Main Menu

Айыл, где есть вода и нет проблем с работой

Кыргызстан вот уже почти 30 лет пытается выстроить систему управления, которая обеспечит процветание страны и широкие права граждан. Однако процветания не наступает, а созданная год назад рабочая группа по административно-территориальной реформе (какой по счёту?) вновь прикидывает, какое звено в иерархии власти ликвидировать, а какое, напротив, добавить, чтобы в казну государства и деньги в достаточном количестве поступали, и чтобы их с умом и правильно расходовали. Так, чтобы в итоге у нас и заводы-фабрики-фермы работали, и детсадов-школ было достаточно, и молодёжь никуда не уезжала, а трудилась в родной стране.

На днях доктор Макс Георг Майер, руководитель центральноазиатского представительства Фонда Ханнса Зайделя, предложил стране модель управления, которая, на его взгляд, была бы наиболее подходящей и эффективной в наших условиях. Под эффективной имеется в виду, что все шестерёнки машины управления государством работают в интересах народа, приводя к желанному благополучию. Своим видением доктор поделился с депутатами Жогорку Кенеша, представителями аппаратов Президента и правительства, членами Центральной избирательной комиссии, главами айыл окмоту и экспертами.

Село Ичке-Булун Джети-Огузского района Иссык-Кульской области — одно из многих у нас в стране, где нет чистой воды. Водопровод, построенный в советское время, забит. У кого есть возможность, пробили во дворе колонки, у кого нет — таскают воду из колодцев, открытых всем дождям, ветрам и, соответственно, мусору. По проекту АРИС в Ичке-Булуне должен быть построен водопровод, но только в следующем году. Вот ради того, чтобы во всех наших сёлах была возможность самим строить водопроводы, и предлагает реформу Макс Георг Майер.

Макса Георга Майера в нашей стране хорошо знают. В городах и сёлах, даже самых отдалённых, пожалуй, его знают даже лучше, чем чиновников из центрального и областного звеньев, потому что он не сидит в своём офисе в Бишкеке, а разъезжает по всей республике. Представительство Фонда Ханнса Зайделя вот уже более 17 лет готовит в нашей стране совместно с Академией государственного управления при Президенте КР управленцев нового поколения, включая государственных и муниципальных служащих. Выпускники магистерских программ фонда, финансируемых правительством Германии, работают по всей стране. Регулярно встречаясь с ними, а также с областными и районными властями, бывая в мэриях, айыл окмоту, на полях, перерабатывающих предприятиях, присматриваясь к условиям, созданным для инвесторов, Майер настолько изучил жизнь страны, менталитет и иерархию власти, что знает все наши плюсы, «косяки» и подводные течения, которые на самом деле управляют расстановкой кадров и соответственно выстраивают отношения между звеньями управления.

Подготовленная Максом Георгом Майером программа по-немецки лаконична и проста. Общаясь с народом, он пришёл к выводу, что люди желают эффективного и прозрачного управления государством и сами хотят участвовать в этом управлении. Именно неэффективное государственное управление, а также коррупция, пронизывающая всю вертикаль власти, и привели к краху Советского Союза, говорит он, и абсолютно прав.

После распада СССР Кыргызстан, объявив себя независимой республикой, по сути, сохранил ту же вертикаль власти. Только вместо председателей колхозов, первых секретарей райкомов, обкомов и ЦК выстроилась пирамида айыл окмоту — районный аким — губернатор — Президент. Да, создавалась видимость демократии путём выборов представителей народа в айыльный, районный, областной кенеши, но на самом деле реальной властью обладали акимы, губернаторы и Президент.

Все беды государств от плохого управления им. Это человечество поняло с тех пор, как объединилось в государство

Сегодняшняя модель управления тоже близка к президентской: глава айыл окмоту — районный аким — полномочный представитель правительства в области. При этом кенеш остался только на уровне айылов, он избирает глав айыл окмоту. Кенеша и бюджета на районном и областном уровнях нет, акимов и полномочных представителей правительства назначает премьер-министр. Ликвидировав областное и районное звенья местного самоуправления, республика фактически вернулась к сильной вертикали власти.

По убеждению доктора Майера, в областном звене управления нет необходимости. Нужно укрупнить районы, создав 20 вместо 40, и путём прямых всенародных выборов избрать районных акимов, которые одновременно будут выполнять функции представителей правительства и обладать соответствующими полномочиями. Главы аыйл окмоту тоже должны избираться путём прямых выборов — народом, а не кенешами. При этом должны быть два уровня бюджета: районный и айыльный, а также районный и айыльный кенеши.

Что это даст? Доктор Майер приводит пример. В Кыргызстане с момента развала СССР говорят об опасности хвостохранилищ с радиоактивными отходами. Более всего в их реабилитации и рекультивации заинтересовано местное население, однако для этого у айыл окмоту нет ни финансов, ни техники, ни специалистов. Проблему можно было бы решить на уровне районной власти, обладающей полномочиями представительства правительства и, соответственно, ресурсами.

Приглашённые на встречу согласились с доктором Майером: да, реформа необходима; да, нужно ликвидировать областные звенья и укрупнять районы. Более того, укрупнять айыльные округа, поскольку у нас некоторые из них состоят из одного села, причём 83% айыльных округов не самодостаточны — сидят на дотациях.

«…Самая большая проблема Кыргызстана, полагаю, заключается в том, что им до сих пор не выбрана устойчивая, подходящая, эффективная модель управления государством. Хотя за годы независимости их было опробовано несколько, включая структурные ломки, реорганизацию, урезание или, напротив, расширение полномочий… Нужно проанализировать все эти эксперименты, определить плюсы-минусы и остановиться на самой результативной и прозрачной системе управления. При этом разработать и ввести индикаторы успешности, чтобы из года в год видеть, меняются ли дела к лучшему.

На мой взгляд, нужно повышать роль районного звена, так как оно является самым нижним уровнем государственного управления и работает непосредственно с населением. Наблюдается противоречие: с одной стороны, провозглашается, что граждане страны должны быть активными, с другой — ликвидированы районные кенеши, акимы уже не выбираются, а назначаются. Забрали у районов и право иметь собственный бюджет и распоряжаться им — как в таких условиях создавать рабочие места, где брать инвестиции?»

Из интервью Макса Георга Майера «Слову Кыргызстана». Август 2018 года.

«Я изначально выступал за введение прямых выборов акимов и глав айыл окмоту, — сказал представитель парламентской фракции «Республика — Ата Журт» Кенжебек Бокоев. — Когда-то мы начинали реформы для того, чтобы построить парламентскую республику, а создали президентскую. При этом областные и районные звенья зачастую дублируют друг друга. Нужно укрупнять районы и подчинять их напрямую премьеру».

По словам доктора экономических наук, бывшего министра экономики, ныне советника директора Национального института стратегических исследований КР Арзыбека Кожошева, оставив и областное, и районное звенья управления, но ликвидировав на их уровнях бюджеты, мы пришли к нонсенсу — нелепице. В мировой практике, если существуют районные и областные звенья, то имеются и соответствующие бюджеты. Административная и финансовая реформа должны осуществляться в едином русле, гармонично, а не противоречить одна другой.

Голоса участников встречи разделились, пожалуй, только в сроках проведения реформ. Одни заявили, что её нельзя затягивать, другие считают, что необходимо сначала внести изменения в Конституцию — в разделы, устанавливающие систему управления и распределяющую полномочия. Ведь, к примеру, по существующему положению, акимов районов назначает премьер-министр.

«Я за укрупнение районов, — сказал в интервью «Слову Кыргызстана» один из участников обсуждения Кайрат Осмоналиев, член Центральной избирательной комиссии, доктор юридических наук, — но, если реформировать существующее деление волевым решением, стоя, как говорится, «на берегу», ничего хорошего не получится. Надо подойти к делу продуманно, проведя предварительную работу в айылах. В том числе переговорить с неформальными лидерами на местах. Иначе «вирус непослушания», который сидит в нашем обществе, даст о себе знать, и всё заблокируется в очередной раз. Однако прежде всего нужно внести изменения в Конституцию, чтобы Конституционная палата не признала новшества незаконными».

Кифаят АСКЕРОВА.

Фото автора.






Добавить комментарий