Main Menu

48 часов из жизни Суйум Сулаймановой

Имя Суйум Сулаймановой стало весьма известным в национальной киноиндустрии после того, как она сняла свою короткометражную картину «Друг мой — враг мой», которая получила приз как лучший короткометражный фильм на Всемирном фестивале азиатского кино в Лос-Анджелесе. Лента — дебют режиссёра, снята творческой командой всего за 48 часов, бюджет же фильма составил 1 000 сомов. Картина изначально была снята для республиканского конкурса «Снять за 48 часов», где получила первый приз в номинации «Лучший фильм», а её автор удостоена семидневной путёвки в Нью-Йоркскую академию кино. После такой удачи девушка решила попытать счастья в более престижном конкурсе в Лос-Анджелесе. Как мы теперь знаем, её лента вызвала прекрасные отзывы жюри, взяла замечательный приз, а автор ещё получила стипендию в $5 000.

Суйум родом из предгорного села Асылбаш Сокулукского района Чуйской области (это около часа езды до столицы), которое в этом году было на устах и в телесюжетах многих СМИ, как отечественных, так и зарубежных. Прославил его также уроженец Асылбаша, а ныне московский таксист Кайрат Тентимишев, который совершил гражданский, можно сказать, подвиг: ждал свою пассажирку, оставившую в его такси деньги и документы, целых восемь часов на московском морозе и всё-таки дождался. Такие вот они, настоящие асылбашцы. Село Асылбаш — большое, красивое и утопает в зелёном убранстве. Детство девушки прошло здесь, и она до сих пор с теплотой вспоминает, как ездила верхом на лошади и встречала коров, возвращавшихся с горного пастбища. Чабан угонял их туда по утренней зорьке, а вечером у подножья горы их встречала айыльная детвора. В детстве Суйум любила играть в куклы, но когда окончила школу и поступила в университет, родители велели ей оставить игрушки дома, поскольку студентам в куклы играть будет некогда.

Из сильных детских впечатлений у Суйум и сегодня остались сказочные истории, которые ей рассказывал отец. Все они были на тему «Плохая и хорошая девочка», он мудро повествовал дочурке о том, как в разных ситуациях ведут себя плохая и хорошая девочки, и Суйум старалась подражать только хорошей. Ещё одно сильное воспоминание, которое всплывает в памяти режиссёра, — её бабушка и дедушка, которые  делали вкусный домашний каймак, а все внуки уже с самого начала процесса изготовления собирались рядом с кусками свежего тандырного хлеба, чтобы потом поочерёдно намазать на них каймак. Дедушка — ветеран войны также рассказывал внучке различные эпизоды из военного времени, пел фронтовые песни и особенно любил «Катюшу». Вот в такой доброй, богатой на детские впечатления атмосфере росла будущий кинорежиссёр. Начало её творческой деятельности пришлось на школьную пору. Девочка была ответственной за рисунки в классной стенгазете, которую всегда красочно оформляла. Строгий спрос школьных педагогов воспитал у неё самостоятельность и умение доводить до конца любое дело.

После школы она поначалу выбрала профессию дизайнера, но по баллам в вуз не прошла, и тогда поступила в столичный Аграрный университет имени К. Скрябина на факультет инженерной психологии и педагогики. Так вот вышло, что по первому своему образованию Сулайманова — педагог-психолог, а по второму — юрист (она также окончила КРСУ), но по этой специальности не работала, поскольку параллельно прошла режиссёрские курсы у директора известной студии Эрнеста Абдыжапарова. Он там преподавал, а после окончания курсов мастер предложил Суйум работу в своей студии. Она давно лелеяла мечту снять что-то самостоятельно, но каждый раз казалось, что для этого не хватает профессиональной квалификации, поскольку в кинопроизводстве она до сих пор занималась больше организационной работой, а не находилась на съёмочной площадке в качестве режиссёра. Первый год девушка думала, что это пристанище временное, но оказалось, что семидневный мастер-класс открыл новый для неё мир кинематографа. Она по сей день признательна Абдыжапарову за то, что он доверил не искушённой в кинопроизводстве девушке трудиться в своих полнометражных фильмах, и она проработала в должности директора студии целых 5 лет.

В 2018 году Сулайманова впервые попробовала себя как режиссёр, когда решила участвовать в республиканском киноконкурсе под девизом «Снять за 48 часов». Она узнала о нём из «Инстаграмма» и сообщила друзьям. Они прошли регистрацию и затем сняли ленту «Иголка иностранца». Тогда её лента попала в топ-48 фильмов из 300 участников, но лавров не снискала. В 2019 году она также подала заявку, но идея самой картины пришла практически в канун срока, когда фильм нужно уже было отправлять жюри. Её тётя Айнура Ергешева работала в Федерации конного спорта, и Суйум часто бывала с ней на ипподроме, многое увидела и запомнила. Так родилась финальная идея снять картину про мальчика, чьи родители работают на ипподроме, который ест мясо своей любимой лошади и горько плачет.

Затем вместе с друзьями она написала сценарий, и они поехали на ипподром, чтобы отыскать малыша на роль главного героя. Снимая ленту, названную «Друг мой — враг мой», она не рассчитывала на призы, а лишь хотела получить удовольствие от самого процесса съёмок. Суйум отвечает, что порой люди любят говорить о своём трепетном отношении к лошадям, дескать, от рождения до смерти лошадь всегда находится рядом с ними. Однако потом они могут приготовить из лошади казы или чучук, но никакого душевного угрызения при этом не почувствовать. В снятой картине трагизм сцены заключался в том, что мальчик впервые сталкивается с жестоким взрослым миром, когда погибает его конь. А вообще, считает Суйум, каждый, очевидно, помнит такой момент, когда впервые оказывался в подобной ситуации.

Фильм надо было снять, смонтировать, наложить звук и отправить в адрес фестиваля за 48 часов. Потом группа узнала, что в конкурсе вместе с их работой участвовали ещё 500 лент, из которых только из КР заявили 63 картины. В одно время со своим фильмом группа снимала также картину для другого участника того же конкурса. То есть для будущего соперника Суйум. Работала группа из шести человек очень слаженно и оперативно, и к сроку успели снять обе ленты. Цель была одна — снять максимально интересный фильм и получить удовольствие от этого. Это поразительный результат — снять два фильма за два дня и всего за 1 000 сомов. Причём эта сумма потребовалась, чтобы купить чучук и шоколадку исполнителю ключевой роли, которого нашли там же, на ипподроме. Он оказался сынишкой одного коневода, у которого была большая семья. Она жила рядом с ипподромом, поэтому мальчик любил коней, и у него уже была своя лошадь, за которой четырехлётний Айдиншер (так звали малыша) заботливо ухаживал. В семье росли дети и постарше, но когда режиссёр увидела его взгляд, то сразу поняла, что представляла главного героя именно с такими, не по-детски грустными глазами. В общем, авторы решили снимать именно этого малыша.

Все, кто связан с киноиндустрией, знают, что труднее всего в кадре снимать детей и животных. А так как у Суйум и её коллег они были в кадре одновременно, то сложность оказалась, что называется, двойная. Однако каких-то творческих заминок с главным исполнителем не возникло. Айдиншер очень любил лошадей, киношники просто попросили малыша представить, что его коня должны зарезать, а дальше мальчик так проникся ролью, что сыграл как надо. В картине есть сложная сцена с обрезанием, которое делают мальчику, она снята так достоверно, что многие потом спрашивали: всё на самом деле так и происходило? Нет, всё это было естественно сыграно, поскольку это всё же игровое кино. А если зрители верят, значит, авторы картины сработали не зря и, как сейчас говорят, весьма круто. В результате картина вошла в топ-48, несмотря на то, что соперники были также из, что называется, крутых, оснащённых самой современной кинотехникой, и снимали ленты именитые режиссёры. Именно цели победить и увидеть Нью-Йорк не было, но заявить о себе Суйум и её друзьям хотелось.

В американской киноакадемии, восхищающей техническим оснащением, дни учёбы были насыщенны, все занятия тесно увязывались с практикой. За это девушка признательна организаторам и жюри конкурса, которые предоставили ей такую замечательную возможность, признав её картину лучшим азиатским короткометражным фильмом. Для поездки в академию и на кинофестиваль в Лос-Анджелес нужны были немалая сумма денег и время, всё же Сулайманова решилась воочию увидеть родину мирового кинематографа — Голливуд. На фестиваль отобрали всего 12 картин со всего азиатского континента, а призы вручало жюри мировой престижной премии «Золотой глобус». Для создателей кыргызской ленты стало большой честью, что их работу заметили и достойно оценили, включив её в список лучших фильмов стран Азии.

Как к фильму отнеслись в Америке? Там в основном спрашивали про сцену с обрезанием — настоящая она в кадре или нет? Оценки были восторженные и эмоциональные. Также люди восхищались тем, что кыргызстанцы сняли четырёхминутный, но добротный крепкий фильм всего за 48 часов и очень правдоподобно воплотили свой замысел. Суйум очень волновалась, когда ей вручали памятную статуэтку лауреата, до сих пор это кажется сладким сном, ведь для любого кинорежиссёра весьма значима награда от жюри «Золотого глобуса».

Куда она потратит полученную премиальную сумму? Суйум ответила, что пока не решила, но одно знает точно — деньги пойдут на дальнейшее творчество, поскольку полученная награда заставляет ещё целеустремлённее идти к совершенству. Что будет делать в новом году? Конкретного ответа девушка не дала, поскольку в киношном мире всё рассказывать заранее не очень хорошая примета. Однако замыслами на будущее Суйум всё же поделилась. Сейчас в планах молодого режиссёра съёмки новых лент, темы которых она пока что глубоко обдумывает, но стало известно: она уже заключила соглашение о создании новой картины и теперь напряжённо работает над её сценарием.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

На фото: режиссёр Суйун Сулайманова на фестивале в Лос-Анджелесе.






Добавить комментарий