Main Menu

Проверяй, но доверяй

Анализ ситуации с проверками субъектов бизнеса показывает, что количество таковых, несмотря на принятые властью меры, практически не сократилось. Если в 2007 году их было произведено более 25 тысяч, то в прошлом — более 24 тысяч, тогда как суммы, принесенные в бюджет в результате этих рейдов,  весьма незначительны. В Минэкономики отмечают, что традиционно больше всего контролировать бизнес «любят» такие госструктуры, как санэпидстанция, Соцфонд, Пожарная служба и Госагентство по охране окружающей среды.

Однако всем очевидно, что от увеличения количества проверок деятельность бизнес-субъектов не улучшится. «Мы просто своими проверками раздражаем бизнес», — прокомментировал ситуацию министр экономики Темир Сариев. Для иллюстрации он сообщил, что ГНС в 2007 году провела 16 743 проверки, налоговые поступления в госбюджет составили 12,3 млрд. сомов. А уже в 2011 году произведено 8 686 проверок, а налогов поступило 30,3 млрд. сомов. Сокращение количества проведенных проверок налоговыми службами увеличило, а не снизило уровень налоговых поступлений в бюджет.
В результате реформы госуправления в Кыргызстане количество уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства, сократилось с 21 до 12. Отдельные государственные контролирующие органы (ГКО) были преобразованы и ликвидированы. В целях перераспределения функций в части контроля и надзора были образованы две новые инспекции — Госинспекция по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности и Госинспекция по экологической и технической безопасности при ПКР.
В частности, было полностью упразднено Госагентство по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Осуществляемые им функции контроля за качеством продукции переданы вновь созданной Госинспекции по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности. А контролировать оборот и производство теперь должна Государственная налоговая служба.
В прошлом  году Жогорку Кенеш внес изменения и дополнения в Закон КР «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства». Согласно ему, Минэкономики осуществляет согласование плановых проверок и выдает предписания на проведение проверок тем ГКО, которые утверждены парламентом. Известно, что для создания благоприятных условий для ведения бизнеса правительство Кыргызстана дважды (в 2008-м и 2010 годах) вводило мораторий на проведение проверок бизнес-структур.
По данным Министерства экономики и антимонопольной политики, в 2007 году доля проверок налоговых служб в общем объеме всех проведенных проверок составляла 39%, остальных ГКО — 61%.
Уже в 2011 г. картина изменилась — соотношение уже стало 27:73%. Это объясняется тем, что в 2009-м ГНС начала активное внедрение критериев риска при проведении своих проверок. Иными словами, налоговая служба стала вводить в практику проверки только тех бизнес-объектов, по поводу которых возникают опасения, что они не полностью или неверно исполняют свои обязанности перед бюджетом.
Отмечается тенденция снижения количества проведенных проверок ГНС — с 16 473  (в 2007 г.) до 8 686 (в 2011 г.). При этом особых сокращений количества проверок остальных ГКО не наблюдалось. Так, например, в 2007-м количество остальных ГКО составило     25 377, в 2011 г. — 24 409. То есть на протяжении пяти лет количество проверок со стороны других госорганов (кроме ГНС) практически не сокращалось. Только в 2010-м произошло заметное их снижение (с 22,3 тыс. в 2009 году до 12,7 тыс. в 2010-м). Но и это объясняется введением моратория на проверки после известных событий 2010-го. Но уже в следующем году ГКО вновь увеличили ровно в два раза количество своих проверок (с 12,7 тыс. до  24,4 тыс.).
Основную долю проведенных проверок ГКО составляют плановые. Обычно это  порядка 90% от  проведенных всеми ГКО (за исключением ГНС). Соответственно внеплановые проверки составляют 10%. При этом количество выявленных нарушений и суммы наложенных штрафов не столь значительны. Так, например, в 2007 году количество выявленных ГКО нарушений (без ГНС) составило 69,3 тысячи, а сумма наложенных штрафов — всего 19,8 млн. сомов. В 2011 г. — 49,6 тысячи нарушений, штрафов — на 21,6 млн. сомов.
Понятно, что чем меньше выявлено нарушений, тем лучше, потому что должно свидетельствовать о том, что субъекты предпринимательства соблюдают установленные нормы и требования законов. Но ведь возможно и умышленное сокрытие выявленных нарушений проверяющими лицами и органами. При этом надо учесть то, что эффективность проверок не может определяться только количеством обнаруженных правонарушений и суммой наложенных штрафов. Однако чаще всего ГКО отслеживают эффективность проведенных ими проверок именно по этим показателям, хотя  подход этот явно схоластичен. ГКО не должны преследовать цель провести как можно больше проверок и наложить как можно больше штрафов. В конце концов это не игра на победителя, выбившего максимальное количество очков. Проверки призваны сократить угрозы жизни и здоровью населения, обеспечить обществу техническую и экологическую безопасность. В этом их предназначение.
Минэкономики совместно с ГКО внедряет критерии оценки степени риска при осуществлении предпринимательской деятельности. И теперь контролирующие органы должны осуществлять проверки субъектов предпринимательства по утвержденным признакам. К примеру, не более одного раза в год для субъектов с высокой степенью риска, не более одного раза в 3 года для субъектов со средней степенью риска, не более одного раза в 5 лет для субъектов с незначительной степенью риска. Собственно, ведь и ГКО  будут более эффективно использовать свои финансовые и трудовые ресурсы, если сфокусируют усилия на объектах с высоким риском и откажутся от сплошных проверок.
В этом году Минэкономики не выдавало разрешения на плановые проверки. Отказ был вполне правомочным и связан с тем, что до утверждения критериев риска и проверочных листов согласование планов проверок и предписаний на проведение проверок было незаконным. А, согласно законодательству страны, проведение проверок без проверочных листов невозможно. Все это время проводились только внеплановые проверки, осуществляемые по заявлениям граждан и самих субъектов предпринимательства. Уже в мае т.г. МЭАП будет осуществлять согласование планов проверок на май-июнь и III квартал этого года.

Чинара АСАНОВА.

 






Добавить комментарий