Main Menu

Слухи о «китайской экспансии» беспочвенны

В конце минувшей недели правительство обсудило миграцию в Кыргызстане, преимущественно иммиграцию, так как в последнее время в обществе и СМИ распространяются недостоверные или неполные сведения, муссируются слухи о «китайской экспансии», и даже состоялся митинг недовольных граждан.

Итоги 2018-го

В повестке дня заседания, проходившего под председательством премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева, значилось три вопроса: о состоянии миграции в Кыргызстане; об утверждении программы развития сферы туризма на 2019-2023 годы и о государственной поддержке сельских товаропроизводителей в сельскохозяйственных работах в этом году.

Предваряя обсуждение согласно повестке, глава правительства перечислил десять показателей, с которыми Кыргызстан завершил год предыдущий: объём ВВП составил 557,1 млрд. сомов, обеспечив рост в 3,5%; начата инвентаризация госимущества; ведётся фискализация экономики; доходы от предприятия «Кумтор» превысили ожидания; запускаются межведомственная электронная система «Тундук» и портал предоставления государственных услуг в электронном формате — благодаря этому объявленная Президентом цифровизация страны станет достижимой, биометрические данные и идентификационные показатели граждан будут доступны в режиме реального времени. Реализуется проект «Безопасный город», о котором много говорили в последние годы, но так и не смогли претворить в жизнь. Он позволит обеспечить безопасность граждан, улучшить ситуацию на дорогах и сократить количество дорожно-транспортных происшествий. Премьер-министр отметил, что каждый год около тысячи граждан гибнет на дорогах.

Он также подчеркнул, что для развития регионов важно улучшение инфраструктуры: в 2018-м сдано 150 плановых объектов — детсадов, школ, дорог, культурных учреждений и т. д. Доля туризма в ВВП доведена до 5%.

В ноябре утверждён республиканский бюджет на 2019 год и прогноз на 2020-й. В текущем году дефицит вынудит экономить только на статьях развития, в то время как все расходные статьи будут покрыты за счёт доходов.

Также разработан пятилетний план к Стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2024 годы, который скоро утвердят. В частности, документ предполагает увеличение зарплат в социальной сфере, создание рабочих мест, развитие промышленности.

Не все китайцы — «китайцы»

По первому пункту повестки с докладами выступили председатели Государственной службы миграции — Болотбек Ибраимжанов, Государственной регистрационной службы — Алина Шаикова и заместитель министра внутренних дел Мирлан Каниметов.

Они сообщили, что на первом месте по частоте посещений республики — граждане Казахстана, затем по нисходящей: России, Узбекистана, Таджикистана, Турции, Китая, Германии, США, Кореи и т. д.

С 2010-го по 2018 год в стране зарегистрировано 17 609 браков кыргызстанцев с иностранными гражданами (причём Алина Шаикова не смогла пояснить гендерный аспект: больше мужчин или женщин из Кыргызстана вступают в семейные отношения с зарубежными жителями).

Из них: 6 744 — с россиянами, 5 024 — с гражданами Узбекистана, 1 682 — Казахстана, 1 495 — Таджикистана, 604 — Турции, 472 — Кореи, 35 — Афганистана, 66 — Пакистана и 60 — Китая.

Из этих последних 60 брачных союзов 44 заключены с этническими кыргызами.

Позже, комментируя, Мухаммедкалый Абылгазиев отметил, что нужно не просто оперировать цифрами, а расшифровывать их по гендерному и этническому составом. Например, под россиянами подразумеваются кыргызстанские эмигранты, которые перешли в российское подданство, а в приграничных районах брачные союзы заключают представители этнических меньшинств. Кроме того, важно знать, остаются ли здесь лица, создавшие семьи с иностранцами, или выезжают за рубеж, то есть целесообразно ли будоражить общество мифами о том, что чужестранцы «наводнили» Кыргызстан.

С 1995-го по 2018 год гражданство КР получило более 62 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства (это кыргызстанцы, у которых либо паспорта СССР, либо вообще нет никаких документов, подтверждающих их гражданскую принадлежность). Из них 49 547 человек — этнические кыргызы из Узбекистана и Таджикистана. На третьем месте по переходу в гражданство Кыргызстана — россияне (возможно, возвращающиеся мигранты; в пользу этого говорит тот факт, что именно в последние годы увеличилось количество желающих принять кыргызское гражданство: 39 237 -период 2010-2018 годов против 19 324 человек в 2005-2009 годах). На четвёртом — казахстанцы. Доля всех других стран занимает только 3% в общем количестве всех государств, подданные которых пожелали стать кыргызстанцами.

С 2010-го по 2018 год только 303 гражданина Китая сменили свои паспорта на кыргызские, причём 197 из них — этнические кыргызы.

Напомним, 17 января в Жогорку Кенеше вице-премьер-министр Алтынай Омурбекова говорила, что «за последние девять лет 352 гражданина Китая получили кыргызское гражданство, в том числе 171 этнический кыргыз, 72 уйгура, девять узбеков и шесть китайцев» (так её процитировала пресс-служба ЖК). Подразумевались ли под «китайцами» представители народности хань (этнического большинства КНР) и почему данные вице-премьера отличаются от сведений ГРС, неизвестно (в тот день замглавы правительства прибыла в парламент из-за митинга недовольных граждан).

Что касается трудовой миграции, то граждане Китая действительно составляют 70% временно пребывающих в стране лиц. Государственная служба миграции каждый год выдаёт 12 тысяч с лишним разрешений на труд в Кыргызстане (в 2017 году было почти 15 тыс.). За последние пять лет сумма поступлений от выдачи таких разрешений составила 265 млн. сомов.

В целом же жители КНР составляют лишь 1% от въехавших в нашу страну (в тройке лидеров — казахстанцы, узбекистанцы и россияне (данные за прошлый год).

И ещё немного цифр об иммиграции (то есть въезде): с начала 2018 года 13 500 этнических кыргызов получили статус кайрылманов. На 1 января в стране находились 187 беженцев.

Болотбек Ибраимжанов посетовал на то, что невозможно оценить незаконную миграцию, что перемещение граждан в приграничных территориях практически бесконтрольно, нет эффективного механизма выдворения и депортации нелегальных мигрантов, наказания за работу без разрешения, не существует временного приёмника для содержания нарушителей миграционного законодательства и лиц без гражданства. Необходим, по его словам, запуск единой системы базы данных о миграции.

Схожую позицию МВД выразил и Мирлан Каниметов, сообщив, что министерство направило в Жогорку Кенеш предложения об изменении законодательства.

Эмиграция

Глава правительства сообщил, что за пределами Кыргызстана в трудовой миграции находится примерно 750 тысяч граждан. Из них в России — более 640 тысяч, Казахстане — 35 тысяч, Турции — 30 тысяч, США — 15 тысяч, Италии — 5,5 тысячи, Германии — 5 тысяч, в Южной Корее — 3,5 тысячи, ОАЭ — 3 тысячи человек.

М. Абылгазиев напомнил, что в связи с участившимися фактами насилия и убийств детей эмигрантов — в 2018 году их зарегистрировано 130 — начался учёт несовершеннолетних граждан, оставленных родителями на попечение родственников или в интернатах. На сегодня выявлены 39 824 ребёнка.

На заседании говорилось и о торговле людьми, и трудовой эксплуатации. Как сообщил председатель Государственной службы миграции Болотбек Ибраимжанов, в 2018 году в представительство ГСМ в России обратилось более 200 человек с жалобами на работодателей, не выдававших им заработную плату. В итоге удалось истребовать у нанимателей 61,3 млн. рублей. Он посетовал на работу агентств по трудоустройству за рубежом и физических лиц — посредников.

Также Б. Ибраимжанов напомнил, что в ноябре в России закончилась миграционная амнистия, в ходе которой 105 тысяч кыргызстанцев вышли из «чёрного списка».

По словам главы ГСМ, ведомство определило для себя следующие направления работы: информирование мигрантов о подготовке к выезду; связь с соотечественниками и диаспорами; борьба с торговлей людьми; проработка механизма компенсации за доставку «груза 200»; контроль за деятельностью юридических и физических лиц, трудоустраивающих кыргызстанцев за границей, и т. д.

Бренды для туризма

Министр культуры, информации и туризма Азамат Жаманкулов рассказал о приоритетных направлениях, предусмотренных в программе развития сферы туризма: отдать аэропорт «Манас» в концессию международному оператору, установить дорожные указатели на международном языке, улучшать инфраструктуру, в том числе за счёт привлечения инвестиций, устанавливать благоустроенные туалеты, создать информационные центры для туристов, улучшать водо-, электроснабжение. Сейчас, по его словам, министерство ведёт переговоры с нефтяными компаниями о том, чтобы создавать придорожный сервис на базе бензозаправочных станций. Также предлагается создать госпредприятие «Кыргыз-

туризм». Объявлен конкурс на лучший слоган для брендирования туризма в Кыргызстане.

О брендировании говорилось и при обсуждении третьего вопроса повестки дня. «Наши отечественные продукты питания должны стать своего рода брендом для привлечения большего количества туристов из других стран, — сказал Мухаммедкалый Абылгазиев. — Наше стремление выйти на региональные экспортные рынки должно иметь под собой прочное основание в виде конкурентоспособной продукции в достаточных объёмах, соответствующей высоким стандартам качества. В условиях мелкотоварности целесообразно обратиться к мировому опыту кластерного подхода».

 

Алия МОЛДАЛИЕВА.

Фото пресс-службы правительства.






Добавить комментарий