Main Menu

Помни о мельнике!

Три сообщения о применении пыток к задержанным по различным делам на юге страны содержат обоснованные утверждения о нарушениях прав человека. Так заявил на пресс-конференции в Оше, состоявшейся в рамках медиатура, организованного несколькими агентствами ООН, Сергей Подузов, эксперт по судебным вопросам Управления верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), работающий на юге с местными юристами по вопросам пыток и несправедливого суда.

Его деятельность проходит в рамках проекта УВКПЧ «Отправление правосудия», финансируемого Фондом миростроительства ООН. Подробнее о проекте рассказал журналистам национальный сотрудник по правам человека миссии УВКПЧ в Оше Эркин Исакулов.
Программа включает несколько направлений: повышение потенциала 25 адвокатов в вопросах тяжб по защите жертв нарушений прав человека; работников прокуратур — в расследовании дел по фактам пыток; поддержание функционирования национального превентивного механизма; анализ ситуации в сфере верховенства права в стране.
Адвокаты и прокуроры проходят обучение методике защиты жертв пыток и прокурорскому надзору соответственно.
В рамках выполнения обязательств по Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Кыргызстан должен создать национальный центр предупреждения пыток. Соответствующий законопроект рассматривается в Жогорку Кенеше.
Что касается мониторинга ситуации, сотрудники УВКПЧ отслеживают судебные процессы в Джалал-Абаде и Оше.
Сергей Подузов  уже три месяца находится в Оше и за это время успел изучить девять сообщений адвокатов и правозащитников об избиении своих подзащитных работниками правоохранительных структур. И в трех случаях, он считает, утверждения подкреплены доказательствами. В двух из них подследственные проходят по делам об июньских событиях и в одном — по делу о наркоторговле.
Говоря о трудностях, с которыми сталкиваются адвокаты и правозащитники, пытающиеся доказать факты пыток, эксперт упомянул коллизии: если какие-то случаи по международному законодательству являются нарушениями прав человека, то по национальному наказать виновных в таких деяниях сложно.  Но можно! К примеру, если имело место обращение с задержанным, унижающее достоинство человека, то нужно провести служебную проверку и вынести представление об увольнении распоясавшегося милиционера.
А причина применения пыток, считает Сергей Подузов, все же не в несовершенстве законодательства (Конституция КР прогрессивна и запрещает таковые), а в человеческом факторе. Ну и материальный аспект тоже играет роль.
Рассказал он и о некоторых видах нарушений прав человека при задержаниях. Так, милиционеры применяют физическую силу, даже если подозреваемый не оказывает сопротивления. Бывает, что момент фактического задержания не соответствует записи в протоколе: разница составляет 7-8 часов. Услуги адвоката предоставляются несвоевременно. Первое время задержанные находятся в ИВС, относящихся к МВД (в отделах ВД), то есть сотрудники милиции могут в любое время посещать их (и бить). И практика показывает, что, хотя потом люди, став подследственными, должны быть переведены в СИЗО (подведомственные ГСИН), они вплоть до судебного разбирательства содержатся в ИВС. Наконец дело доходит до суда, и на процессе можно видеть неравноправное состязание сторон: обвинение почему-то всегда имеет больше прав, чем сторона защиты.
Проблемы возникают и при медицинском освидетельствовании: его, по логике, должны бы проводить независимые медработники. Кстати, в международной практике факт пыток доказывают не только при наличии синяков и ссадин. Посттравматический стрессовый синдром (комплекс психических нарушений, возникающих вследствие психотравмирующей ситуации) — одно из последствий жестокого обращения с человеком.
Отвечая на вопрос о нападениях на участников судебных процессов, Сергей Подузов сказал, что обеспечить безопасность адвокатов, прокуроров, судей, свидетелей могло бы внедрение института судебных приставов (что случится только в следующем году). Сейчас же порядок и охрана либо никем не обеспечиваются, либо для таких целей приглашаются силы милиции.
В заключение участник пресс-конференции напомнил об истории, связанной с надписью на здании Дворца правосудия в Италии «Помни о мельнике!»: якобы когда-то некий мельник был несправедливо обвинен в убийстве, но  потом нашли настоящих преступников и его честное имя было восстановлено. Но сколько других таких несправедливо обвиненных так и не смогли доказать свою правоту? Мораль: не всякий подозреваемый — истинный виновник злодения.
…Ну а что же с теми тремя сообщениями о пытках? Их, по словам эксперта, сейчас изучают в Комитете ООН по правам человека. Но, опечалил Сергей Подузов, процедура эта небыстрая, может длиться годами. А люди тем временем начнут отбывать срок.
Региональное отделение УВКПЧ ООН для Центральной Азии с офисом в Бишкеке создано в 2008 году. Миссия в Оше открыта в августе 2010-го как отклик на июньский конфликт. Она занимается мониторингом соблюдения прав человека, ведет диалог с представителями различных государственных органов с целью обозначения проблем и улучшения ситуации.  При содействии национальных партнеров (местных неправительственных организаций) оказывает бесплатную юридическую помощь населению. Кроме того, миссия УВКПЧ в Оше координирует работу субкластера по правам человека. Помимо упомянутого проекта «Отправление правосудия», в данный момент организация реализует проект «Инфраструктуры мира — диалоги касательно политики и превентивные действия», направленный на улучшение положения национальных меньшинств.

Алия МОЛДАЛИЕВА.

 






Добавить комментарий