Main Menu

О бишкекских детских площадках, бессмысленных и беспощадных

В июне этого года в Бишкеке на футбольном поле в районе Пишпека погиб 11-летний мальчик. Погиб прямо во время игры в футбол, после того как на него упали старые железные футбольные ворота. От чего они упали — от порыва ветра или удара мячом, — предстоит выяснить следствию. Главное то, что, несмотря на выводы, ребёнка уже не вернуть.

Спустя месяц — новая трагедия: трёхлетней девочке оторвало палец на детской площадке во дворе в районе ТЭЦ. Малышка с тётей пришла прокатиться на горку, её ручка застряла в дыре старой проржавевшей конструкции. В итоге ребёнок навсегда остался инвалидом, лишившись указательного пальца правой руки.

Мусорка в двух шагах от детской площадки

Родители девочки выяснили, что такое в их районе происходит не впервые, что и до этого другие дети тоже калечились на злополучной горке. По словам тёти девочки, в таком ужасном состоянии детская горка находится уже порядка шести лет. Стоит, ржавеет, калечит детей. Самое интересное, что после инцидента неизвестный приезжал на детскую площадку и пытался… покрасить горку!

— Мы считаем, что таким образом власти пытаются замести следы своей халатности, — рассказала женщина. — В этот двор заходишь и прямо возвращаешься в 1990-е годы. Почему за все эти годы муниципалитет не может привести в порядок детскую площадку?

Качели без сидений

А вот это очень резонный вопрос. За состояние всего, что находится в Бишкеке, отвечает столичный муниципалитет — за парки, скверы, бульвары, зоны отдыха. Это в общем. А в частности за состоянием каждой детской площадки в любом районе города обязаны следить местные власти — МТУ, акимиаты и прочие районные муниципальщики. Однако годами в Бишкеке ничего не меняется: состояние большинства детских площадок в столице такое, что назвать их игровыми, а уж тем более детскими, язык не поворачивается. В лучшем случае это скопление ржавых турников и скрипучих качелей, оставшееся ещё с советских времён, в худшем — искорёженный металлолом, к которому даже взрослому подходить опасно, не говоря уже о детях.

Как показывает опыт, бишкекские МТУ считают своей главной обязанностью навести на детской площадке красоту, которая в их представлении, похоже, сводится к тому, чтобы раз в год весной старательно покрасить свежей краской старые советские рукоходы и горки. А то, что при этом они уже давно проржавели, покорёжились и морально устарели, никого из чиновников не волнует. Главное — закрасить поярче. Другими словами, замазать глаза.

Для того чтобы детская площадка была местом игр, а не источником детской боли или, не дай Бог, инвалидности, ответственные лица на местах обязаны периодически проверять техническое состояние и исправность всего того, что находится на детских площадках. Когда речь идёт о детях, безопасность должна выходить на первый план. За вопросы безопасности в столице отвечает специальный уполномоченный орган — Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при правительстве КР. Вот только похоже, что и её инспекторам до детей никакого дела нет — как стоял опасный металлолом на детских площадках, так и стоит, как травмировались дети, так и дальше страдают. У нас, к большому сожалению, всё начинает вертеться и работать только тогда, когда в беду (тоже не дай Бог) попадает ребёнок какого-нибудь высокопоставленного родителя. Всем остальным же, простым смертным, приходится надеяться только на себя.

Родители пострадавшей на горке девочки подали заявление в прокуратуру. Они хотят найти и наказать виновных в том, что детская площадка оказалась в таком ужасном состоянии. Хотя бы для того, чтобы подобное больше ни с кем не повторилось.

— Если бы районные чиновники своевременно отремонтировали горку или вообще демонтировали бы её из-за небезопасности, то несчастного случая бы не было. Они должны были проверять все детские площадки в районе, — считает тётя девочки.

Зато покрасили в яркие цвета

С того ужасного дня прошёл почти месяц, в прокуратуре пообещали взять дело на контроль и провести тщательную проверку. Чем она закончится, покажет время, а пока к нам в редакцию обратилась жительница Кызыл-Аскера (назовём её, например, Асель), чтобы рассказать, что творится на детской площадке в её районе.

— Площадка находится в районе пересечения улиц Месароша и Профсоюзной, недалеко от промзоны МГАТП, у нас её называют Седьмой базой, — рассказала Асель. — Но назвать это детской площадкой нельзя. Там старые качели, которые уже давно стоят без сидений, кататься на них нельзя. Рядом такое же крутящееся колесо, тоже без сидений. Есть старый рукоход и ржавая горка. А больше и смотреть не на что — ничего нет!

По словам Асель, на площадку привезли и поставили песочницу, но песка в ней нет, так и стоит. Асфальт на площадке разбит, кругом камни и пыль, которая после дождя превращается в грязь.

— Но самое непонятное и абсурдное, что в первых числах августа эту площадку покрасили свежей краской! Эти нерабочие качели, пустую песочницу, помятый забор… У нас в районе много детей, они все приходят на эту площадку, больше идти просто некуда, и мне обидно и больно за них, за то, что у наших властей такое отношение к детям, — говорит женщина.

Я поехала в Кызыл-Аскер, чтобы на месте посмотреть на то «счастливое детство», которым городские власти обеспечили местных детей. Издалека площадка порадовала яркими цветами — свежая краска весело блестела на солнце. Если не подходить ближе, со стороны можно подумать, что площадка совсем новая и всё прекрасно, видимо, на то и был расчёт: глаза замазали, галочку поставили, а как детям тут играть, никого не интересует.

Площадка стоит на солнцепёке, деревьев здесь нет. Нет газонов, цветов, фонтанов — всего того, что можно в изобилии увидеть, например, возле бишкекской мэрии. Здесь же стоит пустой железный короб — песочница без песка, дальше — качели без сидений. Рядом железный столб непонятного назначения — и как с ним играть? Скамеек нет. Детская горка заканчивается большой рытвиной. Впрочем, асфальт на площадке весь в выбоинах под ногами у детей валяются камни. За забором в двух шагах от детской площадки — стихийная мусорка. Что же получается? А то, что вроде бы и есть в районе детская площадка, а пользоваться ей нельзя — ни поиграть, ни на качелях покататься, ни на лавочке посидеть.

Общее впечатление от увиденного — убогость, серость, разруха. Господа чиновники, вы ЭТО хотите привить нашим детям?

Песочница без песка

Известно, что характер человека, понимание окружающего мира, чувство прекрасного, мечты и стремления закладываются в детстве под влиянием окружающей действительности. Какими вырастут дети, с малых лет привыкшие видеть убожество и разруху? К чему будут стремиться? Что принесут они в будущем своей стране, если страна воспитывает их в убогости?

Ужасная детская площадка в Кызыл-Аскере, увы, далеко не единственная подобная в Бишкеке. Такие же убогие, но ярко покрашенные площадки можно встретить в любом микрорайоне столицы (если, конечно, к ним не приложили руки сами жильцы ближайших домов, на собственные средства починившие и качели, и горки). Старое корявое железо десятилетиями стоит в жилых районах под видом детских площадок, иногда его «обновляют» — красят, иногда оно калечит детей. Но никому до этого дела нет. Зато городские власти любят при случае напомнить, что «дети — наше будущее, мы должны о них заботиться». Так когда уже слова, наконец, перестанут расходиться с делом?

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото автора.






Добавить комментарий