Main Menu

Помощь госслужащим или медвежья услуга?

В правовом демократическом государстве, коим на конституционном уровне презентует себя Кыргызская Республика, каждый имеет право на свободу слова, участие в обсуждении вопросов государственного значения, высказывать своё мнение, даже если оно идёт вразрез авторитетным мнениям видных государственных деятелей. В связи с этим хотелось бы воспользоваться данными правами и свободами и высказать своё мнение относительно обсуждаемого в Жогорку Кенеше проекта закона о предоставлении права госслужащим заниматься научной, преподавательской деятельностью.

Хочется сразу же задаться вопросом, а зачем предоставлять такое право на законодательном уровне тем, кто уже имеет это право и вполне законно его реализует? Государственные гражданские служащие и муниципальные служащие в Кыргызстане представляют собой большой пласт граждан страны, которые вносят свой весомый вклад в функционирование госаппарата, обеспечивающего госуправление, а также муниципальное управление и исполнение нормативных правовых актов. В правовом государстве должны соблюдаться права и свободы граждан, а граждане должны исполнять свои обязанности. Поскольку госслужащие, занимая административные, политические, специальные должности, наделяются властными полномочиями, они, как представители власти, в большей мере должны исполнять свои обязанности в строгом соответствии с буквой закона. И большинство госслужащих соблюдают законодательство, честно и добросовестно служа своему народу, своему Отечеству. Конечно, как говорят, одни горят на работе, другие греют на этом руки, и потому нельзя «стричь всех под одну гребёнку». Но если бы не существовало тех, кто действительно предан госслужбе, добросовестен и ответственен, несмотря на низкую зарплату, отсутствие достаточного поощрения и мотивации, госаппарат бы не только пробуксовывал, но и оказался обречён на провал.

Низкая заработная плата вынуждает некоторых государственных и муниципальных служащих заниматься дополнительной трудовой деятельностью, не запрещённой законодательством о государственной гражданской службе и муниципальной службе: образовательной, научной и иной творческой деятельностью.

Образовательная деятельность представляет собой работу госслужащего по совместительству в свободное от госслужбы время в дошкольных, школьных, вузовских и других образовательных организациях в качестве педагога (воспитателя, учителя, преподавателя). Однако есть основания полагать, что индивидуальная педагогическая деятельность государственного служащего (репетиторство) является индивидуальной трудовой и может расцениваться как предпринимательская деятельность, т. е. попадать под запрет.

Некоторые государственные и муниципальные служащие занимаются также научной, творческой деятельностью, поскольку наделены данной свободой в соответствии с Конституцией. Под научной (исследовательской) подразумевается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Государственный и муниципальный служащий имеет право в свободное от службы время работать по совместительству научным сотрудником в научно-исследовательских организациях, заниматься в качестве соискателя или аспиранта (по заочной форме) подготовкой диссертационных исследований, публиковать результаты своих исследований и др. Под иной творческой деятельностью следует понимать литературную, художественную, музыкальную, публицистическую и другую, осуществляемую в свободное от службы время. То есть госслужащий может состоять в различных творческих ассоциациях и союзах, не преследующих политические и религиозные цели.

Закон о государственной гражданской службе и муниципальной службе Кыргызской Республики чётко регламентирует правоотношения в сфере госслужбы. Так, согласно данному закону, государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан Кыргызской Республики в госорганах. Государственная служба включает в себя государственную гражданскую службу, военную, правоохранительную и дипломатическую службы. Надо отметить, что деятельность госслужащих, занимающих административные должности военной, правоохранительной и дипломатической служб, регулируется законом о государственной гражданской службе и муниципальной службе в той мере, в которой их профессиональная деятельность не урегулирована специальными законами.

В ст. 20 законодатель закрепил права, которыми наделяются как государственные гражданские, так и муниципальные служащие, среди которых право на занятие образовательной, экспертной, научной и иной творческой деятельностью в соответствующей профессиональной сфере, дополнительно оплачиваемой из средств, не запрещённых законодательством, по согласованию с руководителем. Иными словами, законодательством Кыргызской Республики чётко установлено право государственных гражданских служащих заниматься дополнительной оплачиваемой деятельностью, которая, безусловно, не должна проводиться в ущерб основной деятельности — государственной службе, поскольку осуществляется по согласованию с руководителем, что следует официально оформить локальным актом.

В чём необходимость принятия закона для закрепления права государственных гражданских служащих на занятие преподавательской, научной деятельностью, если это уже прописано в законодательстве? Или есть необходимость усложнить их и так нелёгкую жизнь? Ведь получение патента — это очередная бюрократизация. Надо постоянно его обновлять, предварительно оплатив налог для получения патента, надо… Для чего? Чтобы налог платили? А ведь он и так оплачивается каждым, кто по совместительству занимается дополнительной оплачиваемой деятельностью, не запрещённой законодательством.

На данном этапе законодательство Кыргызстана и так представляет собой весьма внушительный массив нормативных правовых актов и порой возникает мысль о проведении его инвентаризации. Не следует загромождать его новыми законами ради законов, поскольку данная сфера общественных отношений уже урегулирована соответствующими нормами права. Так, в соответствии со ст. 2 закона о государственной гражданской службе и муниципальной службе «если иное не предусмотрено настоящим законом, на служащих распространяется действие законодательства о труде и социальной защите».

А, согласно трудовому законодательству, трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании заключаемого ими трудового договора. Если имеется трудовой договор, значит есть приказ о допущении человека к работе, соответственно, с того дня начисляется заработная плата и идут отчисления в налоговые органы — подоходный налог, в Соцфонд — социальные выплаты, в профсоюз — членские взносы. А как можно утверждать, что госслужащий, занимаясь трудовой деятельностью, дополнительно оплачиваемой из средств, не запрещённых законодательством, не платит налоги, а «кладёт всё в карман»? Как работодатель, предоставивший рабочее место по совместительству, станет отчитываться перед Счётной палатой республики, которая обязательно проверит их бухгалтерию? Захочет ли он иметь проблемы из-за совместителей? Разумеется, нет. И потому приём на работу даже по совместительству осуществляется, как правило, правомерно: исключительно на основании трудового договора.

Законы призваны служить народу, а не усложнять его жизнь. И потому благие намерения оказать помощь госслужащим не должны обернуться медвежьей услугой. Не говоря уже о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс (т. к. в Налоговом кодексе прописано, что патент выдаётся для осуществления предпринимательской деятельности), в Трудовой кодекс (о возможности принятия на работу госслужащих на основе патента), в закон о государственной гражданской службе и муниципальной службе (изменения в соответствующие нормы) в случае принятия инициируемого законопроекта, что ляжет на плечи тех же госслужащих, которые будут принимать в этом участие, мы отметили лишь некоторые проблемы, которые придётся решать государственным и муниципальным служащим, изъявившим желание заниматься дополнительной оплачиваемой деятельностью, не запрещённой законодательством о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Нургуль АТАБЕКОВА,

к. ю. н., доцент.






Добавить комментарий