Main Menu

Его след на земле

Николай Николаевич Кондратьев — первый начальник военного лазарета

Одним из, можно сказать, пионеров нового города Оша был Николай Николаевич Кондратьев. Родился он ещё при крепостном праве, и никто не знает, в каком году. Родители — беднейшие крестьяне бывшей Самарской губернии, получив волю, из-за безземелья и крайней нищеты отправились с детьми попытать счастья в Самару на заработки. Но чужой город оказался безжалостным к ним. Вскоре умер от голода отец, за ним мать. Детей приютили добрые люди. Неизвестно, как сложилась бы судьба Николая, если бы он не попал в руки, видимо, добрейшей души человека — врача полкового лазарета (к сожалению, фамилия его не установлена), который его приютил, научил грамоте, а затем и фельдшерскому делу. Так, воспитанник военного лазарета прижился в пехотном полку и вместе с ним совершил поход в Туркестан. Позже, сдав официальный экзамен, Николай Кондратьев получил звание классного медицинского фельдшера, и в 1880 году его назначили в ошский местный лазарет, в котором он прослужил в разных должностях тридцать три года.

Н. Кондратьев

Дорисовывая портрет Николая Николаевича в соответствии с многочисленными архивными документами и по воспоминаниям родственников, надо сказать, что это был уникальный самородок из простого народа, наделённый от рождения неуёмной активностью, инициативой, обладающий чувством высокой ответственности перед обществом и долгом, и, наконец, в нём ярко проявилась хозяйственная предприимчивость и любовь к земле-кормилице. Желая прочно укорениться на этой земле, Николай Кондратьев в рапорте своему начальнику писал: «По прибытии в 1880 году в Ош с семейством… вынужден был купить небольшую саклю-развалюху, она мною была сломана, и на её месте я построил небольшой дом, рассадил сад…» У Михаила Константиновича Кондратьева — внука, бывшего депутата Ошского городского совета, чудом сохранился красочный план садовых насаждений, который в действительности был воплощён его дедом Николаем Николаевичем Кондратьевым. Из плана видно, что чудо-сад был запроектирован и осуществлён по самым строгим меркам агрономической науки, с большим вкусом и фантазией. Там росли редчайшие сорта фруктовых деревьев и ягодные кустарники. На одной, например, яблоне было оставлено только пять ветвей, и на каждой из них — редчайшие различные яблоки… Неудивительно, что за прекрасные фрукты, экспонированные Н. Кондратьевым на Нижегородской выставке в 1905-м и 1912 годах, ему присуждены две золотые медали и грамоты.

Как признанному авторитету, Н. Кондратьеву поручили организовать озеленение улиц нового города и заложить несколько парков. Два парка, заложенные Н. Кондратьевым, до сих пор радуют ошан своей зеленью и прохладой — это известный городской парк по улице Свердлова (сейчас улица Ленина — С. Н.) и небольшой парк напротив, где расположены братские могилы жертв Гражданской и Великой Отечественной войн. Третий парк находился между зданием Офицерского собрания и казармами. Теперь это место застроено. По проекту Н. Кондратьева бывшая Скобелевская улица (ныне имени Ленина) была засажена исключительно серебристыми тополями, и эти гигантские деревья в тридцатых годах своими густыми кронами полностью перекрывали всю ширину улицы, создавая живительную прохладу. А бывший Абрамовский проспект (сейчас улица Курманжан датки — С. Н.) обсажен в основном акацией, отдельные экземпляры этих аборигенов живы до сих пор (так в архиве).

Н. Кондратьев (младший)

Есть сведения, что сад при доме уездного начальника (ошский дом отдыха) тоже заложен по проекту Н. Кондатьева, и ошане могут и сейчас отыскать там столетние яблони, груши, урючины, гигантские тополя и акации.

Недалеко от бывшей гарнизонной церкви, ныне Дома культуры (сейчас православная церковь — С. Н.), в глубоком подвальном помещении в начале века установили аппаратуру сейсмической станции, а рядом с ней находилась площадка с приборами метеорологических наблюдений. Оба эти объекта строились при участии Н. Кондратьева, и он сам несколько лет вёл наблюдения за этими приборами. Севернее гарнизонной церкви, через площадь, находилось здание Ошской приходской школы. В этой школе учились дети рядовых ошан, которые не имели возможности отправлять детей на воспитание в гимназию. Почётным попечителем этой школы некоторое время назначали Н. Кондратьева. В результате его забот об обеспечении школы инвентарём, учебными пособиями, топливом эта школа была одна их лучших по успеваемости среди школ Ферганской области. Неслучайно на сохранившейся фотографии учеников этой школы в центре сидит осанистый попечитель школы — Н. Кондратьев в военной форме и с орденом на груди. Справа от него заведующий школой В. Орлов, а слева — гарнизонный священник И. Пономаренко. Аккуратно подстриженная бородка, густые усы и небольшие очки с овальными стёклами делали Н. Кондратьева очень похожим на отставного офицера старой армии.

Инициативный, энергичный, с большим житейским опытом, Н. Кондратьев неоднократно избирался депутатом или кандидатом в депутаты в комиссию по заведованию ошским городским хозяйством и благоустройством. В начале века новый город был похож на большую строительную площадку. Одновременно возводилось много объектов, а строительных материалов нехватало. Особенно острый недостаток ощущался в жжёном кирпиче. Если жилые дома граждан, как правило, строились из сырцового кирпича (необожжённого), то на постройку административного и военного ведомств требовалось много жжёного кирпича, а производство его было слабым. Чтобы решить проблему добротного кирпича, Н. Кондратьев предложил взять в аренду все частные печи по обжигу кирпича. Организовал там круглосуточную работу, и вскоре потребности города в жжёном кирпиче были удовлетворёны, причём его стоимость оказалась на треть меньше, чем прежде. Как депутат, Кондратьев осуществлял повседневный контроль за качеством строительных работ главнейших строек города, в том числе казначейства, церкви, управления уездного начальника, тюрьмы, больницы и других объектов, и добивался неизменно высокого качества строительных работ, о чём свидетельствует, в частности, один из приказов военного губернатора Ферганской области генерала А. Гиппиуса, который, совершив инспекционную поездку по Ошскому уезду, отметил в 1911 году: «…Строительство нового корпуса Ошской городской больницы ведётся хозяйственным способом с любовью и добросовестным исполнением, успешный ход работ в больнице обязан городскому депутату Кондратьеву Н., о заслуге которого перед городом считаю своим долгом засвидетельствовать в настоящем приказе».

Служащие казначейства

Кстати говоря, это далеко не единственный документ в архиве, в котором отмечен положительный вклад Николая Николаевича в развитие городского хозяйства.

Вместе с женой Татьяной Семёновной Кондратьевой Николай Николаевич вырастил трёх сыновей и двух дочерей, и все они жили до отъезда на учёбу в родительском доме по бывшему Абрамовскому проспекту (сейчас ул. Курманжан датки — прим. С. Н.) недалеко от церкви. В этом доме и сейчас проживает одна из правнучек Николая Николаевича. В этой статье нет возможности остановиться на судьбе всех детей нашего замечательного ошанина, но о старшем сыне Николае Николаевиче-младшем хотелось бы сказать несколько слов. Получив образование, он долгое время служил в 8-м стрелковом полку в Оше и бывшем Скобелеве, участвовал на фронтах Первой мировой войны и закончил её в звании подполковника. После победы Великой Октябрьской революции Николай Николаевич-младший служил советской власти пять лет Гражданской войны и периода басмачества, назначался на высокие командные посты и заслужил немало поощрений (так в архиве).

Демобилизованный в 1922 году Николай Кондратьев более 20 лет проработал на Ферганском шёлкокомбинате, откуда ушёл на заслуженный отдых.

В семействе Кондратьевых особое место занимала жена Константина Николаевича — второго сына Николая Николаевича — Анна Николаевна Кондратьева, но в городе её знали по девичьей фамилии — Пунделик. Аня родилась в Петрограде в 1881 году в семье балтийского моряка Николая Пунделика, которому бог послал 12 детей.

В семнадцать лет Аня окончила школу повивальных бабок, в звании фельдшера и акушерки служила на Дальнем Востоке в Даурском казачьем корпусе, участвовала в войне с Японией, была ранена. По окончании войны Анна Николаевна была направлена в город Ош в качестве уездной акушерки. В этой хлопотливой должности Анна Николаевна проработала тридцать пять лет и за самоотверженный труд награждена в 1940 году почётным званием и значком «Отличник здравоохранения СССР». В то далёкое время квалифицированная акушерка была редкостью, а эта добрая и отзывчивая женщина, можно сказать без преувеличения, «выродила» чуть не половину городских детишек и пользовалась неподдельной любовью горожан.

Интересная жизнь сложилась у младшего сына Валентина Николаевича, который, окончив кадетский корпус, не пошёл в военное училище, а занялся мелким предпринимательством. Одно время он входил в акционерную компанию, которая приобрела небольшой автобус и первой занялась перевозкой пассажиров между Ошем и Андижаном. Октябрьская революция застала Валентина Николаевича в Риге, где он прожил много лет, занимаясь переводами и издательской деятельностью.

Он был знаком со многими писателями и художниками России, был тонким ценителем искусства. Когда фашистские войска оккупировали Прибалтику, Валентин Николаевич чудом спасся от концлагеря и «душегубки», скрывался под чужой фамилией. По окончании Великой Отечественной войны вернулся в Ташкент и много лет работал в институте защиты растений от вредителей. Валентин Николаевич красочно и подробно описывал прекрасный родительский сад в Оше. Он рассказывал также, что генерал Гиппиус, ознакомившись с замечательными достижениями Н. Кондратьева и желая широко внедрить его опыт в промышленное садоводство области, специальным приказом назначил Н. Кондратьева, уже переведённого на пенсию, уездным садоводом с большими задачами и полномочиями.

Жена Кондратьева —
Александра Агеевна Горева

В октябре 1913 года в звании коллежского регистратора Н. Кондратьев был уволен со службы в связи с болезнью с награждением его чином губернского секретаря…

Таким образом, прослужив в военном ведомстве более тридцати пяти лет, Н. Кондратьев вышел на пенсию и продолжал работу по созданию новых садов и парков и озеленению улиц города.

Скончался Николай Николаевич в сентябре 1919 года от сердечного приступа, когда увидел гибель своего дома и сада от мутных потоков воды, пущенной басмачами на Ошскую крепость…

Софья НУРМАТОВА.
По материалам архивов.






Добавить комментарий