Main Menu

Война образованию, или «Ученье свет, но мы его погасим»

Начался новый учебный год, но вместо долгожданного ощущения радости от приобщения своего ребёнка к миру знаний родители большинства бишкекских первоклашек ощутили разочарование, а местами и шок — классы в некоторых столичных школах оказались сильно переполнены, в буквальном смысле забиты под завязку.

— Ребёнок в этом году пошёл в первый класс в школу-гимназию №24 на Тыныстанова-Киевской, — поделились своим возмущением родители одного из первоклассников. — Шок в том, что в классе 54 ученика! Так дети ёще и учатся с 14.00! Администрация и классный руководитель не учитывают физиологию первоклассников. Дети ещё маленькие, некоторые спят в обед. Какая речь может идти о занятиях с двух часов дня?

— В этом году дочка идёт в первый класс. Сегодня сходили в школу №13 узнать, в какой класс нас определили. В классе 54 ученика! — негодует мама первоклассницы Зарема. — Больше половины не с микроучастка. Почему родители не отдают детей в школу рядом с домом, по району? Мы по участку, а попали в самый последний класс «З». Где справедливость? Почему Министерство образования не контролирует этот бардак?

— Беспредел в начальных классах, — считает мама первоклассника Чинара. — В школе-гимназии №13 Бишкека количество учащихся в первых классах превышает 50 человек, хотя классы не рассчитаны на такое количество учащихся. В чём причина? Почему руководители государственных общеобразовательных организаций не действуют в рамках нормативно-правовых актов, регламентирующих систему образования? Почему принимают детей с микроучастков, не закреплённых за данной школой, при отсутствии мест?

Родительское негодование вполне понятно, и в самом деле, почему система зачисления первоклассников согласно микроучасткам, а простыми словами, по месту жительства и прописки, не работает? Ответ очевиден и прост до безобразия — детей много, школ мало. Население Бишкека за последние несколько лет перевалило за один миллион человек. В каждом микрорайоне столицы на каждом свободном клочке земли как грибы после дождя растут многоэтажные «элитки», а число школ остаётся величиной постоянной. По информации Управления образования мэрии, в этом году в Бишкеке в первый класс пошло более 15 000 первоклассников. А школ в столице всего 139. Ну и откуда взять требуемые «мощности»?

А вот об этом соответствующим государственным ведомствам Кыргызской Республики стоило бы задуматься ещё лет пятнадцать назад: проанализировать демографическую ситуацию, составить реальные прогнозы, найти деньги в бюджете и активно строить не призрачные планы на блестящее будущее, а школы, гимназии и лицеи.

Впрочем, школы переполнены не только в столице. Недавно организация по защите прав детей на получение качественного образования «Булан институт» опубликовала открытое обращение к Президенту Кыргызской Республики Сооронбаю Жээнбекову, в котором привела данные проведённого исследования по ситуации со школьным обучением в сельской местности. Результаты неутешительные. Согласно исследованию, в настоящее время нехватка мест в школах наблюдается по всей территории Кыргызстана: в республике насчитывается 1 175 780 детей школьного возраста, а вместимость школ составляет всего 600 тысяч мест. Не хватает ещё как минимум 200 новых школ. Кроме того, 60% школ в Кыргызстане были построены до 1980 года и сегодня более половины из них нуждаются в реконструкции или капитальном ремонте.

От переполненности школ прежде всего страдает качество образования. Когда в классе в среднем 50 детей, на одного ученика в течение урока учитель может выделить меньше минуты. Чему можно научить ребёнка за это время? Какие знания останутся у него в голове? Лишь пустота и сумятица. С таким багажом он и пойдёт по жизни.

Не секрет, что, несмотря на официальный запрет Министерства образования, в подавляющем большинстве бишкекских школ продолжают брать с родителей первоклашек немалые вступительные вносы. Исчисляются они тысячами сомов, идут «мимо кассы», и без них в желанную школу просто не попасть. Зачисление в школу уже давно превратилось в бизнес, как, впрочем, и весь образовательный процесс. Первый учебный день в наши дни начинается не с урока знаний, а с вопроса: «Вы деньги сдали?»

— Нам сразу выдали список, на что надо сдавать, — рассказала моя знакомая, мама первоклассника. — На ремонт класса, на ремонт школы, отдельно в фонд школы и в фонд класса. Отдельно на скоросшиватели, бумагу, фломастеры, мел и цветы для класса. И ещё на тряпки, веник и ведро.

Взносы, конечно же, добровольно-принудительные: все родители ропщут, но никто не идёт жаловаться в министерство, ведь это отразится на ребёнке и его успеваемости. Голоса тех немногих, кто время от времени всё же отваживается восстать против школьной системы поборов, теряются в неизвестности. Министерство образования их в упор не видит, чиновников, похоже, такой расклад вполне устраивает.

С нового учебного года учащимся пятых и шестых классов придётся раскошелиться ещё и на аренду новых учебников, по 25 сомов за штуку. Со следующего года эта же участь ждёт и учеников седьмых, восьмых и девятых классов. Обеспеченность учебниками на 2017/2018 учебный год по стране составляет всего 72%. Книг на всех не хватает, денег на их переиздание тоже. Средства в государстве находятся на что угодно, но не на новые качественные учебники, куда проще собрать деньги с родителей школяров. И это притом, что по Конституции школьное образование в Кыргызстане бесплатное.

Не лучше обстоит дело со школьными учителями. Благодаря экспериментам Мин-образования с распределением учебных часов почти трём тысячам учителей в этом году грозит безработица. «Булан институт» в своём исследовании на этот счёт пишет, что «На основании распоряжения министра образования и науки Г. Кудайбердиевой от января 2018 года с сентября текущего года свыше трёх тысяч школьных учителей были освобождены от работы. В этой тупиковой ситуации напрямую виноваты министерство и правительство. При введении механизма расчёта педагогических часов не был утверждён минимальный порог часов. Лишь теперь министр пытается урегулировать ситуацию, освобождая от работы учителей, загруженных минимальными часами. Вместо того чтобы на основании проведённых аттестаций сохранить профессиональных и опытных учителей, их повсеместно хаотично освобождают от работы, что порождает недовольства среди учителей и приведёт к напряжённости в обществе».

При этом, по данным на август 2018 года, в школах Кыргызстана не хватает 1 960 учителей. Больше всего не хватает учителей начальных классов (20%), русского языка (12,3%), математики (11,8%), английского (8,7%) и физики (8,2%).

С подготовкой новых кадров на замену ушедшим старым в стране тоже не всё в порядке. По данным «Булан института», каждый седьмой учитель в Кыргызстане — это учитель, находящийся на пенсии, но вынужденный работать, несмотря на старость и плохое состояние здоровья, потому что на учительскую пенсию сегодня не прокормишь даже мышь. При этом система качественной подготовки учителей зашла в тупик. Из-за низкой зарплаты талантливая молодёжь не спешит идти в эту профессию, а на педагогический факультет зачастую поступают те, кому больше податься некуда. С такими кадрами чему может научить нынешняя школа? А что будет ещё лет через десять, когда из «старой гвардии» учителей не останется никого?

Посмотришь на то, что творится в школах сегодня, и складывается ощущение, что нормальному образованию в нашей стране объявлена война. Остатки старой образовательной системы старательно уничтожаются, «разумное, доброе, вечное» сменяется кредитно-денежными отношениями, а корявые образовательные реформы всё идут и идут. Ученье — свет, но почему-то становится всё темнее и темнее…


Когда верстался номер, Министерство образования и науки распространило пресс-релиз с разъяснениями по вопросу комплектования школ.
Так, в настоящее время в республике функционирует 2 262 школы с охватом 1 млн. 223 тыс. детей. Согласно базе данных Информационной системы управления образованием МОН, проектная мощность функционирующих школ составляет 774 120 посадочных мест. Из них в 446 школах занятия идут в одну смену, в 1 657 — в две, и в 159 школах из-за перегруженности организовано обучение начальной школы в так называемую подсмену согласно гибкому расписанию.
В целом за последние годы наблюдается стабильный рост контингента учащихся. Их численность, только по сравнению с предыдущим годом, возросла на 4,0%, а по сравнению с 2012-м — на 18%. В городах увеличение произошло на 25%, в сёлах — на 14%.
При этом в ведомстве отмечают, что проблема перегруженности в большей степени наблюдается в школах Бишкека и Чуйской области и связана с процессами миграции.


Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото из Интернета.






Добавить комментарий