Main Menu

Счетная палата укрепляет свои позиции

Счетная палата укрепляет свои позиции

На минувшей неделе Счетная палата Кыргызстана отчиталась, как повышала эффективность своей деятельности при помощи гранта Всемирного банка.

Итоговая презентация завершившегося проекта «Усиление потенциала СП КР» прошла в бишкекской гостинице «Парк-
отель». Цель 16-месячного проекта (август 2015-го — ноябрь 2016-го) — укрепить и развить потенциал Счетной палаты путем совершенствования методов работы, что должно повысить эффективность, подотчетность и прозрачность госрасходов.

Глава СП Улукбек Марипов сообщил, что этот проект был ратифицирован в прошлом году парламентом Кыргызстана и цели достигнуты:

Проект оказал существенную поддержку в законодательной части, при планировании нашей работы, в совершенствовании методологии. Уже не первый год мы делаем шаги по переходу к международным стандартам аудита. В ходе данного проекта обучены все сотрудники палаты, что повысило качество проводимых аудитов. Мы существенно продвинулись и по всем намеченным вопросам, в том числе по профилактике и противодействию коррупции, обеспечению подотчетности и прозрачности бюджета. Надеемся, что Всемирный банк продолжит проектную поддержку в направлении совершенствования работы СП.

Руководитель аппарата СП КР, рассказывая о сути проекта и его особенностях, подчеркнул:

По проекту предусматривалось выполнить шесть основных задач. Первое направление — аудиторская деятельность, основная для ведомства. В этом направлении составили руководство по планированию аудитов. Ежегодно при очень ограниченных человеческих ресурсах мы должны проводить аудит во всех госорганах, муниципальных и иных структурах. Но чаще всего силы и ресурсы не позволяют охватить всех. Исходя из международной практики, поняли и приняли методологию, которая предусматривает проведение аудитов на основании рисков — не сплошной охват госструктур, а аудит там, где имеются риски, отмечено неэкономное расходование госсредств в ходе предыдущих аудитов. Кроме того, парламент или правительство могут определить ряд структур, отраслей, которые следует проверить. Кроме того, подлежит обязательному аудированию расходование госбюджета, в частности ФОМСом и Соцфондом. Сейчас мы перешли на среднесрочное планирование аудитов — на трехлетний период.

Б. Элебесов также отметил, что во всех сферах продолжаются жалобы на частые проверки как со стороны СП, так и других контролирующих органов. В 2015 году в стране принят Бюджетный кодекс, согласно которому бюджет местных органов власти, айыльных округов сотрудники СП будут проверять раз в два года, делая акцент на качество аудита.

Также в период проекта, по словам чиновника, разработана стратегия управления человеческими ресурсами:

СП в этом направлении работала эффективно — более 100 сотрудников прошли обучение и повысили квалификацию. Надо правильно подбирать, обучать персонал и управлять им. В этом направлении мы повышаем требования к квалификации работников, в долгосрочной стратегии намерены постепенно переводить их на сертифицирование (чтобы право работать в СП имели сотрудники, обученные и получившие сертификаты специального международного образца). Также мы разработали методологии финансового аудита и аудита соответствия, методы их проведения, обучили специалистов и уже по новой методике провели пилотные аудиты в четырех госорганах.

Один из аспектов новизны — автоматизация всех процессов, для чего разработано обеспечение на базе программы 1C, с помощью его инспекторы СП будут делать проверки гораздо быстрее. До сих пор, пояснил Элебесов, они тратили много времени на изучение документов, долго находились на объекте. Автоматизация же позволит сократить это время. Инспекторы имеют четкую инструкцию: кто и за что ответственен при проверке, как детально выполнять работу.

Пилотными же аудитами в госорганах — уже по новой методике и с новыми, приобретенными в ходе проекта знаниями и навыками — СП на этот раз охватила Минэкономики, антимонопольное ведомство, Госкадровую службу и Министерство юстиции.

Наши инспекторы вместе с международными консультантами работали в этих госструктурах, применяя новые навыки, так что пилотные аудиты стали первым практическим опытом работы по-новому. Сотрудники узнали, как работать по международным стандартам: что и где смотреть, как определять риски, как оформлять документы. Сейчас итоги этих пилотных проверок проходят экспертизу в СП, затем их утвердит совет Счетной палаты, после чего, думаю, еще в этом году они будут размещены на сайте СП с открытым доступом для каждого.

Весьма интересен для читателей финансовый аспект закончившегося проекта. По предоставленной СП информации, в проекте участвовали шесть международных экспертов, помогавших сотрудникам осваивать новые методы и повышать квалификацию. Тендер по реализации проекта выиграла международная организация KOSI Corporation, субъект Северной Ирландии, которая привлекала консультантов из разных стран — Молдовы, Швеции, Латвии и др.

Всего ВБ выделил на проект $630 тысяч. Судя по таблице статей расходов и процентов исполнения бюджета проекта, на оборудование пошло 29,8 тысячи «зеленых», или 4,7%. Международный консультант KOSI Corporation получил хороший гонорар в размере $460 тысяч за 16 месяцев пребывания в стране, доля этой статьи расходов составила 73,1%. Другие консультанты получили за работу 78,4 тысячи, или 12,4%. На тренинги ушло 58,7 тысячи американской валюты, или 9,3%, еще 3 тысячи — на операционные расходы (0,5%).

Б. Элебесов, когда я задала ему вопрос о непропорциональности расходов, выделяемых все же стране, а не международному консультанту, пусть очень деловому, компетентному и трудолюбивому, пояснил:

Сам проект — это техническая помощь консультационного характера. Сумма, полученная Счетной палатой (630 — 460 = 170 тысяч долларов. — Прим. Е. М.), нацелена на разработку консультантами новой методики на опыте счетных палат передовых стран и на личном опыте этих консультантов, работавших во многих странах мира. Они успешно передали свои знания работникам нашей палаты. Мы получили новейшее оборудование, но не знали бы без консультантов, как его использовать с наивысшим результатом, а еще — методику, обучились новым способам аудита. А высокая оплата международных специалистов — это мировая практика.

Немаловажно сказать и о том, что консультанты сделали обзор действующего Закона «О Счетной палате КР» с учетом основных требований ISSAI (международных стандартов высших органов аудита) и наилучшей мировой практики. Разработана новая редакция закона, поскольку в прежний, принятый в 2004 году, за эти годы пришлось внести более 600 поправок. Кроме того, усовершенствованы процедуры внутреннего контроля, системы внешней и внутренней коммуникации.

В ходе презентации проекта привлек внимание интересный доклад эксперта из Молдовы, аудитора СП этой страны и представителя KOSI Екатерины Пакнехад. Взяв за основу известное выражение, произнесенное в ходе Генассамблеи ООН в сентябре 2015 года, — «Сила нации зависит от успеха своего народа — знаний, инноваций, воображения, творчества, стремлений и возможностей людей, которые в свою очередь зависят от индивидуальных прав, надлежащего управления и личной безопасности», она предложила его перефразировать:

Сила высших органов аудита зависит от успеха их сотрудников — знаний, инноваций, воображения, творчества, стремлений и возможностей, которые… зависят от индивидуальных прав, эффективного управления и руководства, личной безопасности.

Она напомнила, что современные тенденции — это переход от финконтроля и функций контрольного органа к современному высшему органу аудита (ВОА), для чего имеются внешние и внутренние предпосылки. К первым относятся формальная подчиненность парламенту (без вмешательства правительства), защита от внешнего воздействия, ориентированность ВОА на понятную миссию (в соответствии с международными стандартами аудита); ясный мандат; ожидаемые результаты. К внутренним — роль и ответственность руководства СП; наличие командной работы в ВОА; наличие форумов для общения, обмена информацией и идеями. Необходимы, утверждает эксперт, переход от вводно-ориентированного стиля управления к современным, целостным и эффективным подходам к управлению, нацеленным на результат, а также обучение персонала. Что же сдерживает прогрессивный переход? Это, как водится, человеческий фактор; устаревшие традиции; отсутствие возможностей, да и зачастую желания изменить ситуацию, а также отсутствие возможности и/или желания менеджеров применять различные управленческие и лидерские стили.
Эксперт привела цитату из Стратегии развития управления госфинансами Кыргызстана на 2016-2025 годы, озвученную замминистра финансов А. Азимовым:

Долгосрочной целью реформы управления госфинансами является обеспечение современного, эффективного, подотчетного, ответственного управления финансами госбюджета в республике, способного предоставлять основные госуслуги экономно, эффективно, честно и справедливо, всесторонне способствовать росту благосостояния народа.

Роль СП КР в этой связи сводится к планированию своей работы с учетом приоритетов страны, при составлении средне-
срочных и годовых планов аудитов надо учитывать мнения граждан, депутатов, правительства и других сторон. Население, безусловно, должно понимать стратегию СП и способы ее реализации и в общем, и в деталях.

Елена МЕШКОВА.
Фото предоставлено пресс-службой СП КР.






Добавить комментарий