Main Menu

Музей и биокультурное разнообразие

Не секрет, что сегодня большая часть человечества уже не может жить без таких величин, как Интернет, глобализация, рынок, Facebook, конкуренция… Без них  якобы жизнь современного человека уже невозможна. Однако наличие в словарном запасе и таких слов, как «духовное богатство», «наследие»,  «сохранение»,  позволяет человеку  думать и верить, что его жизнь будет долгой и счастливой, насыщенной на открытия и позитивные изменения.  К таким позитивным и жизнеутверждающим словам и терминам современности относится и  понятие «биокультурное разнообразие». Оно  включает в себя живое и неживое в природе, осязаемое и неосязаемое в  культуре, оно окружает нас и передается из поколения в поколение самовосстанавливающейся природой.

Как считает  известный американский специалист Луиза Маффи, понятие и идея  биокультурного разнообразия пришли к нам в результате изучения окружающего мира специалистами из разных отраслей и дисциплин. Она пишет:  «Биокультурное разнообразие — это многогранная и органическая концепция, выработанная в процессе деятельности человека и его адаптации к окружающей среде. Оно своего рода  истина в природе действительности». В настоящее время это понятие  звучит весьма серьезно и ответственно  с трибун  таких авторитетных и солидных международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, Международный совет музеев (ICOM). Не забывают об этом и местные сообщества из отдаленных сел и регионов любого континента земного шара.
Каким образом и насколько ответственно идеи биокультурного разнообразия продвигаются в нашей стране? Как кыргызстанцы участвуют в изучении и сохранении биологического и культурного разнообразия страны, области и села?
Необходимо отметить, что издревле у кыргызов сложилась своя материальная и духовная практика сохранения природы, земли и культуры, причем они подходили к этой задаче комплексно и в тесной связи друг с другом. В советское время разнообразие природы и культуры не рассматривалось в совокупности и в неразрывной связи. Природоохранные функции и сохранение культурного наследия были прерогативой государственных организаций и учреждений. В постсоветское время в условиях строительства независимого государства и формирования новой этнической идентичности вопрос изучения и сохранения природы и культуры стал первостепенной задачей. Однако в большей степени этой  проблемой были озадачены местные сообщества, а не государственные структуры  и учреждения.   Инициативы местных граждан стали поддерживаться несколькими международными организациями, в том числе  Фондом Кристенсена из США. В настоящее время в рамках деятельности фонда работают проекты, деятельность которых весьма разнообразна, но их всех объединяет одна главная цель — сохранение и изучение биокультурного разнообразия Кыргызстана и Центральной Азии.
НПО «Центр музейных инициатив», будучи грантером Фонда Кристенсена,  также реализует свой проект, но  отличие нашей инициативы от других вот в чем: мы изучаем и сохраняем биокультурное разнообразие через музеи.
Проект  «Музей как класс изучения и сохранения биокультурного разнообразия Нарынской области в Кыргызской Республике», стартовавший в 2010 году, охватывает студенческий и музейный компоненты. За два с половиной года нами реализованы несколько мероприятий, направленных на сохранение и изучение биокультурного разнообразия горной области.  Цель студенческого компонента —  обучение группы студентов из вузов Кыргызстана навыкам коллективного видео и фотографии. Для этой цели приглашались известные кыргызстанские фотографы, затем силами студентов создали короткометражные фильмы о биологическом разнообразии и культурном богатстве  Нарынской области.
Наш проект уникален и тем, что в нем задействованы как местное сообщество области, так и музейные профессионалы, которые благодаря участию в нескольких музейных семинарах в рамках проекта  повысили свой профессиональный опыт по созданию выставок и проведению экскурсий. В апреле 2012 года сотрудники музеев Оша, Таласа, Нарына, Бишкека участвовали в международном форуме на тему «Как сохранить материальное культурное наследие Кыргызстана?».
Помимо этого и других семинаров, музейные профессионалы активно участвовали в составлении междисциплинарного терминологического словаря на тему «Музей и  биокультурное разнообразие», который,   безусловно, является эффективным инструментом понимания места и роли  музея в деле сохранения и изучения  биологического богаства и культурного наследия не только Нарынской области и нашей страны, но и всего мира.  Он является надежным помощником в создании экспозиций и выставок в музеях различного профиля, а также вспомогательным учебно-методическим материалом в преподавании таких курсов, как музейное дело, история, культурология, антропология, биология и экология.
Данный словарь,  созданный на кыргызском и русском языках с целью его использования, как в городских, так и в областных, сельских музеях,  также является  одним из первых методических пособий в разработке таких  учебных курсов, как  «Динамика биокультурного разнообразия», «Основы культурного и экологического знания», «Традиционные знания и экология» в вузах страны и региона.
Нас часто спрашивают:  а в связи с чем Нарынская область и Нарынский музей стали целевой территорией и учреждением для реализации данного проекта? Ответ простой. Именно эта область в нашей республике является уникальной в плане сохранения первозданной природы, наличия редких животных,  птиц,  растений, а также употребления исконно кыргызского языка и воспроизведения мудрых народных традиций в повседневной жизни нарынчан.
Нарынский историко-этнографический музей им.    К. Мамбеталиевой как раз-таки является тем учреждением, где хранятся материальные и духовные свидетельства о природе, об истории и  о культуре кыргызского народа.  И мы надеемся, что совместные усилия  государства, международных и местных организаций и местного сообщества станут твердым фундаментом и благодатной почвой  в деле изучения и сохранения  биокультурного разнообразия нашей страны и мира.

Чолпон ТУРДАЛИЕВА,
профессор программы антропологии АУЦА, д.и.н., директор проекта.

 






Добавить комментарий