Main Menu

Шерстяная акварель — терапия тепла

В экспозиции привлекла табличка «Шерстяная акварель». И мы пошли знакомиться с автором картин, выставленных в застеклённых рамках. Создателем работ, талантливо исполненных в неожиданном творческом стиле, оказалась Мадина Берикова, молодой столичный художник, в прошлом учитель математики, давно любящая живопись. Увлеклась этим художественным стилем она пять лет назад, наткнулась на интересную информацию в интернете, потом поступила на курсы в Москве, закончила их и начала творить сама.

— Моё искусство называется «живопись шерстью», другое его название «шерстяная акварель». Это самостоятельная техника создания живописной работы, в которой вместо красок авторы используют шерстяные волокна различной окраски. Даже если вы не умеете хорошо рисовать, эта техника позволяет сделать настоящую картину. Она появилась несколько десятилетий назад, психологи и искусствоведы ещё именуют её художественной терапией. Почему? В современном мире человек, практически не имея свободного времени на хобби и творчество, почти ежедневно испытывает стрессовую ситуацию различной интенсивности, а потому в последние годы наблюдается рост популярности различных арт-терапевтических методик, которые позволяют справиться с этими ситуациями. Занятие творчеством успокаивает, отвлекает от проблем и является психологической разгрузкой. Арт-терапия даёт возможность любому человеку выразить свой внутренний мир через творчество», — рассказала Мадина.

Шерсть человек использует с древних времён, и появление нового направления — шерстяной живописи это, как считает художник, знамение времени. Простая технология для создания картины шерстью, доступность применения и положительный терапевтический эффект сделали ее привлекательной, востребованной и актуальной. Живопись давно стала творческим увлечением Мадины, она писала акварели, в основном пейзажи и натюрморты, а когда прочла о новом живописном направлении, захотела попробовать, и оно её пленило. «Знаете, живопись шерстью — уникальная техника выкладывания волокон под стекло, при котором получается объёмная картина. Картины с шерстью где-то на грани прикладного искусства и живописи. Процесс их создания имеет много сходств с технологией живописи. Сначала готовится холст — рамка, основа для выкладывания шерсти, придумывается сюжет, пишется эскиз, выбирается цветовая палитра и создаётся сама работа из шерсти. Шерсть очень пластична и послушна, что позволяет воплотить в жизнь любой авторский замысел», — говорит Берикова.

— Всё же, при помощи каких инструментов вы создаёте свои шерстяные акварели?

— Для создания картины понадобится цветная шерсть, я её покупаю в Москве (это шерсть австралийского мериноса), рамка со стеклом и зажимом, ножницы, игла для валяния (для создания мелких деталей картины). Техника шерстяной живописи не только нова и интересна, но и очень красива. Поверьте, изготовление картин из непряденой шерсти — весьма увлекательное и приятное занятие. Прелесть заключается ещё в том, что все ошибки легко исправить, стоит лишь снять неудачный «мазок» и попытаться выложить шерсть заново. Изображения могут быть самыми разнообразными — от цветов и фруктов до портретов людей. Как правило, картина создаётся по образцу — это может быть уже готовая картина из шерсти, любая другая картинка и даже фотография. Живопись шерстью даёт возможность каждому художнику выбирать технику. Можно вытягивать волос, накладывать слой длинных волокон для создания объёма, выщипывать нити, если какую-то деталь надо сделать «воздушной», например, облака и снег. Нарезание волокон подходит для мелких объёмных деталей, где они укладываются «кучкой».

— В чём преимущество работы с такой технологией?

— Сходство с живописью придаёт технологии шерстяной акварели возможность смешения цветов, также можно наслаивать один цвет на другой. Взаимодействие с таким цветовым материалом, смешение цветов шерсти приносят душевный комфорт и эстетическое удовольствие. Результат — «тёплая» картина, исполненная в уникальной технике. Одно из преимуществ работы по такой технологии в том, что картину из шерсти нельзя испортить. Как я уже говорила, если вдруг что-то не понравилось, можно поднять стекло, внести исправления и снова вставить в рамку. Это позволяет не бояться сделать что-то не так. Чем теплее получились картины, тем лучше настроение, и вы довольны результатом. Для создания атмосферы уюта и гармонии в доме лучше всего подходят предметы, созданные из природных материалов. Шерстяные картины недаром называют тёплыми, от них исходит терапия душевного тепла. И тёплые они вовсе не оттого, что ими можно согреться в холодный день, завернувшись, как в плед. Нет, однако созерцая их, мы наполняемся теплотой чувств и любовью, которую, несомненно, вкладываешь в них сам при создании.

— Мадина, а как вы стали заниматься этим видом искусства?

— Родилась я в Оше, там окончила вуз. Живопись — моя давняя страсть. Я писала маслом и увлекалась живописью, создавала в основном пейзажи, натюрморты из цветов. Почему увлеклась шерстью? Во-первых, мне этим ремеслом удобно заниматься не выходя из дома. У меня нет своей студии, а работа с шерстью это всё-таки запах. Затем — рисуют у нас многие, а вот живопись по шерсти — это несколько необычно и мало кто этим занимается.

— Ваше ремесло — дело затратное?

— Да, это затратный вид искусства, поскольку сырьё я привожу из Москвы — шерсть австралийского мериноса. Наша отечественная шерсть не подходит. Мне бы выгоднее тут покупать, но тонкая работа из неё не получается. Много раз пробовала, но местная шерсть тяжёлая, с ней работать сложнее. Словом, творческой гармонии у нас с ней не получилось. Беру окрашенную шерсть, есть интернет-магазины, и можно в них её приобрести. Из этой шерсти, что я покупаю, люди делают не только картины и живописные полотна, но и игрушки, вещи, которые можно носить. Сюжетно мои «полотна»- это пейзажи и натюрморты, а также портреты животных, чаще всего коней, поскольку я их очень люблю.

Реализуются работы хорошо, не жалуюсь. Моей первой картиной был натюрморт из роз, я подарила его подруге. Там были изображены оранжевые розы. Я люблю цветы и вообще делаю то, что мне нравится. Бывают, разумеется, разные заказы. К примеру, попросили нарисовать курицу на колесе, которая катится на нём по проволоке — некий цирковой эквилибр. Эта работа далась мне очень трудно, долго не получалась. Однажды попросили сделать картину про волков, никогда до этого я их не рисовала, и вот пришлось изображать.

— Вы сначала делаете эскиз будущей картины, а потом шерстью «пишете», или у вас по-иному этот процесс идёт?

 — Да, как и любой художник, сначала пишу эскизный набросок, размышляю, где и какие пропорции нужно соблюсти. А потом уже всё запоминаешь и слой за слоем начинаешь покрывать картон. Картины разных размеров стоят от полутора до семи тысяч сомов. Прейскурант на нашем ремесленном рынке как бы утверждённый, покупателей не делю на богатых и не очень. На одну работу примерно уходит от двух до десяти дней. В основном заказывают подарки к какому-нибудь событию.

— А какую из работ вы считаете самой оригинальной?

— Оригинальной была курица на колесе. Над волками пришлось попотеть, даже думала, что не справлюсь. Когда меня спрашивают, чем больше тружусь, руками или головой, отвечаю, больше мозгами. Мне нужно, чтобы всё было выполнено идеально. Живописью по шерсти занимаюсь больше для души, а для заработка делаю мужские и женские браслеты из недорогих, натуральных камней: фианита, аметиста, кварца, агата.

— А в ученики никто не напрашивался?

— Понемногу провожу мастер-классы, даю их для нескольких человек — так доходчивей и ученики быстрее усваивают, когда каждому больше времени уделяешь. Это я как бывший учитель говорю. Обычно хватает трёх-четырёх уроков, и ребята начинают работать самостоятельно. По возрасту они разные, самой юной моей ученице было 6 лет. Замечаю, что популярность нового ремесла растёт, желающих учиться с каждым годом становится больше. И знаете, бездарей среди них нет. Вот и получается, что шерстяная акварель — искусство для всех!

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий