Main Menu

С возвращением, солдат…

В аэропорту «Манас» при  содействии Министерства обороны Кыргызской Республики состоялась передача  урны с прахом погибшего в Великой Отечественной войне  его родственникам.

Рустам, Акай, Нурлан, Нарынбек, Адилет — внучатые, а если быть точнее, то  правнучатые племянники  Сооронбая  Нургазиева.  Ему не удалось дожить до того дня, когда суждено  было  увидеть рослых симпатичных парней, правнуков его родного брата Карыбека. Да и ребята его тоже не видели, только знают о нем из рассказов родных старшего  поколения.  В далеком 1943 году 23 октября он  был призван в 16-й западный стрелковый батальон, куда его проводили близкие из села Кары-Ой  Акталинского района Тянь-Шанской (сейчас Нарынской) области. В возрасте 19 лет ушел на войну и не вернулся. Все эти годы его считали пропавшим без вести. Поиски, которыми занимались родные, не привели к  положительному результату, но надежды они не теряли.
«И вот весной этого года при проведении Всероссийской вахты памяти на территории Ульяновского района Калужской области Российской Федерации в одиночном окопе были найдены останки  бойца. Также были найдены  посмертный медальон  (на самом деле это пустая гильза от автомата, куда свернутый трубочкой вкладывался листок с именем, фамилией, откуда родом и годом рождения солдата) и каска воина. Говорят, у солдат считается плохой приметой носить медальон, но тем не менее именно он помог Сооронбаю Нургазиеву вернуться на родную землю спустя шестьдесят девять лет, — рассказывает полковник Сагынбек Эдильбаев.- Ведь сколько солдат   так и канули в безвестность. В этом же месте поисковой группой найдены останки еще двух солдат: из Дагестана и Беларуси, которые также отправлены родным. А совсем недавно был найден и перезахоронен воин Давыдов из Ново-Покровки, погибший под Ржевом».
…Несмотря на летний вечер, погода прохладная после дождя, дует резкий ветер; устав находиться в зале ожидания, родные, военнослужащие и представители СМИ вышли к самому краю летного поля: самолет, в котором находился прах Сооронбая Нургазиева, вот-вот приземлится.
«Что вы можете рассказать о своем родственнике? Каким он был?», — спрашиваю правнучатых племянников. “Мы  — пятое поколение со времен  той войны,- говорит один из молодых людей. — Уже нет в живых родителей нашего прадеда,  которые многое могли бы о нем рассказать, но, думаем, что он был таким же, как все молодые люди:  мечтал о  прекрасном будущем,  хотел продолжать учебу, наверное, влюблялся и хотел иметь большую семью, как наш прадед Карыбек,  у которого было двое сыновей — Узбек и Бахтыбек. Скорее всего, мы бы  дружили с его правнуками,  и наша семья была бы еще больше. Мы никогда не забывали о нем, всегда знали, что у прадедушки был родной старший брат — Сооронбай, ушедший на войну».
«Такой сегодня день, — говорит Алмазбек Нураев, тоже племянник Сооронбая. —  Мы счастливы оттого,  что наш родной человек нашелся, но и грустно, что он ушел из жизни совсем молодым, вот  так пришлось  нам встретиться. Но, хотя нашему прадеду пришлось недолго воевать, он для нас самый настоящий герой, и мы гордимся им». Вообще, родственников — а это и Арзымкан Сармашов, и Турсунбек Омурзаков, и Бекжан Сейдалиев —  было много. Кто приехал из Нарынской области, кто в настоящий момент живет в Бишкеке, но все волновались, в особенности аксакал  Карыбек Нургазиев, сидевший поодаль с полуприкрытыми глазами — наверное, для того,  чтоб никто не заметил, как они повлажнели, или же так легче было вспоминать давние дни, когда его юный  брат был рядом.
Вскоре объявили, что самолет пошел на посадку, и всем присутствующим разрешили выйти на летное поле.  Выстроились военнослужащие в парадной форме, развернули боевое знамя,  блестящие сабли взметнулись вверх, заиграл оркестр —  молодому солдату далеких сороковых, прах которого сейчас спускала по трапу группа военных, были оказаны самые высшие почести, жаль только, что он так никогда и не узнает об этом. У отца Карыбека и Сооронбая были еще сыновья: Султанбай (на него пришла похоронка) и Аарык, который и сейчас считается пропавшим без вести. Но кто знает, может, благодаря работе поисковых групп и его прах вернется на родину, дай-то Бог…
«Мы очень благодарны организации «Вахта памяти»,  где работают неравнодушные люди, поисковой группе, посольству Кыргызстана в России и Чрезвычайному и Полномочному Послу Кыргызской Республики в России, в частности,  нашему Министерству обороны, айыл окмоту , где жил  когда-то Сооронбай, и всем, принявшим участие в поиске и отправке на родину   урны с прахом близкого нам человека. То, что они сделали для нас, не имеет цены, —  сказал один из родных. — А  перезахоронение проведем в Акталинском районе Нарынской области. Там  родственники  и местная администрация уже все подготовили для церемонии».
Что ж, с возвращением, солдат Сооронбай…
P.S.  В Японии есть храм Ясукуни, где хранятся списки всех солдат, погибших в войнах.  Японцы прекрасно понимают: память нужна не мертвым, а живым.

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора.

 






Добавить комментарий