Main Menu

Под особой охраной государства

Штандарт Президента Кыргызстана

Президент Сооронбай Жээнбеков подписал решение Совета безопасности «О мерах по обеспечению безопасности в сфере недропользования Кыргызской Республики», принятое на заседании 30 января 2019 года.

Согласно части 5 статьи 12 Конституции Кыргызской Республики, земля, её недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный миры, другие природные ресурсы являются исключительной собственностью страны, используются в целях сохранения единой экологической системы как основы жизни и деятельности народа Кыргызстана и находятся под особой охраной государства.

На современном этапе решение проблемы обеспечения рационального использования и охраны недр — одно из приоритетных направлений развития экономики республики. Обеспечение безопасности в сфере недропользования обусловлено наличием рисков и угроз, препятствующих привлечению инвестиций для развития рассматриваемого сектора. В частности, на состояние национальной безопасности в этой сфере негативное воздействие оказывает истощение запасов полезных ископаемых, минерально-сырьевых и водных ресурсов, в том числе вследствие нерационального использования полезных ископаемых и других видов стратегических ресурсов страны, которые являются невозобновляемыми. Кыргызстан в ближайшем будущем рискует полностью исчерпать свои возможности в данной сфере, что может привести к потере устойчивого развития экономики.

В производственной деятельности горнодобывающей отрасли задействованы более 18 тысяч граждан страны. В настоящее время она обеспечивает около 12 миллиардов сомов поступлений в республиканский и местный бюджеты, или около 8% доходов в структуре внутреннего валового продукта и более 40% объёма промышленной продукции. В 2017 году налоговые и неналоговые поступления от деятельности горнодобывающих предприятий составили более 9 миллиардов 861 миллиона сомов, а по итогам 2018-го предварительно 10 миллиардов 797 миллионов сомов.

Ситуация в сфере недропользования и охраны природных ресурсов Кыргызстана усугубляется из-за внутренних проблем, основная из которых — недостаточное финансирование отечественных горнодобывающих организаций, что затрудняет выполнение задач по обеспечению безопасности в сфере недропользования. В то же время следует отметить, что принцип обеспечения безопасности в этой области не должен запрещать иностранное участие в разработке недр, а создавать чётко регламентированные правовые механизмы такого участия.

В настоящее время перед горнодобывающей отраслью и всей сферой недропользования остро встали следующие проблемы: коррупция, глубоко проникшая в отдельные уполномоченные госорганы в сфере недропользования и горнодобывающем секторе, особенно в лицензионно-разрешительной системе; неэффективное взаимодействие между органами МСУ и населением, препятствующее развитию горнодобывающей отрасли; отсутствие логистики на осваиваемых месторождениях, в том числе возможности осуществления отгрузок крупногабаритных материалов и оборудования для строительства золотоизвлекательных фабрик, хвостохранилищ и объектов инфраструктуры для некоторых месторождений; вмешательство местных органов власти и органов местного самоуправления в деятельность инвесторов, в том числе через создание искусственных и бюрократических препятствий при получении доступа к земельным участкам на месторождениях; протестные настроения местного населения, сложившиеся на производственных объектах горнодобывающей отрасли из-за недостатка информированности о выгодах проекта развития территории; удержание лицензий без проведения соответствующих работ в целях перепродажи; отсутствие действенных механизмов по обеспечению компенсационных мер при вырубке особо ценных древесных пород, таких как арча и орех; сильная зависимость промышленного сектора Кыргызстана от деятельности ЗАО «Кумтор Голд Компани». Вышеуказанные проблемы снижают доверие инвесторов, которые считают, что государственные гарантии по обеспечению прав на защиту частной собственности исполняются не в полной мере.

Несмотря на реализованные инфраструктурные проекты, в ближайшей перспективе остаются существенные риски, способные вызвать кризисную ситуацию по обеспечению национальной безопасности в сфере недропользования и негативно повлиять на горнодобывающий сектор страны. Отдельного внимания требует ситуация, сложившаяся в угольной отрасли. Слабая госполитика в данной области привела к неуправляемому процессу добычи и распределения угля между различными компаниями, не учитывающими интересы государства и местного населения. В частности, без внимания силовых структур и контролирующих органов республики остаются криминогенные и техногенные угрозы, выявленные на государственном угольном месторождении Кара-Кече, способные в конечном счёте привести к потере всего угольного месторождения.

В целях обеспечения консолидации усилий государства, гражданского общества и бизнеса, принятия оперативных и действенных мер, направленных на обеспечение национальной безопасности в сфере недропользования, создания эффективной системы управления горнодобывающей отраслью, выработки новых подходов к развитию указанного сектора экономики Совет безопасности Кыргызстана решил:

Принять к сведению информацию председателя Госкомитета промышленности, энергетики и недропользования Э. Осмонбетова, генпрокурора О. Джамшитова и председателя Госкомитета национальной безопасности И. Кадыркулова о мерах по обеспечению безопасности в сфере недропользования республики. Признать работу, проводимую ГКПЭН по вопросам повышения эффективности госполитики и

госрегулирования в сфере недропользования и по совершенствованию системы управления госфондом недр, неудовлетворительной. Рекомендовать Жогорку Кенешу при осуществлении законодательной деятельности в приоритетном порядке рассматривать проекты законодательных актов, разработанные и иници-

ированные в целях обеспечения нацбезопасности в сфере недропользования и охраны недр.

Правительству рекомендовано: рассмотреть ответственность руководства ГКПЭН, включая руководителей среднего и младшего звена; в срок до 1 марта 2019 года разработать и утвердить Концепцию по развитию горнодобывающей отрасли и охране недр, в том числе предусматривающую: выработку действенных механизмов, направленных на привлечение внутренних и внешних инвестиций в сферу недропользования республики; полноценный запуск инфраструктурных проектов, направленных на разработку и освоение перспективных месторождений полезных ископаемых; дальнейшее совершенствование единого корпоративного управления в деятельности горнодобывающих предприятий с госдолей участия, укрепление их финансовой устойчивости, повышение инвестиционной привлекательности и акционерной стоимости капитала; консолидацию финансовой отчётности горнодобывающих компаний с учётом требований международных стандартов финансовой отчётности и переоценки основных активов сектора недропользования; внедрение действенных механизмов контроля и ответственности, направленных на повышение эффективности разработки перспективных месторождений; принятие мер по повышению кадрового потенциала госорганов и улучшению работы с резервом кадров, подготовке узкопрофильных специалистов, обучению и повышению квалификации работников государственных учреждений и предприятий в сфере недропользования; завершение создания автоматизированной госинформационной системы, направленной на автоматизацию и упрощение процедур предоставления лицензий на разведку/разработку месторождений полезных ископаемых, посредством системы межведомственного электронного взаимодействия «Тундук»; механизмы по улучшению логистики транспортных путей сообщений между значимыми (крупными) месторождениями и транспортными узлами с целью оптимизации и снижения финансовых затрат на разработку месторождений; меры по замещению финансовых/налоговых отчислений, поступающих в государственный бюджет от разработки месторождения Кумтор, за счёт запуска и освоения других перспективных и крупных месторождений полезных ископаемых; создание республиканского фонда резервных месторождений полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение, в целях гарантированного обеспечения государственных потребностей в стратегических и дефицитных видах ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность, а также обеспечивает основы суверенитета страны.

Рассмотреть вопрос о целесообразности разделения функций определения политики в сфере недропользования и её реализации.

Во взаимодействии с органами местного самоуправления: обеспечить горнодобывающим компаниям беспрепятственный доступ к разрабатываемым месторождениям; в кратчайшие сроки решить вопросы по отводу земель горнодобывающим компаниям, получившим лицензии на разработку месторождений в соответствии с законодательством республики; законодательно определить обязательность отвода и предоставления земель органами местного самоуправления в пользование компаниям, имеющим лицензии на разработку месторождения; с выездом на места провести агитационные и разъяснительные работы среди местного населения о недопустимости организации беспорядков и приостановления деятельности горнодобывающих компаний, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законом Кыргызстана.

Провести полную инвентаризацию всех хвостохранилищ, находящихся на территории республики, в том числе радиоактивных, токсичных и других отвальных отходов обогащения полезных ископаемых.

Принять меры по возврату и постановке на баланс Министерства чрезвычайных ситуаций хвостохранилищ, находящихся в аварийном состоянии и способных привести к наступлению чрезвычайных последствий или не отвечающих требованиям экологической и технической безопасности.

Законодательно установить запрет на передачу хвостохранилищ частным лицам с целью дальнейшей разработки и содержания.

В срок до 1 апреля 2019 года: обеспечить принятие нормативного правового акта, регламентирующего методологию исчисления сумм, подлежащих компенсации за допущенные сверхнормативные потери полезных ископаемых при добыче и их переработке, в связи с несоблюдением требований лицензионных соглашений и условий технических проектов; рассмотреть вопрос о повышении налога на доход горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий в части увеличения налоговых ставок на реализацию золотосодержащей руды и золотосодержащего концентрата, включая сопутствующие драгоценные и цветные металлы; в целях исполнения Закона «О запрещении рубки, транспортировки, приобретения и сбыта, заготовки и использования, экспорта особо ценных (ореховых и арчовых) древесных пород в Кыргызской Республике» разработать действенный механизм по обеспечению компенсационных мер при вырубке особо ценных древесных пород, таких как арча и орех, при разработке месторождений.

В срок до 1 мая 2019 года: внести изменения в Порядок вывоза с территории Кыргызстана и ввоза на его территорию руд, концентратов и отходов, содержащих драгметаллы и сопутствующие извлекаемые металлы, утверждённый постановлением правительства «О некоторых вопросах ведения операций с сырьевыми товарами, содержащими драгоценные металлы» от 14 сентября 2017 года №570, в части объединения инспекторских и лабораторных функций в одной испытательно-инспекционной организации; рассмотреть вопрос о целесообразности передачи данных функций только ГП «Центральная лаборатория» при ГКПЭН; чётко регламентировать механизм проведения при геологоразведочных работах химических исследований кернов (проб), отобранных с месторождения с целью установления содержания полезных ископаемых, на территории Кыргызстана.

В срок до 1 апреля 2019 года: образовать рабочую группу и провести полное экологическое обследование государственного угольного месторождения Кара-Кече на предмет угрозы самовозгорания южного склона с разработкой и утверждением плана мероприятий по предотвращению очагов возгорания и наступления возможных негативных последствий, а также проведением проверки по вопросу соблюдения требований проектной документации и норм техники безопасности при добыче и отгрузке угля, размещении отвальных пород; рассмотреть вопрос о целесообразности передачи услуг по отбору представительных проб и проведению химических исследований угля, поставляемого для нужд государства (в том числе ТЭЦ Бишкека) и потребителей, независимым испытательно-инспекционным компаниям.

В срок до 1 мая 2019 года во взаимодействии с Генеральной прокуратурой и ГКПЭН провести полную инвентаризацию законодательства республики, регулирующего сферу недропользования, в целях выявления внутренних противоречий, правовых коллизий, пробелов в законодательстве и возможных коррупционных норм с устранением выявленных недостатков и акцентировать внимание на разработке технических регламентов.

В срок до 1 сентября 2019 года разработать и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша новые редакции законов «Об угле» и «О нефти и газе», отвечающие требованиям Закона «О недрах».

В срок до 1 августа 2019 года провести полную ревизию ранее утверждённых запасов полезных ископаемых горнодобывающих компаний с целью установления финансово-экономической рентабельности разрабатываемых месторождений с учётом мировых цен на полезные ископаемые, с истребованием финансово-экономической части горнодобывающих компаний.

В срок до 1 марта 2019 года провести функциональный анализ деятельности ГКПЭН, его подведомственных и территориальных подразделений в целях оптимизации схемы управления, повышения кадрового потенциала, улучшения работы с резервом кадров, обучения и повышения квалификации работников.

В срок до 1 марта 2019 года провести анализ деятельности Госинспекции по экологической и технической безопасности и

Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства по обеспечению безопасности в сфере недропользования, охране природных ресурсов и окружающей среды по итогам 2018 года и рассмотреть персональную ответственность руководителей указанных государственных органов.

ГКПЭН поручено в срок до 1 июня 2019 года разработать и внести на рассмотрение правительства изменения в Закон «О недрах», предусматривающие: запрет на выдачу лицензий на право пользования недрами с целью разработки компаниями, имеющими опыт работы менее 5 лет в сфере недропользования (кроме компаний с государственной долей участия), за исключением лицензирования подземных, пресных, минеральных и термоминеральных вод; досудебное аннулирование лицензий на месторождения в случаях установления фактов удержания лицензии сроком свыше двух лет без намерения осуществлять лицензируемую деятельность, на которую данная лицензия выдавалась; освобождение от платы за удержание лицензии (далее — ПУЛ) на период первичного срока действия лицензии (исключительно при выдаче лицензий на геолого-поисковые и геолого-разведочные работы), с последующим взысканием ПУЛ за весь период её действия в случае дальнейшей пролонгации срока; обязательное взыскание всей суммы ПУЛ за весь период срока действия лицензии независимо от периода действия лицензии в случае передачи права пользования лицензией третьим лицам; увеличение суммы бонуса, роялти и ставок ПУЛ, которые позволят определить справедливую рыночную цену на объекты недропользования, с определением чётких регламентов и методики их начисления; увеличение суммы бонуса в случаях смены собственников компаний, владеющих лицензиями на разработку месторождений и добычу полезных ископаемых.

В срок до 1 мая 2019 года разработать и внести в правительство проект закона, предусматривающий в обязательном порядке: приобретение горнодобывающими компаниями не менее 80% товаров и услуг на территории Кыргызской Республики, за исключением случаев, когда такие товары или услуги не производятся на территории Кыргызской Республики; наём не менее 85% работников из числа граждан Кыргызской Республики от общей штатной численности персонала, задействованного в работах на территории Кыргызской Республики.

В срок до 1 марта 2019 года создать и разместить на ведомственном сайте открытый для общественности электронный реестр выданных лицензий, в том числе отражающий: процесс подачи заявки на выдачу лицензии и её дальнейшее рассмотрение до вынесения решения комиссией Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики; текущую ситуацию по всем выданным лицензиям; выполнение обязательств компаниями по заключённым лицензионным соглашениям.

Закрепить кураторство по каждому месторождению, определённому Перечнем месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения, выставляемых на конкурс, утверждённым постановлением правительства «О положении дел в горнодобывающей отрасли и перспективах развития» от 13 июня 2013 года №350, за заместителями председателя ГКПЭН с возложением персональной ответственности за эффективность их работы.

В срок до 1 марта 2019 года во взаимодействии с Министерством экономики, Национальным институтом стратегических исследований и Агентством по продвижению и защите инвестиций внести в правительство предложения по улучшению инвестиционной привлекательности горнодобывающей отрасли республики и защите инвесторов.

В срок до 1 мая 2019 года во взаимодействии с Министерством образования и науки: обеспечить принятие нормативных правовых актов по внедрению механизмов целевой подготовки, предоставления образовательных грантов, кредитов на получение высшего образования для выпускников средних школ сельских и отдалённых районов по специальностям, связанным с горнодобывающей отраслью и разработкой/освоением месторождений полезных ископаемых; рассмотреть вопрос о целесообразности преобразования Института горного дела и горных технологий имени академика У. Асаналиева, являющегося структурным подразделением Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова, в самостоятельное высшее учебное заведение.

Предложить Верховному суду провести обзор и анализ судебной практики по вопросам рассмотрения споров в сфере недропользования и обеспечить проведение заседания пленума Верховного суда по вопросам обобщения судебной практики и дачи судам соответствующих разъяснений в части применения законодательства при разрешении споров в сфере недропользования. Министерству внутренних дел, Госкомитету национальной безопасности и Госслужбе по борьбе с экономическими преступлениями (финансовая полиция) активизировать оперативно-розыскные мероприятия, направленные на:

выявление и пресечение совершённых/совершаемых преступлений и проступков в сфере недропользования, в том числе связанных с коррупционными проявлениями и хищением полезных ископаемых, а также с выдачей лицензий на разработку/освоение месторождений полезных ископаемых (включая факты незаконной выдачи лицензий лицам, аффилированным с государственными служащими ГКПЭН или другими государственными органами), акцентируя внимание на руководителях высшего, старшего и среднего звена, и пресечение совершения тяжких и особо тяжких должностных преступлений; пресечение незаконной добычи полезных ископаемых; выявление лиц, занимающихся подстрекательством и организацией массовых беспорядков среди местного населения с целью остановки деятельности горнодобывающих компаний, и привлечение их к уголовной ответственности; нейтрализацию деятельности и влияния членов организованных преступных групп на разработку месторождений; пресечение незаконного вывоза руд, концентратов и отходов, содержащих драгоценные металлы и сопутствующие извлекаемые металлы, с территории республики.

Генеральной прокуратуре следует в срок до 28 февраля 2019 года организовать проведение инвентаризации всех уголовных дел, возбуждённых по фактам совершения преступлений в сфере недропользования, установить причины необоснованного приостановления, прекращения или затягивания сроков следствия. В случае выявления нарушений дать юридическую оценку действиям соответствующих должностных лиц с внесением актов прокурорского реагирования и принятием мер по возобновлению уголовного преследования и направлению указанных уголовных дел в судебные органы; сформировать межведомственную рабочую группу из числа сотрудников Генеральной прокуратуры, аппарата правительства, МВД, ГКНБ, Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями (финансовая полиция) для проверки законности и обоснованности всех выданных лицензий на месторождения, содержащие запасы золота.

Госорганам, задействованным в реализации настоящего решения Совета безопасности, ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчётным периодом, представлять в секретариат Совета безопасности информацию о ходе его исполнения.

Контроль за исполнением настоящего решения возложить на секретариат Совета безопасности и отдел политики стратегического развития, экономики и финансов аппарата Президента.






Добавить комментарий