Main Menu

Главный человек человечества

Жива в народе такая легенда. Конец XIX века. Всё большую популярность приобретают профессиональные поэты, как певцы-импровизаторы, выступавшие в песенных состояниях, так и акыны-письменники, владевшие грамотой и записывавшие свои произведения. Лучшие из них были выразителями народных чаяний и идеалов. Среди них классик кыргызской литературы, решительный человек, акын-демократ, настоящий бунтарь, великий певец-импровизатор Токтогул Сатылганов.

Приговорённый царским судом к ссылке в Сибирь, Токтогул при прощании с земляками невольно прослезился. Увидев в глазах сына слезинку, мать воскликнула: «Кого же я родила?» Этим укором она призывала сына стойко переносить испытания судьбы — по-батырски, как подобает сыну мужественной матери. «Эл энеси!»- говорят о таких женщинах кыргызы, что означает «Мать народа».

Да, матери мужественнее мужчин, самые самоотверженные из всех героев! Я больше, чем уверен, что все мамы страстно желают, чтобы их дети выросли добрыми, честными, благородными, мужественными, сочувствующими чужой беде борцами за народное счастье и продолжали свой род такой же достойной сменой! Ради достижения этой замечательной цели матери готовы испытать всё: невзгоды, лишения, неудачи — только не бесчестье и позор!

Токтогул Сатылганов

Большое влияние на поэтические мировосприятие Токтогула оказала его мать Бурма, она знала много легенд и сказаний, часто исполняла под аккомпанемент комуза народные песни, сама слагала замечательные песни — кошоки. Позднее Токтогул признавался, что именно мать дала ему первый толчок к поэтическому творчеству. Народная поэзия разбудила талант Токтогула, явилась источником его поэтического вдохновения. Имя Токтогула также свято для кыргызов, как имя Гёте для немцев, Пушкина — для русских, Абая — для казахов.

В истории кыргызов осталось легендарное «Побоище Жайыла» (1770 год). В этой битве наряду с мужчинами участвовали сотни кыргызских девушек и женщин. Легенда рассказывает, что во время битвы часть обессиленных джигитов ударилась в бегство и тогда навстречу им выехала в воинских доспехах 60-летняя Темиржан апа — Мать народа, с призывом не быть трусами, а принять удар копья в грудь. По зову Темиржан апы джигиты повернули копья навстречу врагу и геройски пали в неравном бою.

Мировой опыт имеет немного примеров участия женщин в различных областях общественной жизни. Достаточно вспомнить имена, получившие широкую известность: Нефертити, Томирис, Клеопатра, Жанна Д’ Арк, Екатерина II, Индира Ганди, а в нашей стране — алайская царица Курманджан датка.

Курманджан датка

Во второй половине XIX века происходило вхождение Кыргызстана в состав Российской империи. Население южного Кыргызстана пыталось сохранить свою независимость, но царская армия не отступала от своих намерений. Курманджан датка, возглавлявшая алайских кыргызов, сыграла важную роль в судьбе своего народа. Сегодня исследователи называют её Матерью народа, так как она была признана не только царским правительством, но и кокандским ханом и бухарским эмиром. Благодаря посредничеству ей удалось предотвратить дальнейшее кровопролитие. Прожив долгие, трудные и в то же время счастливые 96 лет, она стала поистине национальной гордостью.

«Если бы это было в моей власти, — утверждает ректор КНУ им. Ж. Баласагына Канат Садыков, я бы все антологии поэзии открывал стихами о матери. Или составил уникальную антологию из одних шедевров о матери. И она стала бы бессмертной книгой, которую дети передавали бы из рук в руки. Ведь мать — это имя бога на устах и в сердцах маленьких детей. И только ли маленьких детей? В дни революции — 7 апреля 2010 года я не раз видел, как сражённый пулей или осколком боец, самый смелый и волевой, падая, в последний раз восклицал: «Мама!»

В кыргызском октябрятском журнале «Байчечекей» в советское время был объявлен конкурс на тему «За что ты любишь свою маму?» Из всех поступивших детских ответов лучшим был признан рассказ одного ученика: «Маму я люблю за то, что она любит меня…»

Всего одно предложение. Маленький поэт выразил огромную мысль: любовь должна быть взаимной! За родительскую любовь заплати сыновней любовью. На заботу родителей ответь удвоенной сыновней заботой. Сколько нужды и горя выпало на долю моей матери, воспитавшей нас — семерых детей! Всё же до глубокой старости её глаза оставались ясными, свидетельствующими о душевной чистоте, лицо — свежим, без морщин. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям. «Дурак и радость обратит в горе, а разумный — и в горе утешится», — говорила мама.

Анарбубу Ишимканова

Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны детской души, оберегали от тысяч пагубных соблазнов, бились в моём сердце неиссякаемым родником. Её лицо всегда было обращено к радости, к добру, как подсолнечник к солнцу. Всё хотелось ей накормить голодного, и не только постучавшегося нищего, но и случайно зашедшего малознакомого человека, утешить в беде. «Немало людей, дети, живут заботой, корыстью, завистью. Не радуются ни весне, ни птичьему звону, и от того глаза у них мутные, тусклые. Слепцы они, а со слепого какой же спрос?» — говорила мать. А как сделать, чтобы всем жилось радостно, она не знала. И видела источник радости в окружающей природе. Радостное любование природой рек Аламудун и Ала-Арчи было заложено в ней от рождения, как в певчей птице, радующейся весне, солнцу, миру. Мать не представляла иной силы, способной так чудодейственно окрылять человеческую душу, и поражалась, как другие не понимают этого. И потому прививала нам, детям, целительно-животворную любовь. Это чувство особенно обострялось в ней в дни осеннего ненастья и зимней непогоды.

Когда февраль белел в окне,
Бездумный и холодный мастер,
Ты варежки связала мне,
Как неожиданное «здравствуй!»
Две варежки — как две руки
Протянуты — бери и грейся.
Две варежки — как огоньки,
Что светят из тумана детства.
Как молоко парное, шерсть
Стекает и дробится в прядки…
У ног твоих сейчас присесть
И думать, думать: «Всё в порядке».

Поэт рождается с колыбельной песней матери. Поэт начинается со стиха о матери. Мне кажется, что на свете нет стихотворца, не посвятившего своей матери хотя бы одного произведения. Я уверен, что даже поэт-гений недоволен своим стихотворением, где он старался выра-зить всё то, что думает о матери, как сильно её любит. Такое простое величие и великая простота, как мать, необъятны и для поэзии! Вот почему мы, поэты и писатели, должны без устали воспевать нетускнеющий образ матери — этого главного человека человечества!

Обычно дети о своих желаниях и просьбах первой сообщают маме. В кыргызских семьях серьёзные дела родители непременно решали сообща, мать советовалась с отцом. Поэтому матери-кыргызки, когда дети обращаются к ним с просьбами, и теперь обязательно говорят: «Как на это посмотрит твой отец?..» Натворит что-то сын, и опять мать скажет, пригорюнившись: «Что теперь скажет отец? Как переживёт это?»

Воля отца, разумность его решений (наедине согласованных с матерью) означали и ныне означают во многих семьях очень многое!

В образцовых семьях, мне кажется, нет спора о том, кому держать бразды правления домом — ему или ей. В таких семьях ни супруг не жалуется на поступки жены, ни она — на поступки мужа. Там во всём полная, стопроцентная коллегиальность. Видимо, при обсуждении вопросов, связанных с детьми, между супругами бывает и полемика, но она — способ взаимопонимания, способ поиска совместного решения. Тут, наверное, и принципиальность, и компромисс шагают нога в ногу.

Хочется, чтобы в родителях мы видели не только прошлое, а предвидели своё будущее. Сколько сыновей платят алименты своим оставленным на произвол судьбы матерям? И при этом они мнят, что, мол, не забывают мать, помогают ей! На их языке это называется «заботой о любимом человеке». Я знал и такое: из-за раздора со злой женой один поэт бросил 70-летнюю мать-старуху без присмотра. И она была вынуждена через суд потребовать алименты. Наверное, это был первый случай в моём народе, когда алименты стали служить средством существования матери…

Увы, нередки скандалы, устраиваемые снохами своим свёкрам. Ох уж эти зловредные снохи, готовые насолить свёкрам: то не подпуская внуков к родному деду, то играя на нервах своих мужей, опять же на глазах свекрови и свёкра.

Есть меткое стихотворение у народного поэта Анатая Омурканова «Сын». Один из сыновей, окончив учёбу, остался в Москве, женился, от него и весточки не дождаться престарелой матери. А другой сын на войне погиб, но кормит мать: за него идёт пенсия. Какая горькая доля! Какая трагедия!

Я с малых лет наблюдаю, как кыргызы в сёлах с особой заботой относятся к матерям. Дочери своих мам уважают и лелеют до последних дней и никогда одну на старости лет не оставят…

Я убеждён: кто слушается советов и пожеланий матери, тот в жизни не ошибается, или во всяком случае ошибается редко. Говорят же, что быть послушным сыном или дочерью — вовсе не значит потерять своё лицо… «Подлинная свобода сына или дочери — быть послушными детьми» (В. Сухомлинский).

Я не могу понять молодых родителей, которые считают, что воспитание детей нельзя доверять бабушкам и дедушкам, они, мол, отсталые люди, а эпоха нынче совсем другая… Наоборот. Современные бабушки в основном образованные люди. Ну а если эта образованность сочетается со знаниями современной и народной педагогики, значит, бабушка настоящая воспитательница! Умению забыть о самом себе ради других, ради близких надо учиться у матерей. Не умеют матери жаловаться на физическую усталость, на нехватку сил!

«Всё ради детей! Всё ради людей!» — вот девизы матерей, девизы бабушек.

Современные молодые родители в большинстве случаев воспитание детей всё-таки передают в руки бабушек. Особенно это характерно для села. Смотришь утром: со всех концов села или городка потянулись дети с отцами и матерями к домам бабушек и дедушек. А как с заботой о бабушках и дедушках? Помнят ли молодые папы и мамы о днях рождения пожилых? Одевают ли их? Что делают для поддержания их здоровья? Ведь всё взаимосвязано.

Мы должны помнить о нравственной ответственности перед матерями.

Калыс ИШИМКАНОВ.






Добавить комментарий