Main Menu

Пить или не пить

Этот вопрос волнует многих людей. И кто же придумал этот опьяняющий напиток? Кое-кто из великих поэтов прежде и сейчас воспевает ему славу, благодарит за сотворчество гениальных стихов, другие обязаны вину за пылкость страсти, усиленную вдохновляющей силой этого чудодейственного напитка. Вместе с тем вино и водка стали причиной множества трагедий, позора и падения человеческих душ. Именно поэтому многие классические религии запрещают их употребление.

В этом плане с ними оказались солидарны и коммунисты-атеисты Горбачёв и Лигачёв, которые вроде бы повели борьбу с питейными традициями. Безо всякой иронии надо отдать им должное, что они решились на это, даже осознавая, что данный шаг приведёт к бюджетным потерям. Во все времена продажа горячительных напитков наполняла казну многих государств, а производители быстро богатели. Например, писатель Александр Солженицын в своей книге «Двести лет вместе» не без оснований полагает, что богатство еврейских купцов и производителей вина и водки в России в XVIII и XIX веках создавалось именно за счёт активного внедрения спиртных напитков в традиции русского народа. На что современные потомки пророка Моисея дружно и хором отреагировали: «Да, предки производили и торговали, но не наливали же силой в рот страждущим выпить!» Вот так вопрос распространения алкоголизма у русского народа из исторического и этнографического формата чуть не перерос в межнациональный.

А что же у нас, в Кыргызстане, с вопросом: пить или не пить? По свидетельству известного публициста и поэта, отечественного магистра социологии Калыса Ишимканова, алкоголизм у кыргызов получил довольно широкое распространение. Особенно это стало заметно в так называемые застойные годы советской истории и первые годы суверенитета. Последние совпали с кризисными явлениями 90-х годов прошлого столетия. Кризис в экономике, культуре, моральная деградация части наших сограждан, потеря духовных ориентиров, серьёзное снижение уровня жизни, рост коррупции и преступности способствовали росту алкоголизма в Кыргызстане.

От души надурачившись и упившись водкой, насытившись историями о негативных последствиях пьянства, наши граждане потихоньку, но верно начали приходить в себя. Признаться, считает социолог Калыс Ишимканов, сейчас стали пить намного меньше. И на улицах городов и сёл не видать валяющихся или шатающихся пьяных, как в не совсем далёкие годы. Возможно сработал инстинкт самосохранения. Однако меньше. Меньше не значит, что прекратили совсем. В республике ежегодно гибнут в автоавариях в среднем по одной тысяче людей, и немало случается трагедий по вине выпивших водителей. А сколько происходит преступлений на почве распития спиртного? Вот почему борьба с алкоголизмом в кыргызском обществе по-прежнему актуальна, и она продолжается. Как-то на свадьбе баткенцев при обильном и шикарном дасторконе я вдруг обнаружил отсутствие спиртного. Для меня это оказалось удивительным. На том торжестве присутствовали крупные чиновники, депутаты разных уровней. И ничего — свадьба как свадьба, торжественно и весело. Оказывается, можно и без водки петь и танцевать. Кто как, а я бы поддержал такую инициативу баткенцев. На другом праздничном мероприятии спиртное тоже не подавали, но за отдельными столами гости умудрялись пить водку, разлитую в чайники. Видите, люди кое-где уже стесняются делать это публично, это ли не профилактика алкоголизма?

У нас немало кафе и столовых, где попросту запрещено употреблять спиртное. Эти запреты зачастую сопровождают религиозным соображениям. Такие заведения объявлены как «халал». Но я думаю — это ещё и гражданская инициатива. Если религиозные деятели хотят бороться с плохими привычками, надо в этот список включить другого злейшего врага здоровья — насвая, основными потребителями которого выступают в большинстве случаев отечественные мусульмане. Они не только употребляют его, но и распространяют среди жителей соседних стран, в том числе России.

Местные националисты склонны считать, что злоупотребление водкой — это наследие советской власти, привычка, привнесённая в кыргызское общество извне — русскими в первую очередь. Но кто виноват в том, что она понравилась части кыргызского населения. Или что русские поили кыргызов? Они пили сами по себе, не принуждая коренное население. Между тем из истории известно, что ещё на заре XX века первый кыргызский миллионер, член купеческой гильдии России Узбек Бошкоев являлся тонким ценителем русской водки и выписывал её отборные сорта аж из Оренбурга. И ничего! Он остался в памяти народа как достойный сын своего народа, глава большой династии национальной интеллигенции.

В последние годы по инициативе отдельных местных сообществ возникают очаги трезвых зон, когда сельский сход объявляет спиртному «нет». Изымают в магазинах и киосках своих сёл весь алкоголь и уничтожают, чаще бульдозерами. Торговцам же запрещают завозить и реализовать спиртосодержащие напитки. Можно по всякому отнестись к таким начинаниям, но, как я понял, это порой крик отчаяния и массового возмущения последствиями алкоголизма. Как объяснил мне один из авторов движения за объявление родного села Талды-Булак Искендер Осмонкуловского айыльного округа Таласского района «трезвой зоной» старожил Жаныбек Айткулов, они живут в самой отдалённой местности, на высоте почти двух тысяч метров над уровнем моря. Тут не растут огородные культуры, а только овёс да картофель. Основное занятие сельчан — скотоводство. Есть всё: школа, садик, клуб, свет, водопровод… И много свободного времени. Очень много! Лошади, коровы и овцы пасутся круглый год — не требуют дотошного ухода, как при стойловом содержании. Ну и что же делать жителям, как не забавляться водкой. Находят причины, устраивают посиделки всякие, то «шерне» — вечеринки одноклассников или близких подруг, друзей-ровесников. Потом мчатся на машинах по пустынным улицам высокогорного села. Итог — частые аварии со смертельным исходом, драки. По словам Жаныбек-аксакала, только среди его родственников из-за алкоголизма несколько семей остались без кормильцев. А это серьёзная социальная проблема людей. Что же делать вдовам и детям-сиротам? В большинстве случаев погибают или получают увечья молодые люди. Как тут не посочувствовать этим семьям, и не понять усилий гражданского активиста Жаныбека Айткулова!

Движение за объявление «трезвой зоной» своего села, возглавляемое им, только набирает обороты. У него много сторонников, но и немало противников. Кто одержит верх — покажет время. Ведь мы живём в демократическом государстве. Как решит народ, так и будет. Но Жаныбек-аксакал не намерен сдаваться и готов бороться за здоровье и счастье своих односельчан, за трезвое будущее села Талды-Булак. Пожелаем же ему удачи в исполнении своей благородной миссии, а талдыбулакцам — здоровья и благополучия!

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ.






Добавить комментарий