Main Menu

Спецдетки в клетке

В Кыргызстане и раньше случались массовые побеги. Бежали из тюрем, колоний, воинских частей и военных  учебных заведений, но то, что произошло 18 мая в Беловодской  специализированной школе Министерства образования и науки,  повергло в шок не только  родителей ее воспитанников, но и все общество.

В этот день  после полдника на общем  построении администрация  спецшколы недосчиталась 26 подопечных, далеко не законопослушных   подростков, имеющих по несколько  приводов в милицию за  бродяжничество,  мелкие кражи и нежелание учиться. Как и все  обитальцы  «спецухи» (так называют школу сами ребята), направлены сюда со всех  регионов страны решением комиссий по делам детей. Следователь  Московского РОВД отказал в возбуждении уголовного дела по факту побега. Но вмешались специалисты  ОО «Молодежная правозащитная группа», и по личному  указанию генерального прокурора  Аиды Саляновой материалы  дела были переданы для  рассмотрения в Московскую  районную  прокуратуру. Здесь  посчитали, что оснований для  возбуждения уголовного дела  в отношении директора  учреждения по ст. 305 УК («Превышение должностных  полномочий») предостаточно. До окончания расследования он отстранен от занимаемой должности.
На сегодняшний день из 26 беглецов в «родные»  стены вернулись только 19, остальные семеро нашли  приют в Реабилитационном центре для беспризорных детей при мэрии Бишкека  и, несмотря на уговоры  администрации спецшколы,  хотят остаться здесь.
Что же послужило причиной  массового побега? Чтобы ответить на  этот  вопрос, мы  побывали в этом учреждении опеки, встретились с его персоналом и детьми, ознакомились с условиями их проживания и учебы.
Встретившая нас временно исполняющая  обязанности директора спецшколы Галина  Спивакова  не стала  скрывать, что направлена сюда  для нормализации  обстановки, сложившейся в результате длительного конфликта между прежней  администрацией и воспитанниками, а   на вопрос, в чем он заключается, предложила  поговорить с самими ребятами, в том числе с теми, кто ударился в бега. Со слов детей, пойти на такой шаг их заставило «жестокое обращение со стороны  бывшего директора и некоторых сотрудников спецшколы». Последние  даже  систематически избивали их и оскорбляли. Ребята называют конкретные  имена и должности  своих «мучителей», как назвал таких педагогов в беседе с нами один из  воспитанников    Бакыт (здесь и далее имена  ребят  изменены). По их признаниям, они и сегодня  под угрозой насилия  заставляют своих жертв держать язык за  зубами.  Чего же так боятся эти сотрудники спецшколы, о чем могут поведать ребята?
Рассказывает воспитанник  Арслан:  «У меня  как-то к вечеру  заболел зуб, наутро распухла щека.  Медсестра дала освобождение от   работы и учебы на 10 дней. Я  лежал на своей койке, когда подошел завхоз и стал требовать выйти на  работу, я отказался, за что получил сильный удар по лицу и  в грудь…».
Другой обитатель спецшколы  Илья  держит обиду на  бывшего директора за всех пацанов: «Мы убежали для  того, чтобы его  сняли с работы. Он постоянно оскорблял  нас, заставлял работать на собственном поле, а если мы отказывались, не давал увольнительные, чтобы  встретиться с родителями». Кстати, эти и другие факты насилия  над детьми, эксплуатации их труда на условиях анонимности подтверждают другие педагоги и работники  спецшколы. Они просто боятся  лишиться своих мест, зная, как еще живучи в нашей  жизни механизмы, чтобы спустить дело на тормозах… Другая часть  педколлектива во всем винит правозащитников, побывавших в спецшколе накануне ЧП и, по их словам, «взорвавших» обстановку. Заподозрить их в предвзятости и искажении фактов по результатам проведенного мониторинга  условий жизни и учебы воспитанников школы сложно, поскольку все это мы  слышали от ребят своими ушами.
Легче всего обвинить трудных подростков,  не поддающихся  перевоспитанию и устроивших демарш в ответ на требования  администрации по соблюдению режима пребывания в  специальном школьном заведении, во вранье. Но во время  нашего визита дети по своей инициативе шли на  контакт с журналистами, подходили  целыми группами, в одиночку и независимо друг от друга в деталях рассказывали о  том, как их избивали отдельные представители персонала  и администрации, заставляли работать на полях и вымогали у них деньги. Вот  выписка  из медицинского заключения  врача-педиатра и независимого  судмедэксперта: «В ходе осмотра детей  отмечается их внешний  неопрятный вид и  запах давно не стираной одежды. Стопы  ног и кисти рук грязные,  с   черной каймой края ногтевых  пластинок. Слуховые проходы заполнены серой. На шее  у одного из детей  зафиксированы гематомы,  предположительно оставленные пальцами взрослого человека,  что соответствует  рассказу  ребенка».
О видах наказания, которые практиковались     в спецшколе за различные провинности, разговор особый. Один из них — так  называемый «солярий»: детей  длительное время  заставляли стоять на солнцепеке с поднятыми лицами. Второй — «афганка», это когда  стоишь в позе мостика на бетонном покрытии.  А также много других карательных мер, о которых ребята  дают сегодня показания компетентным органам. По словам одного из воспитанников по  имени Акмат, сейчас  их обрабатывают сотрудники, которые издевались над ними, но пацаны решили  держаться до конца и рассказать  всю правду. Большую опасность для горе-педагогов  представляют ребята, находящиеся сейчас вне зоны  их влияния в реабилитационном центре для беспризорных детей, которые много чего могут поведать об их  методах  наказания. Наверное, поэтому сюда зачастил завхоз спецшколы с твердым намерением забрать своих подопечных.
Хочется надеяться, что  следствие во всем разберется и поставит точки над «i». Но один вопрос все же  остается и адресован он непосредственно Минобразования и науки, в чьем ведомстве   находится спецшкола:  почему от работы отстранен только ее директор, а  педагоги и персонал, на которых прямо указывают дети, продолжают исполнять свои  обязанности, оказывая на них психологическое давление?
Знакомясь с территорией  учреждения и его объектами, на стенде у спального корпуса увидели только  что установленный  ящик для «писем доверия». Тут же  мелькнула мысль, что  нелегко будет новому  руководству вернуть его после тех кошмаров и ужасов, о которых говорили нам ребята. Да и хозяйственных проблем — вагон и маленькая тележка: требуют капитального ремонта столовая, школа и многие социально-бытовые помещения, катастрофически не хватает учебных пособий, книг и развивающих материалов для детского творчества. Из спортинвентаря есть только несколько мячей, да и те прежняя администрация школы запрещала  выдавать детям. Вообще, внешний вид Беловодской спецшколы оставляет неприятное впечатление. Она скорее  напоминает «зону», о чем  свидетельствуют высокий  забор и протянутая по всему  периметру  колючая проволока. Мрачные охранники на воротах очень похожи на тюремных надзирателей, охраняющих зеков. Но об этом позже.
Сегодня жизнь в спецшколе потихоньку  налаживается. Детская душа не держит долго зло и быстро забывает все плохое. Подростки  с воодушевлением  восприняли первые шаги нового руководства школы по нормализации обстановки и с удовольствием помогают ему в этом. Так, возрождены органы самоуправления с участием ребят, составлены планы культурно-просветительных мероприятий, намечены товарищеские встречи по футболу и другим видам  спорта с шефами, сотрудниками Государственного комитета национальной  безопасности и учащимися  школ с. Беловодского. И как  результат резко сократилось  количество дисциплинарных проступков, нарушений режима и  распорядка дня. Вот что  значат добрые слова  и отношение, хочется  надеяться, для бывших маленьких   бомжей, бродяг и мелких воришек…
Уже  на выходе у ворот школы увидели  группу родителей ребят, достигших четырнадцатилетия — предельного возраста пребывания в спецшколе. Оказалось, что на этот день намечено заседание комиссии по делам детей при райгосадминистрации, по решению   которой родители могут  забрать своих чад домой.  Но по каким-то причинам оно было перенесено  на следующую неделю, что вызвало справедливое возмущение отцов и матерей подростков, приехавших  из отдаленных районов. После  нашего вмешательства районные власти все-таки зашевелились и приняли решение  провести выездное заседание  комиссии непосредственно в спецшколе.
По возвращении в Бишкек  впечатлениями о поездке в Беловодскую спецшколу поделился с юристами, специализирующимися в области ювенальной юстиции. И вот  какая вырисовывается  картина.
В Кыргызстане, согласно Уголовному кодексу, отсутствуют меры наказания  в виде лишения свободы в отношении детей, не достигших 14 лет. Однако  несовершеннолетние правонарушители  мужского пола  направляются в Беловодскую  специализированную школу, по всем параметрам  аналогичную местам лишения свободы, так как подростки лишены  права покинуть учреждение по своему желанию и вернуться домой. Их жизнь строго регламентируется  требованиями режима    содержания и контролируется администрацией  и персоналом. Средства, которые зарабатывают подростки на сельскохозяйственных и других видах работ, на руки не выдаются, а  перечисляются  на их счета, что также характерно для учреждений  закрытого  типа уголовно-исполнительной системы. Попадают подростки в спецшколу  решением Комиссии по делам детей  (КДД), являющейся органом  исполнительной власти, в то время как,  согласно ст. 33 Закона «Об образовании», направление учащихся  в организации для детей, представляющих социальную опасность и нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения, осуществляется только решением суда. В большинстве  заключений КДД о направлении в спецшколу называются такие действия несовершеннолетних, как побег из дома, попрошайничество, непосещение школы и другие  проступки, которые не являются  правонарушениями согласно законодательству Кыргызской  Республики.
Специализированное учреждение для  трудных подростков, безусловно, нужно. Но зачем стране еще одна  колония для   несовершеннолетних, в которую, по сути,  превратилась Беловодская спецшкола по вине чиновников от образования, их равнодушия к судьбам маленьких  граждан страны? Да, спецдети оказались в одном  шаге от  опасной  черты,  за  которой — криминал и  зековские будни.   Какими они вырастут, не видевшие в своей жизни ничего, кроме насилия и жестокости? Когда их карают, а  не  воспитывают, и нормы  законопослушного поведения вбивают кулаками…

Сергей СИДОРОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

 






Добавить комментарий