы  тоже давно на пенсии, но продолжают работать по специальности. У них налаженный быт, взрослая дочь Виктория, отличный зять, внучка. Членом этой дружной семьи все считают  фокстерьера Фортуну (Фотю).
Супанбаевы имеют награды союзного, таджикского, кыргызского правительств. Кенеш — кандидат геолого-минералогических наук. Диссертация была защищена еще  в Академии наук СССР. Можно было бы оставить работу, но геологи не сдаются.
Супанбаевы часто путешествуют. Они бывают у друзей  в Германии, Австрии, Голландии, Франции, ежегодно посещают родственников на Украине.
По-прежнему увлекаются спортом, классической музыкой. Дома до сих пор хранятся образцы пород: горного хрусталя, агата из Памира и Ала-Тоо,  родонита — подарка  уральских коллег…
И  все так же  Кенешу и Ирине снятся тюльпановые поля,  горы и «остроконечных елей ресницы над голубыми  глазами озер».

Лариса САПЕГО.






Добавить комментарий