Main Menu

Плюс цифровизация всей страны

Влияние цифровой экономики в мире, безусловно, велико. Новые технологии всё больше присутствуют в современной жизни, практически полностью меняют ход нашей деятельности, структуру процессов работы, социального взаимодействия. Уже сложно представить себе наш день без использования информационных технологий. На работе, дома, на прогулке — везде мы берём с собой «умных» помощников — телефон, ноутбук, планшет и др. Сегодня мы проживаем 31-часовой день, поскольку совмещаем несколько дел одновременно. Мы всё чаще слышим, что жизнь стала быстрее с развитием цифровых технологий, хотя, казалось бы, все сервисы направлены на сокращение трудозатрат человека. По отчётам международных агентств, сейчас на планете интернетом пользуется свыше 4 миллиардов человек, то есть больше половины населения земного шара теперь в Сети.

Сегодня идеей цифровой трансформации охвачен весь мир. В нашу повседневную жизнь стремительно ворвалось новое слово, которое может изменить многое, — «цифровизация». Что это такое и с чем его едят? Как отметил, выступая на Санкт-Петербургском экономическом форуме, Президент России В. Путин, сегодня мировая экономика «беременна» цифровизацией. Кыргызстану так же жизненно важно войти полноправным участником в новый технологический мировой уклад под названием «цифровая экономика». Не случайно эксперты-аналитики называют процесс цифровизации экономики Кыргызстана вопросом национальной безопасности. Цифровая экономика — это не отдельная отрасль, а по сути уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. Формирование цифровой экономики — вопрос национальной безопасности, независимости КР, успешной конкуренции отечественных компаний.

Президент КР С. Жээнбеков объявил 2019-й Годом развития регионов и цифровизации Кыргызстана, а 4 октября он открыл в Бишкеке первую международную конференцию «Цифровая трансформация в Центральной Азии» (DTCA). Организаторами трёхдневного форума стали Университет Центральной Азии (УЦА), Государственный комитет информационных технологий и связи и Парк высоких технологий КР. На форуме собралось более 20 зарубежных докладчиков из 12 стран мира, а также 100 ведущих технологических экспертов из Центральной Азии, чтобы обсудить текущие и будущие тенденции в технологической сфере. Зарубежные докладчики поделились идеями текущей эволюции цифровых технологий во всём мире и Центральной Азии. Участники форума рассказали, как организации ЦА могут применять цифровые технологии и какую роль в продуктивной трансформации играет сотрудничество. Директора по информационным технологиям государственных организаций и частных компаний, специалисты, государственные служащие, работники системы образования и исследователи обсудили в столице Кыргызстана последние подходы и методы в решении сложных, но весьма увлекательных задач, связанных со сбором и анализом данных, цифровыми государственными услугами, управлением (в государственном и частном секторах), кибербезопасностью и повышением роли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной и исследовательской сферах.

Открыл конференцию приветственной речью Президент Сооронбай Жээнбеков.

«Уважаемые дамы и господа!

Приветствую всех участников сегодняшней конференции, имеющей большое значение для нашей страны. Дорогие гости — интеллектуальные лидеры IT-сектора, руководители компаний, добро пожаловать в нашу солнечную страну! Благодарю вас за вашу готовность внести свой вклад в цифровые реформы, проводимые в нашей стране, за то, что вы приехали поделиться своими знаниями, опытом. Представители местного IT-сообщества! Ваша деятельность играет решающую роль в строительстве обновлённого Кыргызстана — Цифрового Кыргызстана. Сегодня вами инициируются новые перемены, внедряется цифровая философия в общество. Желаю успехов в вашей патриотической и новаторской работе. Готов и впредь оказывать вам всяческую поддержку.

Уважаемые участники конференции!

В настоящее время цифровые технологии меняют лицо мировой экономики, создавая возможности для всех стран принимать широкое участие в глобальных процессах. Чтобы эффективно воспользоваться новыми возможностями, необходимо создать новую сферу в государственном управлении, бизнесе и обществе, способную и готовую принять новшества. Только те страны, которые не избегают перемен, оперативно принимают обновления и быстро воплощают их в жизнь, достигают успеха. Мы также должны, не отставая от других стран, построить современное общество и стремиться занять свою нишу в глобальной цифровой экономике. Мы поставили цель вывести нашу страну на передовое место в регионе по цифровизации. Нам необходимо незамедлительно решить ряд проблем, препятствующих достижению данной цели. Цифровые технологии не полноценно внедрены в государственной и муниципальной службах. Слабость цифровой инфраструктуры является барьером на пути производства качественной продукции и конкурентоспособности бизнеса. Из-за отсутствия широкополосного интернета цифровые технологии остаются в неполной мере доступными для сельской местности. Этот фактор негативно влияет на развитие страны, в особенности регионов. С целью скорейшего решения указанных проблем 2019-й моим Указом был объявлен Годом развития регионов и цифровизации страны. В этом направлении ведутся комплексные работы. Уже есть первые результаты в деле цифровизации страны. Через межведомственную электронную систему «Тундук» начался процесс обмена информацией между государственными органами. Начат процесс предоставления некоторых государственных услуг в цифровом формате. Активно внедряется проект «Безопасный город». Особо подчёркиваю, что это не экономический проект, направленный на извлечение выгоды правительством, этот проект направлен на снижение дорожных происшествий и сохранение жизни людей. С момента реализации данного проекта на 50% уменьшились нарушения правил дорожного движения. В два раза снизилось количество ДТП на автодорогах республики. Идёт процесс цифровизации судебной системы, правоохранительных органов и органов прокуратуры. Начата работа по обеспечению прозрачности деятельности данных структур. Имеются некоторые достижения по цифровизации социальной сферы. Появились такие нововведения, как электронная книга, электронная очередь, оплата через мобильные приложения. Проводится масштабное обучение в целях повышения цифровой квалификации специалистов и руководителей. Растёт число граждан, вовлекающихся в данный процесс, осознавая значение и полезность цифровых технологий. Снижается контакт с чиновником в государственных органах, растёт количество использования технических средств. Вместе с тем мы объективно оцениваем ситуацию и отмечаем, что впереди предстоит решить ещё немало задач. Цели, которых нам следует достичь в ближайшие годы, следующие.

Первая. Цифровые технологии значительно изменят государственную и муниципальную службы. В целях более оперативного определения требований граждан и потребностей общества будут расширены и углублены «цифровые решения». Прозрачность процесса принятия решений, открытость и оперативность взаимодействия с гражданами будут подняты на новый качественный уровень с помощью цифровых технологий. Цифровизация повысит эффективность государственных органов, уменьшит человеческий фактор, что сократит уровень коррупции. Оперативно реагирующее на различные ситуации мобильное и гибкое государственное управление требует мобильности самих государственных служащих. Правительство станет цифровой платформой, где с участием бизнеса, через применение мобильных устройств будет увеличено количество предоставляемых услуг. Вместе с этим будет внедрена платформа «Санарип аймак» (Цифровой регион). Оказание местных и муниципальных услуг будет переведено в электронный формат, и они начнут предоставляться через стационарные и мобильные устройства. Государственные и муниципальные служащие должны изменить своё мышление, адаптироваться к новым условиям, создаваемым цифровизацией, и быть в авангарде проводимой реформы.

Вторая. Через повышение цифровых знаний, способностей наших граждан мы будем формировать цифровое общество. Цифровизация изменит все сферы жизнедеятельности и образ жизни людей. Изменив менталитет общества, цифровые технологии войдут в жизнь каждого гражданина. Необходимо будет получать новые знания постоянно, осваивать новые методы. Это повысит способность человека к конкуренции, востребованность на рынке труда согласно требованиям времени. Если мы не будем готовы к изменениям, цифровой мир останется закрытым для нас. Поэтому каждый гражданин должен воспринимать новшества, учиться всегда. Этика общения в интернет-пространстве, обеспечение кибербезопасности, цифровая культура должны стать обязательными правилами в нашей жизни. Таким образом, цифровизация общества — важный процесс, который будет определять наше место в мире вместе с другими показателями. Процесс цифровизации станет успешным только тогда, когда будут объединены усилия всех заинтересованных сторон — общества, государства, бизнеса, международных организаций, иностранных партнёров.

Третья. Перед нами стоит задача по улучшению деятельности сфер образования, социальной защиты, здравоохранения во всех регионах республики через использование возможностей цифровизации. Теперь будет уделено особое внимание двум стратегическим направлениям: во-первых, вне зависимости от того, город это или село, повсеместное внедрение новых цифровых технологий и обеспечение качественным медицинским обслуживанием. Во-вторых, повышение качества образования. Широкое распространение технологий дистанционного образования для обеспечения предоставления качественного образования в сельской местности. В школах и больницах будущего широко будут применяться цифровые технологии. Успех работы в этих социальных сферах в первую очередь повлияет на улучшение уровня жизни населения.

Четвёртая. Новые возможности изменят привычные сектора экономики, через использование искусственного интеллекта повысится производительность труда. Инновационные решения окажут положительное влияние на ведение бизнеса, на рост экономики в целом. Откроются новые возможности. Опираясь на них, за короткое время сможем выйти на новый уровень развития. Используя информационные технологии, расширим возможности создания новых рабочих мест. Ещё один важный момент. Кыргызстан имеет огромный энергопотенциал.

Он позволит нам создать региональную вычислительную инфраструктуру, необходимую для искусственного интеллекта, больших данных, технологий блокчейн. Вместе с тем мы должны с осторожностью относиться к влиянию криптовалюты на экономику. В перспективе сама информация будет иметь ценность цифрового золота. В итоге мы ставим цель строительства цифровой экономики, опирающейся на знания.

Пятая. Кыргызстан должен стать региональным центром технологического трансфера. Это наша амбициозная цель. Нам необходимо осваивать и распространять передовые технологии. Мы стремимся стать страной, являющейся катализатором перемен, поставляющей новые технологические решения и инновации в пространство ЕврАзЭС, ШОС и ВТО. Поэтому мы должны поддерживать производство собственных IT-продуктов и технологические проекты, стартап-инициативы и исследования в данном направлении. Также следует создать технологические парки и лаборатории. Будет целесообразно создание на базе Парка высоких технологий инновационного кластера.

Шестая. Вопрос обеспечения защиты данных — направление, требующее особого внимания. Защита интересов государства начинается с защиты государственных тайн. Также интересы наших граждан являются неприкосновенными. Никто не должен посягать на информацию персонального характера без разрешения гражданина. В связи с этим необходимо обеспечить достаточный уровень соблюдения кибербезопасности, защиты персональных данных и цифровой этики. Правительство приняло стратегию по кибербезопасности. Теперь мы нуждаемся во внедрении самых новых технологий в данной сфере.

Уважаемые наши партнёры!

Мы хорошо понимаем, что успех цифровизации страны зависит от объединения усилий всех заинтересованных сторон, требует консолидации усилий государства, бизнеса и общества. Совместная работа с зарубежными партнёрами, международными организациями имеет очень важное значение для нас. Мы нуждаемся в помощи партнёров, как в сфере знаний и технологий, так и финансовой поддержке для реализации новых проектов. Партнёрство и совместные инициативы для нас — острая необходимость, и мы намерены сформировать новую культуру широкоформатного взаимодействия. Наши цели мы вам изложили, и теперь вы знаете, чего мы хотим достичь. В связи с этим я предлагаю рассмотреть возможность создания клуба цифровых лидеров с вашим участием. Думаю, предлагаемый мною клуб может стать эффективной форсайт-площадкой в нашем регионе по вопросам цифрового развития. Тем самым мы сегодня заложили бы основу для нашего долгосрочного партнёрства. От имени государства в предлагаемом клубе будет участвовать Государственный комитет Кыргызской Республики по информационным технологиям и связи.

Уважаемые гости!

Ещё раз благодарю вас за участие в процессе цифровизации нашей страны. Ещё раз отмечу, что мы открыты к партнёрству и совместной работе! Вместе мы сможем добиться, чтобы Кыргызская Республика играла весомую роль в цифровом мире. Вместе с тем заявляю, что задача по продвижению процесса цифровизации относится к первоочередным обязанностям руководителей государственных органов, находящихся здесь. Со стороны государства сделан ряд больших шагов по направлению цифровизации, впереди ещё много планов. Вам известно, что я, как Президент страны, уделяю особое внимание этому направлению. Цифровизация страны является приоритетным направлением моей деятельности. Соответствующие министерства, ведомства обязаны ускорить реализацию поставленных задач в этом направлении. Выше я назвал задачи в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты. Также необходимо по всей стране внедрять технологии по автоматизации системы скорой помощи, телемедицине, онлайн-консультации. Стоит задача активного внедрения цифровых технологий в сектор архитектуры и строительства. Для эффективного управления государственным имуществом необходимо ускорить внедрение в этот сектор электронного реестра, электронных средств для прозрачности счетов. Мы осуществим реформы секторов энергетики и горной промышленности. Цифровизация станет основным инструментом в обеспечении прозрачности в этой сфере. Идёт процесс цифровизации государственной службы регистрации, но его темпы недостаточны. Необходимо ускорить процесс цифровизации судебной системы,  правоохранительных органов и прокуратуры. Для донесения цифровизации до населения областная и районная власти должны сами хорошо освоить цифровые технологии. Перед ними стоит задача перевода на электронный формат оказания услуг на уровне области и района. Местная власть должна без опозданий принимать нововведения и увеличить цифровые решения при выполнении своих функций. Не забывайте, что перед вами стоит основная задача — повышение цифровой грамотности населения. Ускорим цифровизацию сферы бизнеса. Фирмам, создающим новые рабочие места, особенно IT-компаниям, ведущим свою деятельность в сельской местности, со стороны государства будет оказана всесторонняя поддержка.

Уважаемые участники!

В завершение выражаю благодарность организаторам сегодняшней конференции — Университету Центральной Азии, Парку высоких технологий, Государственному комитету информационных технологий и связи. Уверен, что эта конференция станет площадкой для новых творческих идей по цифровой трансформации.

Желаю всем вам успехов. Пусть в нашем Кыргызстане всегда будут мир и согласие!»

Председатель Совета попечителей Университета Центральной Азии (УЦА) и дипломатический представитель Организации Ага Хана по развитию (АКДН) доктор Шами Кассим-Лакха в своём приветствии участникам конференции подтвердил готовность УЦА и АКДН продолжать поддерживать и совместно работать с правительством Кыргызстана над внедрением в практику рекомендаций по цифровизации, которые были отмечены в речи Президента С. Жээнбекова на форуме. Оратор заметил, что весьма важно, «чтобы обучение и технологические достижения не стали источником бессистемного развития, а опирались на этические, культурные и нормативные основы общества». На конференции выступили с презентациями известные международные исследователи, эксперты и представители зарубежных IT-компаний, деловых и научных кругов. Они обсудили методы подготовки к цифровому развитию Центральной Азии, глобальные тенденции в сфере инновационных технологий и другие темы. В рамках конференции также была развёрнута экспозиция выставки, где отечественные IT-компаний представили продукцию.

Выступивший на конференции специалист политики экономического развития директор института исследования регионального университета Суньчуньян Республики Кореи Хак-Мин Ким внёс предложение о создании иссык-кульского технопарка. «Умный город» быстро реагирует на многие трудности в городах. Поэтому необходимо создавать бизнес-инкубаторы и технопарки высшего уровня «Умный город», — сказал гость. Он слышал о наличии в КР технопарков, и, по его мнению, технопарк поможет как обеспечить рабочими местами, так и будет расти сам. Существует восемь технологических областей по «умным направлениям». Технологические инновации могут связывать работой университеты и правительства, поскольку вузы и исследовательские институты должны трудиться вместе с бизнесом. Хак-Мин Ким сообщил, что работал в Корее над созданием технопарков, например таких, как Chungam park. Для Кореи он создал восемь технопарков со своей национальной цифровой платформой, а вообще, в этой стране действует более 20 технопарков. «Для работы проекта «Умный город» нужно, чтобы все университеты были связаны с правительством», — подчеркнул оратор. Он предложил, демонстрируя участникам форума слайды с примерами технопарков в туристической сфере, подумать об организации технопарка на Иссык-Куле, который можно было бы создать, поскольку там хорошая погода и замечательная природа. Далее гость предложил разработать генплан для кыргызского технопарка и сфокусироваться на бизнес-инкубаторах, они есть в КР, но, на его взгляд, непрофессиональные.

С помощью цифровых данных можно заметно увеличить сбор налогов. Об этом на конференции рассказала вице-президент и генеральный менеджер отделения по Центральной и Восточной Европе компании SAP Наталья Панина. Сегодня появился новый вид стратегического актива, и на примерах оратор рассказала, как, используя анализ данных, можно значительно улучшить ситуацию во многих областях и сферах жизни. По её словам, в американском штате Индиана заинтересовались решением проблемы высокой младенческой смертности. Тогда в соответствующих структурах были собраны данные о том, сколько платят мамам, как далеко расположены их дома, есть ли достаточное образование у различных слоёв населения. Надо было соединить большое число анализов спектров данных. Выявили весьма простую причину: удалённые на 5,4 километра от больницы семьи не имели доступа к медицинскому сервису и патронажу и не пользовались должным образом средствами гигиены. После этого внесли изменения в государственные программы, появилось финансирование и изменилась система патронажа.

По такому же принципу проанализировали и ситуацию с освобождёнными из тюрем преступниками, поскольку те часто возвращаются на нары. Почему это происходит? Оказывается, люди не входят в «комьюнити» для того, чтобы узнать полезную и позитивную для них информацию. Например, как отказаться от наркотиков и т. д. В Квинсленде (Австралия) существовала проблема с налоговым администрированием, так как в штате трудилось всего 500 налоговых работников. Проанализировав базу данных, выявили предпринимателей в зоне рисков, с которыми в последующем и работали налоговики. Н. Панина также рассказала участникам форума о национальном хранилище в Дании, которое обеспечивает все министерства и ведомства чистым срезом данных.

«Будущее в мире за маркетинговыми технологиями», — сообщил в своём выступлении в Бишкеке международный эксперт, вице-президент по информационным технологиям и инновациям компании Etihad Airways Кашиф Рана, сделавший доклад на тему глобальных тенденций в сфере технологий. Он подчеркнул, что цифровая трансформация — процесс видения будущего, проверка будущего конкретной организации и компании и вызовов для всех. По мнению специалиста, если не вклиниться в процесс цифровой трансформации, то можно остаться позади конкурентов в мировом сообществе. Он полагает, что цифровая трансформация необходима не только ради самой технологии, а прежде всего для повсеместного её внедрения во всей организации.

С содержательным докладом «Цифровая трансформация в Кыргызстане» перед участниками форума выступил глава Госкомитета по цифровым технологиям и связи КР Дастан Догоев. Он представил «цифровую «дорожную карту» Кыргызстана и познакомил с результатами, которые достигнуты в последние два года, и показал существующий уровень цифровизации в республике. Спикер сообщил, что население КР сейчас составляет 6,2 млн. жителей, а интернет-пользователей в стране насчитывается 2,5 млн. граждан. Это 70% от взрослого населения КР. Количество активных пользователей социальных сетей в Кыргызстане сегодня достигает почти 2 млн. человек. В стране имеется большой потенциал для того, чтобы использовать возможности мобильных технологий.

Эта картина меняется каждый год в позитивную сторону. Количество пользователей интернета и мобильных технологий выросло соответственно на 17 и 38%, 500 тысяч жителей республики. Этот факт говорит о том, что наши граждане весьма активно проявляют себя в социальных сетях. Также в стране у 40% населения имеются банковские счета, при этом насчитывается 15% пользователей электронного банкинга, 5% населения совершают онлайн-покупки и продажи, а это 300 тысяч граждан. Таким образом, у республики есть большой потенциал, в каком именно направлении развиваться.

Оратор коснулся стратегического видения Кыргызстана 2020-2040, о котором в своей речи говорил Президент С. Жээнбеков. Республика должна стать инновационной страной, которая глубоко использует современные технологии и знания для построения эффективной системы госуправления, для того, чтобы удовлетворять и соответствовать потребностям каждого гражданина КР, а в итоге занять достойное место в мировом развитии цифровых технологий. Это видение заложено в Национальной стратегии устойчивого развития КР на 2020-2040 годы. В контексте цифровой трансформации страны определены три цели, которых необходимо достичь. Развитие навыков. Это не означает, что надо переобучить всё население уметь программировать либо стать инженерами, а говорит только о том, что граждане КР должны обладать базовыми цифровыми навыками для получения, образования, медицинских услуг, покупать либо продавать товары и услуги, то есть получать цифровые дивиденды от цифровых технологий, то есть развить качественные услуги сервиса и достичь обеспечения экономического рывка за счёт развития цифровых технологий.

Далее Д. Догоев отметил, что в формате проекта «Тундук» Кыргызстан хочет стать государством — платформой для развития и создания новых инновационных услуг и сервиса. Проект предполагает тесное сотрудничество государства и частного сектора для того, чтобы максимально оказывать людям качественные услуги. В этом направлении уже реализован ряд проектов и достигнуты определённые успехи. Сегодня к системе «Тундук» уже подключено 102 системы государственных органов, 34 государственных органа обмениваются документами в электронном формате. Достаточно активно начали подключаться к этой системе коммерческие организации, экономические банки, операторы сотовой связи. Уже осуществлено 5,3 млн. транзакций. Если всё перевести на простой язык, то страна сэкономила 10 млн. листов бумаги. За одну минуту по всему миру происходит отправка и получение более 210 млн. писем. Через систему «Тундук» наши госорганы получают информацию от других госорганов.

Далее оратор рассказал, что в результате анализа ситуации в коммерческом секторе (коммерческие банки, операторы сотовой связи), оказалось, что у нас на рынке присутствуют мобильная связь, мобильные решения, есть почти 2 млн. человек, которые активно пользуются мобильными технологиями. Суть проекта заключается в том, чтобы государственная система «Тундук», вся эта цифровая инфраструктура стала платформой для бизнеса, создания прочной основы услуг и сервиса. Уже стала достаточно популярной услуга, которая реализована отечественными госпредприятиями. С её помощью начали проверять автомобили, номера государственных служащих, руководителей и т. д. За два дня этим сервисом воспользовалось более 70 тысяч человек. Как система работает? Через мобильное приложение вводим номер машины, и информация через «Тундук» забрасывается в сервис услуг. Сейчас через эту систему посредством мобильных приложений компаний «Альфа Телеком», «Нур Телеком» уже доступны государственные услуги в сфере образования, здравоохранения, ГРС и иные. Уже в ближайшее время в рамках цифровизации в социальном блоке планируется запуск услуг по Министерству труда и социального развития, сообщил Д. Догоев.

Что ещё даёт этот проект? Есть система превентивных услуг, которая предоставляет возможность заранее направлять гражданину уведомление о том, когда ему нужно получать услуги. Например, что срок действия его паспорта заканчивается через 30 дней и где он может получить новый паспорт, или, если у кого-то родился ребёнок, его уведомляют, что он может подать электронную заявку на получение положенного госпособия. Эти сервисы также запускаются в ближайшие недели. «Тундук», как пояснил оратор, даёт и ещё одну возможность. В связи с переходом на электронный документооборот электронный обмен документами за три месяца через эту систему Министерство труда и социального развития смогло получить 210 тысяч электронных справок. Это значит, что 210 тысяч граждан, которые без цифровизации стояли в очередях, получали бы бумагу, тратили нервы и ощущали подобный дискомфорт. Вот в чём преимущество системы «Тундук». Поэтому работу в этом направлении нужно усиливать и создавать больше условий для того, чтобы местное взаимодействие и оказание услуг населению было более простым, комфортным и доступным, независимо от места нахождения гражданина.

Д. Догоев подчеркнул, что одним из важных направлений концепции является развитие цифровой инфраструктуры. В 2018 году порядка 3,9 миллиарда абонентов в мире пользовались интернетом, а в 2023-м 70% всего населения Земли будет иметь доступ к Сети интернет. Кыргызстан в рамках проекта CASA-1000 при финансовой поддержке ВБ планирует создать надёжную защищённую инфраструктуру для внедрения цифровых услуг и сервиса в регионах. Сейчас идёт работа над реализацией судебной реформы, и судебные органы начали подключаться к Сети интернет. Активно подключают к этой сети школы. Переход на «облачные» технологии и развитие инфраструктуры данных также предусматривает создание подобной системы для того, чтобы надёжно хранить, обрабатывать, принимать качественные решения и оказывать качественные услуги населению. В рамках проекта также планируется строительство специального центра, и научные технологии позволят эту задачу выполнить.

Летом этого года постановлением правительства КР принята Стратегия кибербезопасности, поскольку угрозы и риски растут, и она определяет организационные, стратегические и операционные меры по обеспечению защиты прав гражданина, каждого госоргана либо организации и всей страны в целом. Академия госуправления при Президенте КР при технической поддержке ОБСЕ в апреле 2020 года совместно с МГИМО запускает уникальную в нашем регионе магистерскую программу «Цифровое правосудие». Планируется утвердить единые рамки компетенции, стандарт и программу обучения, по которым станут работать все учебные заведения. Это позволит завоевать доверие граждан к системам и услугам. Парк высоких технологий КР к 2023 году разработает направление «Искусственный интеллект для сохранения и развития кыргызского языка». Республика должна выстроить стратегию и готовить специалистов, переформатировать саму систему госуправления, чтобы принимать более качественные, правильные и своевременные решения.

Проекты национальной философии цифровизации строятся вокруг человека. Это означает цифровое «я», то есть когда мы все овладеем цифровой технологией, тогда будет цифровой наша страна. Цифровое «я» означает, что человек хорошо пользуется телефоном и может получать услуги, что гражданин КР обладает совершенно новыми качествами. «Он может жить в Кыргызстане, оказывать услуги всему миру. Он ведёт себя культурно в цифровой среде и не нарушает прав других людей, и это именно тот цифровой кыргызстанец, который будет трудиться во благо себя и во благо своей страны», — заключил Д. Догоев.

Здесь важно подчеркнуть, что, помимо предоставления беспрецедентной возможности для установления профессиональных связей и контактов с лучшими умами отрасли, конференция DTCA стала также плодотворной площадкой для глубокого диалога и открытых дискуссий с участием представителей таких компаний, как Microsoft, Cisco, Oracle и SAF, а также телекоммуникационной, горнорудной и энергетической сфер Центральной Азии. Устроители форума выразили уверенность и надежду, что он даст начало новому этапу сотрудничества и старту программ, благодаря которым цифровая трансформация в Кыргызстане и регионе будет крепнуть и развиваться.

Второй день форума начался докладом «Открытые данные как основа «Открытого правительства», с которым выступила вице-премьер-министр Алтынай Омурбекова. Она акцентировала, что цифровая политика развития сегодня актуальна для всех стран. Кыргызстан не стал исключением и стремится занять своё место на цифровой карте мира. По мере обретения независимости мы внедряем демократическую модель развития, одним из критериев которой является открытость госуправления. Наша страна в 2017 году вступила в партнёрство «Открытое правительство», и на сегодня меморандум о продвижении «Открытого правительства» уже подписало около 200 организаций, представителей институтов гражданского общества, экспертного сообщества и других заинтересованных сторон.

Это, как сказала А. Омурбекова, многосторонняя инициатива, направленная на реализацию обязательств правительства по обеспечению прозрачности, расширению прав и возможностей граждан, использованию новых технологий для усиления управления. Это партнёрство учреждено в 2011 году, и его страны-участницы приняли 2 500 обязательств, которые призваны сделать правительства более открытыми и подотчётными. Кыргызстан принял амбициозный план из 18 основных обязательств. Особенностью национального форума является то, что он создан на патентных началах и представлен правительственными структурами и гражданским обществом. «Открытые данные» — это один из пунктов Национального плана действий по развитию в Кыргызстане, его реализация является частью национальной стратегии «Санарип Кыргызстан».

В республике уже запущен портал «Открытые данные», где в свободном доступе размещено свыше 200 наборов данных 12 пилотных государственных ведомств. Сюда вошли системы образования, здравоохранения, Нацстатком, регистрационная служба, Министерство экономики, таможенная и налоговая службы. Среди 18 основных есть обязательство по доступу граждан к архивным данным 1918-1953 годов. Эти годы для нашей республики несут в себе и трагические страницы. Среди этих данных будет и список репрессированных и реабилитированных лиц. Парламент страны в этом направлении уже принимает законопроект. Также в «Открытых данных» представлено и образование КР, поскольку сегодня граждан республики интересует, что из себя представляют образовательные учреждения, каков их бюджет, как он тратится, в связи с этим появится возможность проводить его общественный аудит. Вице-премьер также отметила, что в инициативе «Открытое правительство», кроме правительственных структур, задействованы и структуры, неподотчётные и неподконтрольные кабинету министров, но тем не менее они также изъявили желание, чтобы их работа была максимально прозрачна и открыта.

Это судебная система, ЦИК, которая предполагает открытие данных политических партий, их избирательных фондов, в целом по прозрачности избирательного процесса. Идёт также модернизация реестра судебных актов с тем, чтобы у граждан была доступность ко всем решениям, принимаемым нашими судебными органами. Другая интересная инициатива состоит в том, что наш парламент также предложил ряд мер, которые направлены на прозрачность и подотчётность Жогорку Кенеша перед своими избирателями. По мнению экспертов, внедрение системы «Открытых данных» в КР должно привести к повышению прозрачности госорганов и реализации Концепции «Открытого правительства», формированию рынка предложений и сервиса, улучшению инвестиционного климата, повышению степени участия гражданского общества в формировании и создании общественно-политических институтов, что в конечном итоге приведёт к улучшению качества жизни населения через повышение его доступа к информации. Если обратится к анализу международного опыта, то в мире, как отметила А. Омурбекова, наиболее востребованы такие типы «Открытых данных», как среда обитания, сведения о государственных и муниципальных учреждениях и организациях, вопросы финансовой прозрачности, связанные с медициной, научными данными.

Во многих странах созданы интернет-ресурсы, которые содержат единую базу данных госорганов. Лидерами в этой области являются: Австралия с проектом открытия картографических данных и систем позиционирования; Великобритания с государственными расходами и рынком труда и недвижимости, данными финансового, страхового, а также строительного характера. В этой связи Госкомитетом информационных технологий и связи КР проведён анализ; какие данные интересуют кыргызстанцев. Оказалось, что особый интерес вызывают сведения об образовании, рынке труда, экономические данные, в частности, о торговле, здравоохранении, в целом о населении. За 10 дней существования государственного портала «Открытые данные», как сообщила А. Омурбекова, отмечено более 5 тысяч посещений уникальных пользователей, что говорит о высокой степени заинтересованности населения КР в «Открытых данных». Это новая инициатива для страны, и до вступления её Кыргызстана в ноябре 2017 года была проведена большая подготовительная работа, в первую очередь со стороны гражданского общества. Самое главное сегодня — есть мотивированная нацеленность страны на максимальную открытость и прозрачность работы всех государственных структур, заключила вице-премьер правительства.

Надо заметить, что третий день конференции её участники провели в Нарыне в кампусе Университета Центральной Азии (УЦА), где в образовательном процессе с самого старта вуза широко применяются цифровые технологии. Участников форума приветствовал и рассказал об истории и сегодняшнем дне УЦА его ректор, профессор, доктор С. Сохаил Х. Накви. Гостей также пригласили на концерт кыргызской народной музыки. Затем в университетской библиотеке студенты вуза провели для гостей хакатон (марафон программирования) и презентацию собственных проектов. С докладом о новых технологиях в образовательном секторе выступил участник форума «Цифровые трансформации в Центральной Азии» доктор Джон Ди Марко. Завершила работу конференции панельная дискуссия о цифровом ускорении регионального развития, где сообщения сделали международные исследователи проблем цифровизации — профессор Пейман Пенджман и доктора Айман Алджарбо и Ричард Андерсон. С заключительным словом перед гостями и участниками международной конференции выступил советник Президента КР, глава Госкомитета по информационным технологиям и связи Д. Догоев.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Добавить комментарий