Main Menu

Уходящая память, или Прогулки по Люксембургу (фото)

«Память согревает человека изнутри»
(Харуки Мураками)

Чем встречают осень в Бишкеке? Конечно, культурным событием, к примеру таким, как фотовыставка «Эсимде. Места памяти», экспозиция которой открылась в выставочном зале Союза художников КР в Дубовом парке. Мы не могли пропустить это событие и лишить себя возможности полюбоваться замечательными снимками. Тем более что тематика экспозиции была интригующей — «Места памяти», а среди авторов значились известные фотомастера Шайло Джекшембаев, Александр Фёдоров, уверенно и целеустремлённо заявляющие о себе фотохудожники Наталья Андрианова, Мурат Джумалиев, Гульнара Касмалиева, Анатолий Цыбух и молодые одарённые фотографы из творческой группы «ЛИНОЛУМ» Павел Большаков, Василий Скачков и Виктория Холопова.

Есть события, чьё значение не тускнеет от неумолимого бега времени, которые не стираются в памяти людей, а напротив, временной разрыв с возрастающей силой подчёркивает их величие и значимость. История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живёт, чтить родных и близких. Память о них не подвластна времени, бережно хранится и передаётся из поколения в поколение, она переживает века. Это не просто свойство человеческого сознания — сохранять следы минувшего. Память — это связующее звено между прошлым и будущим, и она стала главным художественным импульсом в создании заявленной выставочной экспозиции.

Названная выставка состоит из двух разделов — «Места памяти» и «Память места».

В разных культурах есть много такого, что связано с ушедшими в мир иной, тема эта несколько табуирована, в том числе темы погостов и кладбищ. Об этом не принято особенно говорить, и некоторых она пугает. Кладбища, некрополи, города мёртвых могут быть очень разными образцами высокого канона и сельского простодушия, выделяющимися на фоне окружения или мягко вписывающимися в него. Кладбища — места памяти появились исключительно благодаря потребностям живых хранить память об ушедших. Это сподвигает людей, часто вопреки религиозным правилам, делать долговечные памятники, украшать их с любовью, выдумкой, а иногда даже обновлять и обустраивать спустя десятилетия. Кладбище — это, кроме всего прочего, ещё и место, где жизнь отдельного человека вплетается в историю семьи, рода, страны.

В разделе «Места памяти» представлены фотоснимки из серии «Мемориальная архитектура кыргызов» Ш. Джекшембаева, «Сулайман-Тоо. Старое кладбище» А. Цыбуха, «Белый и Красный гумбезы» Г. Касмалиевой и М. Джумалиева, «Иссык-Кульские некрополи» Н. Андриановой и «Уходящая память» А. Фёдорова. Как рассказал нам Александр Фёдоров, съёмки, во время которых сделаны фотографии, вошедшие в экспозицию, проходили в Бишкеке, на Иссык-Куле, в Ак-Тале и Таш-Кумыре, Оше, Суусамыре и других регионах республики. Фотографии запечатлели мусульманские кладбища с мазарами и православные погосты. Ветхие оградки, поржавевшие от времени железные звёзды и полумесяцы, различные узоры могильной архитектуры, траурные надгробья с фотографиями усопших, с которых смотрят красивые и строгие девичьи лица, неповторимые лики стариков, детей.

Заброшенные неухоженные погосты, доживающие свой век могилки, за которыми просто некому ухаживать, поскольку неумолимая судьба разбросала родных по свету. Вот останавливающая внимательный взгляд панорама Бишкека, на который авторский объектив взглянул через стальные прутья железного мазара, а рядом — удивительный снимок мусульманского кладбища на берегу Иссык-Куля под вечным куполом небес. Цикл работ показывает старое кладбище у горы Сулейман-Тоо в Оше. Грустные кадры последних оставшихся погребений, ритуальное дерево, сплошь увешанное лоскутками материи, нависшие над могилами горы и старые саманные, уже разрушающиеся мазары. А вот некрополи у озера, автор снимал их в погребениях вокруг Иссык-Куля. Перемешанные с советской символикой памятников серпы полумесяцев, венчающие мусульманские надгробья.

Второй раздел, названный авторами «Память места», посвящён истории села Люксембург Чуйской области, названного в память о пламенной революционерке Розе Люксембург, а отнюдь не в честь одноимённого княжества. Село в 17 км от столицы, некогда очень приметное своей особой немецкой аккуратностью и нарядностью. Немецкая культура пустила корни на землях Чуйской долины несколько столетий назад и дала интересные всходы, долго служившие образцом для подражания другим населённым пунктам, даже изрядно удалённым от кыргызстанского Люксембурга. Основан он немецкими переселенцами в 1925 году. Они разбивали улицы, возводили дома согласно своим правилам и взглядам на удобства и красоту. Местный колхоз был передовым в республике и Союзе. Село со школами и детсадами процветало, наполнялось жизнью, создавая новую для Чуйской долины историю народа со своей культурой и традициями.

В советский период название села шло неразрывно с крупными сельскохозяйственными достижениями местного колхоза «Труд» и его легендарным председателем И. Ваккером. Начиная с 1986 года немцы стали убывать на свою историческую родину, в Германию. И здесь стали жить другие люди, с другим образом жизнебытования. Люксембург интересен и своим именем, и обликом. Как поведал в беседе один из авторов проекта Василий Скачков, во время творческих командировок поразили гостеприимство местных жителей, их отзывчивость на просьбы фоторепортёров. «Мы искали в селе немцев, а нашли мини-СССР» — так образно заключил он свой рассказ. Проходя с камерой по следам немецкого наследия, авторы снимков ловили зорким объективом те мелочи, что помогали воспроизвести картину памяти. Да, увидеть то, что было тут на самом деле, уже не удастся, но про загадочное прошлое им рассказывали вещи, местная архитектура, фотографии, предметы быта и главным образом воспоминания самих люксембуржцев. Люксембург — это место памяти, уникальной истории, неординарных человеческих судеб, где выросло несколько поколений носителей немецкой культуры.

Нынешние люксембуржцы всех национальностей гораздо более предшественников вовлечены в городскую деятельность. Большинство их трудятся в близлежащем Канте и в Бишкеке. Молодые фотографы из группы «ЛИНОЛУМ» П. Большаков, В. Скачков и В. Холопова представили своими фото о сегодняшнем Люксембурге память о Люксембурге вчерашнем, его жителях и их представлениях о будущем. Изначально целью авторов было увидеть и показать лицо современного Люксембурга, каким он стал после отъезда практически всех потомков его основателей. По рассказам старожилов, многие уехавшие немцы приезжают и навещают места своего безвозвратного, но такого родного прошлого. А авторы фотографий искали неповторимые и исключительные «люксовые» следы памяти. Они находили их, пусть и еле различимые, почти на каждом клочке земли. Как отметил В. Скачков, авторы проекта будут и дальше знакомиться с этим местом и писать его фотоисторию дальше и глубже. «Мы вернёмся, нам понравилось!» — подчеркнул Василий.

Мы вглядываемся в экспозиционные снимки, запечатлённые объективом кадры дарят неожиданный взгляд на типичный уклад сельского бытия. Вот корова, случайно забредшая к дому культуры, в котором некогда был открыт филиал столичного Русского драмтеатра, снующие по улице сельские велосипедисты, запущенные фасады домов, играющая в свои игры деревенская детвора, старая мебель в бывшем немецком доме, орнаментальные узоры на заборах, табличка с характерным для ушедшей эпохи названием улицы «Новостройка штрассе». На кадрах, которые остановил чуткий фотовзгляд — покосившийся указатель на въезде в село на кыргызском и немецком языках, осиротевший и неухоженный памятник В. Ленину в центре посёлка, железные серп и молот на заборной решётке, заброшенное помещение когда-то образцового детсада, обросшие травой рельсы железнодорожной ветки, проходящей через село, заброшенная игровая площадка, утки, плавающие в местной запруде. Сегодня в Люксембурге живут всего четыре немца, ранее в Кантском (ныне Иссык-Атинском) районе были и другие немецкие сёла — Ротфронт и Фриденфельд, которые также славились крепкими колхозными хозяйствами.

Авторы всей выставочной экспозиции представили в ней документальную фотоисторию памятных событий, случившихся в людских судьбах, к которым они невольно прикоснулись. В них кроется немало прошедших событий — политических, человеческих, эмоциональных, печальных и счастливых, которые принесли душевную боль, страдания, победы и поражения, разочарования, шрамы и раны, беды или радости. Фотографии запечатлели краткие мгновения гигантских проблем и какие-то факты из судеб людей и страны в целом, которые решала и должна ещё решать человеческая цивилизация.

Глаза фоторепортёров выделили их в череде других событий, памятных мест, что остались в уголках памяти, чтобы мы могли выйти на пики этих проблем, и они стали сегодня важнее, чем когда-либо. Фотографы демонстрируют их с нервом, экспрессией, трогательно, а порой и обезоруживающе. Авторы создали оптимистическую и творческую атмосферу для публики, которая пришла посмотреть на их незаурядные работы. Большая часть их фотографий — это острый нестандартный взгляд на нашу жизнь, взгляд, насыщенный эмоциями и интонациями. И фотографы будто подчёркивают мудрую истину, что запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным. Память словно возвращает нас туда, где мы любим тех людей, кого уже забрали небеса.

Глядя на снимки, невольно задумываешься: а что должен почувствовать человек, который смотрит на горе, беду и радость в объектив камеры, которая останавливает в кадре миг человеческой жизни и миг памяти. Она снимает трагические мгновения и мгновения веселья и успеха. Да, на такие фотографии смотреть тяжело, но и любопытно, потому что они важны и нужны. Авторы снимков будто обращаются к зрителям с одной единственной просьбой — берегите планету и себя, будьте терпимее и внимательнее к тем, кто рядом, и творите добро! Не забывайте людей и места, где вам было хорошо, поскольку человек сотворён так, чтобы грядущее строить на прошедшем — иначе зачем нам всем сама память?

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий