Main Menu

Против домашнего насилия

В КГУ имени И. Арабаева на очередном заседании Дискуссионного молодёжного клуба его участники обсудили тему «Роль религии в профилактике домашнего насилия и ранних браков в Кыргызстане». В дискуссии приняли участие студенты КНУ, КГУ, КГУСТА, КРСУ, Академии ОБСЕ и других столичных вузов, представители образовательных учреждений, молодёжных движений и структур, ОМСУ, эксперты, теологи, религиозные деятели, гражданские активисты и представители МВД и ГКНБ.

Цель клуба — создание общественной площадки для открытого, публичного диалога о религии и демократии в Кыргызстане, где молодые люди могут обсуждать подобные серьёзные вопросы и делиться своим мнением. В формате заседаний обсуждаются вопросы свободы вероисповедания и убеждений, роль религии в светской, демократической республике, взаимоотношения между государством и религиозными институтами, государственная политика в отношении религии. Участники диалога в КГУ обсудили, как различные религии могут предотвращать домашнее насилие и решить проблему ранних браков в Кыргызстане. По приведённым МВД данным, в числе возбуждённых в прошлом году 367 уголовных дел по фактам домашнего насилия 4 уголовных дела по убийствам, 11 — умышленному причинению тяжкого вреда здоровью, 47 -умышленному причинению менее тяжкого вреда здоровью, 49 — фактам изнасилования и насильственных действий сексуального характера и 15 — прочим действиям.

Специалист по гендерным вопросам социолог Римма Султанова в докладе на тему «Сообща покончим с насилием в отношении женщин» сообщила, что в Кыргызстане в этом направлении принято немало законов, которые в немалой степени носят декларативный характер. Они хорошо прописаны, но слабо реализуются. Чаще всего заявления о домашнем насилии со стороны пострадавших не подаются. На сегодня в новой редакции УПК КР прописаны статьи в отношении кражи девушек (статья 175), это преступление наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. Что касается ранних браков, то по статье 178 УК КР проведение религиозных брачных обрядов наказывается с лишением свободы на срок от трёх до пяти лет. Кроме этих принятых нормативов, ДУМК выпустило свой внутренний документ, согласно которому сертифицированные имамы и кадияты на местах не должны проводить религиозные брачные обряды с несовершеннолетними. Мониторинг, проведённый представителями женского движения республики, показал, что многие представители мечети при проведении брачных обрядов спрашивали у брачующихся документы, чтобы узнать их возраст. Если девушке ещё не исполнилось 18 лет, отказывались от обряда, мотивируя это тем, что они сегодня не могут проводить брачный обряд с несовершеннолетними.

У нас, к сожалению, акцентировала оратор, ещё существуют псевдомолдо, или люди, которые интерпретируют Коран на свой лад, то есть читают только те суры, выдержки из его текста, что удобны для них, вне зависимости от контекста. Есть случаи, когда девушек выдают замуж в 14-15 лет. Как социолог, она столкнулась во время полевых исследований с подобным в Нарынской области, когда пришли сватать девочку, которая на тот момент училась в 9-м классе. Так называемые сваты спросили, можем ли мы её засватать сейчас и через год сыграть той, когда ей исполнится 17-18 лет. На что родители девочки ответили, мол, хотите взять замуж, забирайте её сейчас, если готовы заплатить калым, заплатите сейчас, поскольку родителям невесты нужно погашать кредит. Это страшно, ведь по сути происходит продажа человека. Недаром сегодня кража невест и ранние браки наказываются аналогично торговле людьми.

Многочисленные НПО в Кыргызстане проводят мероприятия против насилия в отношении женщин, кроме того, в республике действует 13 кризисных центров, ОФ «Мужчины против насилия» с хорошей коррекционной программой под руководством Марата Алиаскарова. Один из пунктов Закона «Об охране и защите от семейного насилия» гласит, что насильники обязательно должны пройти коррекционную программу.

Р. Султанова представляет кампанию «Сообща», куда входит более 50 организаций, которые присоединились к движению в 2008 году. В Кыргызстане она стартовала в 2010-м. Сегодня в рядах её активистов женщины-парламентарии, профессора вузов, члены правительства, мужчины, готовые бороться с этим пагубным явлением. Акции в поддержку женщин вносят важный вклад в работу по равенству прав мужчин и женщин, возможностей для их реализации. Оратор также сообщила, что в республике действует горячая линия 112, созданная на базе МЧС экстренная помощь. Операторы линии ориентированы на то, чтобы своевременно оказать помощь женщинам и другим пострадавшим от насилия.

Эксперт рассказала, что нашумевшая история с убийством Бурулай заострила вопрос необходимости создания безопасной зоны в правоохранительных органах. Сейчас в РОВД нет комнаты или кабинета, где пострадавшая могла бы чувствовать себя в безопасности, нужно предлагать альтернативу в решении назревших проблем.

Эксперт Дискуссионного клуба по восточным исследованиям теолог-тюрколог Хатем Календер сообщил о потенциале ислама в профилактике семейного насилия и ранних браков в современном Кыргызстане. Он отметил, что исследуемая им проблема весьма чувствительная и многие специалисты стараются её избежать. Теолог акцентировал, что ранние браки — это бракосочетание между двумя полами, где одна сторона ещё не достигла совершеннолетия, но находится в степени половой зрелости.

Что касается семейного насилия, то эксперт определил, что им можно назвать преднамеренное применение физической силы или власти против слабых (женщин, детей и престарелых родителей). Эта повсеместная проблема, которая крайне актуальна даже в развитых странах, но борьба с ней пока ещё не дала ощутимых результатов, хотя в мире по ней работают многие НПО, социальные институты, на её решение выделяется достаточно средств, расширяются права и развиваются технологии. Какой же может быть профилактика насилия и ранних браков? Профилактика в нашем случае означает предварительные меры для недопущения насилия и ранних браков, подчеркнул Х. Календер. Не вмешиваясь в личную жизнь, не ограничивая прав и свобод, профилактика должна выявить проблемы и устранять их перед общественным мнением, непосредственно в составе социальных институтов, СМИ, НПО и фондов. Религия в этом процессе также играет важную роль. Когда все эти возможности исчерпаны, а проблема так и не решена, то надо поднимать эти вопросы перед силовыми структурами.

Говоря о том, что принесла исламская религия в профилактику этих проблем и в отношении прав женщин и может ли религия вообще внести какой-нибудь вклад, эксперт заметил, что, для того чтобы узнать способности и потенциал ислама, нужно заглянуть в его историю. Ислам возник в Аравии, и до его возникновения женщины там находились в угнетённом положении, практически считались бесправными и по сути были второсортными существами. Арабы стыдились, когда у них рождались дочери, когда мужчина умирал, то его женщины наследовались другим мужчиной. Новая религия — ислам — принесла с собой революционные перемены.

Что касается домашнего насилия, то, по мнению теолога, можно утверждать, что ислам исходит из принципа, что нужно бороться не со следствием, а с причиной, его порождающей. Статистика утверждает, что почти 80% семейных насилий связано с пьянством и расточительством. Если избавиться от пьянства, сократится насилие. То же касается и расточительства, лицемерия, высокомерия, погони за модой.

Ислам ведёт непримиримую борьбу и добивается ощутимых результатов. Поэтому обществу стоит применять в борьбе с обозначенными вредными явлениями большой потенциал ислама. Религия может внести в борьбу с семейным насилием и ранними браками существенный вклад, резюмировал Х. Календер.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий