Main Menu

Школа и попечительские советы

Начиная с 2008 года проект «Сапаттуу билим» поддерживает вовлечение сообщества в процесс повышения качества школьного образования в Баткенской, Чуйской и Иссык-Кульской областях. Механизм подушевого финансирования школ, переход к которому также является одним из направлений деятельности проекта, дает им возможность использовать более эффективно ограниченные школьные ресурсы. Попечительские советы, руководство школ, активные члены местного сообщества, родители играют значительную роль в принятии решений о том, как лучше использовать имеющиеся ресурсы для того, чтобы повысить качество образования  своих детей. С 2010 года руководство школ совместно с ООПШ проводило открытые бюджетные слушания по планированию, анализу и использованию  бюджета средних учебных заведений в местных сообществах.

В подведении итогов пилотного проекта приняли участие министр образования и науки Канатбек Садыков и представитель  проекта  «Сапаттуу билим» в Кыргызской Республике Керри Н. Гордон.
Министр подчеркнул важность реализации данного мероприятия. Все это время ведомством отслеживались достижения проекта и отмечалась его особая актуальность для системы школьного образования. Государство вкладывает немалые средства в образование. По сравнению с 2010 годом в 2011-м финансирование увеличилось с 12 до 16 миллиардов сомов,  на 2012 год эта сумма достигла 18 миллиардов, а с учетом капитального строительства объектов образования и ремонта — 20 миллиардов сомов. Однако в системе  всеобщего среднего образования сохраняются большие проблемы, увеличение финансирования  произошло на уровне заработной платы учителей, но на развитие инфраструктуры школы, на решение ряда важных вопросов средств по-прежнему  недостаточно.
Для этого теперь и будут привлекаться попечительские советы родителей. В решении школьных проблем нужны новые механизмы. Обращая свое внимание на все эти сложности, Президент Кыргызстана издал Указ «О попечительских советах». Закон  должен улучшить работу по самоуправлению школ, заложить новые принципы отчетности, гласности, открытости расхода этих средств.
В связи с этим на коллегии МОиН КР были утверждены два нормативных документа, регулирующих участие общественности в школьном управлении, — Положение об участии общественности в управлении образовательной организацией системы дошкольного, школьного и внешкольного образования и Положение о попечительских советах государственных и муниципальных образовательных организаций. Они утверждены и распространены по всем школам республики.
В проект «Сапаттуу билим» были приглашены школьные руководители, учителя  и родители из 300 школ.
Проект помог разработать учебно-методические пособия для администрации школ, бухгалтеров, специалистов муниципального управления и представителей сообществ.  Пособия помогут в эффективном использовании школьных средств. Это даст возможность повысить качество образования в школах, поддержать учителей в их профессиональном развитии, а также возродить традиции наставничества. С принятием новых нормативных актов появились возможности для  развития эффективной школы, в которой могут работать профессиональные и мотивированные педагоги, получающие  достойное стимулирование за хороший труд.
Новая система оплаты труда учителей привязана к результатам  их деятельности. Труд теперь оценивается экспертным советом школы по балам, так называемым КТУ.
Казалось бы, все хорошо, за счет средств при поддержке родителей улучшается качество обучения, открываются различные кружки: фольклорно-этнографические, хореографические, прикладного искусства. Для их нужд приобретаются костюмы, инструменты, спортивная форма, а также одежда для ребят малообеспеченных семей, мебель, книги, оргтехника, открываются профильные классы, языковые кабинеты для представителей разных этносов, ведутся различные спецкурсы, улучшается учебно-воспитательная работа. Но некоторые сложности все же есть.
Как рассказала председатель попечительского совета Орловской средней школы    № 2 Ирина Евдокимова, их школа в проекте «Сапаттуу билим»  работает с первого дня. Родители входили в совет на добровольных началах и сами определили ежемесячный взнос в размере 50 сомов. В начале все родители были активны, но со временем поступлений становится меньше. Часть родителей по объективным  причинам перестала сдавать взносы, объясняя это отсутствием должных доходов в семье. Другие  просто не платят в фонд без объяснения  причин.
Все ученики в школе равны, а вот родители социально неравные. Отсюда и сложность в создании фондов попечительских советов школ.  Принудительно собирать взносы никто не имеет права. Выходит, что надо обеспечить стабильной работой родителей, тогда и проект будет работать устойчиво. Сегодня все сложнее находить общий язык с родителями. Схожие проблемы практически во всех школах района. Все понимают, что делается это во благо и для своих же детей, но нередко  родители сотрудничать со школами не могут или не хотят.
На школьных стендах вывешены все отчеты  о расходах средств фондов попечительских советов — какие суммы собраны и на что потрачены, все до копеечки.
Государство немного помогает, есть годовые сметы на школу, но это мизер. Участие общественности в обеспечении и управлении учреждений образования с подушевым финансированием поможет подлатать бюджеты школ, хотя и не решит всех проблем. Конечно,  на  качественное образование, соответствующее современным требованиям,  сегодня надеяться  все  еще сложно.
Благодаря реформам с директоров школ сейчас снято много лишних обязанностей, сегодня они заняты своим прямым делом — воспитательным процессом. Латать крыши — это не их забота, этим теперь будут заниматься попечительские советы.
Пятилетний региональный проект в Кыргызстане заканчивается. Оказана техническая помощь, и  до 2014 года все школы страны должны перейти на новые условия подушевого финансирования.
Поможет ли это кардинально улучшить положение дел в школах страны — покажет время.

Игорь САПОЖНИКОВ.
Фото автора.

 






Добавить комментарий