Main Menu

Куда нас мчит конь свободы?

Как известно, жизнь кочевников-кыргызов испокон веку проходила в непрерывных передвижениях в поисках лучшей земли для проживания, в связи с чем им приходилось преодолевать тысячи километров, нередко совершать боевые походы на большие расстояния для завоевания, как принято сейчас говорить, жизненного пространства или выходить на поле брани для отражения нашествия неприятеля, защищая свою свободу. И везде и всюду на протяжении веков кыргыза сопровождал конь, без которого была невозможна сама его жизнь.

На коне он перемещался от одного пастбища к другому, конь был его кормильцем, он же был его главным оружием в бесконечных сражениях, на нём он вихрем пронёсся по земле в составе войск Чингисхана, завоевавших полмира. На коне он чувствовал себя вольной птицей, летящей над землёй. Одним словом, конь для кыргыза был всем, но прежде всего олицетворением свободы. Может, стоит поставить коню памятник на самом видном месте в столице, как символу свободы кыргызского народа?
Тридцать лет назад на кыргызскую землю примчался он — долгожданный конь свободы! Многие отдали за него жизнь, многие мечтали о нём долгие годы, многие не ждали его. Мы вскочили на него, не оседлав как следует, и понеслись по неизведанному пути независимости. Достижения на этом пути есть, самое главное из них — мы имеем своё государство, которое влилось в мировую систему как самостоятельный субъект международных отношений, стали членом многих международных организаций во главе с ООН. Открыты посольства Кыргызской Республики в ряде стран, они в свою очередь открыли посольства у нас. А сколько народов, более многочисленных и с богатой историей, не имеют своих независимых государств!

Далеко ходить не будем, достаточно упомянуть соседний народ, а также курдов, разбросанных судьбой по разным странам Ближнего Востока. Можно перечислить ещё ряд народов, даже в Европе, например баски, которые не имеют своей государственности. На этом фоне иметь своё государство — это величайшая ценность, которую мы должны беречь и защищать как зеницу ока, передавая из поколения в поколение! Другим достижением является создание за эти годы, какой-никакой, но своей экономики, сердцевиной которой является полноценное функционирование национальной валюты — сома. За тридцать лет удалось запустить рыночные механизмы, пусть и не полностью, да это и невозможно при малой ёмкости внутреннего рынка с населением всего шесть миллионов человек. Здесь нужна внешняя экспансия, экспорт товаров и услуг, которых пока нет в достаточных объёмах. Тем не менее рыночная экономика, пусть и со сбоями, но работает. И это огромное достижение для небольшой страны! Всё это диктовали свобода и независимость, хотели мы этого или нет, потому что без государства и своей экономики кыргызы не могли бы, пусть и не на равных, но участвовать в бесконечной гонке на выживание на этой земле. С другой стороны, благодаря этому и люди в значительной степени стали самостоятельно определять свои жизненные ориентиры, не оглядываясь только на государство, в рыночных условиях народ не так сильно чувствует негативные моменты кризисных явлений в жизни страны, порождаемых зачастую политическими катаклизмами во власти.
Нетрудно себе представить ситуацию в стране, что было бы в случае коронавирусной пандемии в условиях централизованной экономики. Однозначно, из-за отсутствия фондов, распределяемых Госпланом, у нас создался бы в здравоохранении «советский» дефицит защитных масок и других индивидуальных средств защиты! Фактически этого не произошло, субъекты рынка оперативно среагировали на спрос и моментально наладили массовый выпуск различных масок и СИЗов, чем спасли многие жизни кыргызстанцев. Другое дело, что государство в целом и Министерство здравоохранения в частности оказались не готовыми к этой чрезвычайной ситуации. Во многом это результат бездарного правления наших бывших руководителей во главе с президентами, которые увидели в свободе и независимости лишь возможность безгранично воровать. Виданое ли дело — посажены пять (!) премьер-министров, двое позже вырвались на свободу, а вслед за ними ряд бывших президентов готовятся к этой участи — один уже сидит, а на других завели уголовные дела. Этим ли должно было закончиться их президентство? На днях первый президент А. Акаев добровольно прибыл в Бишкек на допрос (!) по Кумтору. Неужели закладывать других? Вот если бы вернулся после шестнадцати лет работы за рубежом, возглавляя какую-либо международную организацию (как бывшие руководители Чили, Португалии и других. стран), а не будучи всё это время, как говорят, в бегах, народ радовался бы его возвращению. Чисто по-человечески их жаль, в быту, может, все они прекрасные люди, но политиками оказались никудышными. Так провалить свою высокую миссию, данную народом, и закончить уголовщиной — это надо ещё суметь. Особо здесь нечем «гордиться», кроме стыда за наше бывшее руководство страны перед мировым сообществом ничего не испытываешь, пусть суд решит, кто прав, а кто виноват. Так что, перефразируя английского классика, скажем — нет печальнее истории на свете, чем судьба кыргызских президентов. Объективности ради надо признать — во многом это их собственная вина, но немаловажную роль сыграл и сложившийся за годы независимости несовершенный механизм селекции кадров, а, вернее, его отсутствие — выборы у нас давно перестали играть его роль. Поэтому каждый раз народу приходится включать свой механизм селекции — совершать революцию.
А сколько министров и депутатов, а также чиновников рангом пониже сидят или ходят под уголовной статьёй? Это просто абсолютный мировой рекорд! Опять же отсутствие нормального механизма отбора кадров. Даже в африканских странах такого нет, не в обиду будет сказано, что уж говорить про Европу и Америку. Конь свободы, на которого с удовольствием взгромоздились наши бывшие президенты, оказался с норовом, взял да и сбросил их на обочину истории. Потому что массовая коррупция, в которой они утопили страну, затмила все остальные благие дела. Их усилиями Кыргызстан по уровню коррупции, по данным Транспэренси интернэшнл, занял прочное место среди самых коррумпированных стран мира.
Зато по уровню жизни мы оказались среди беднейших государств земного шара, о чём свидетельствуют исследования международных организаций. А ведь Советский Союз, из которого мы все вышли, являлся среднеразвитой страной, в том числе, Кыргызстан. Стараниями бывших руководителей независимой страны за эти тридцать лет производство ВВП на душу населения едва превышает $1 300 в год, это в самом низу мирового рейтинга, рядом с такими странами, как Лесото, Мъянма, Мавритания, Танзания. Бедность, по официальным данным, составляет около 25% населения. Всемирный банк считает, что в постпандемийный период она поднялась до 31%. Разрыв в уровне доходов между верхними 10% богатого и нижними 10% бедного слоёв населения республики достиг угрожающего социальной стабильности показателя — за 2020 год он составил 9,2 раза (НСК) при максимально допустимом пороге 8 раз. Сохраняется высокий уровень безработицы, особенно среди молодёжи, цифры НСК отражают только численность зарегистрированных безработных в службах занятости. На их основе Евразийская экономическая комиссия показывает, что в мае 2021 года уровень безработицы в Кыргызстане составил 3,1%, или 80,6 тыс. человек. Но фактически она гораздо выше, из-за чего внешняя трудовая миграция достигла почти миллиона человек из шестимиллионного населения республики. А если они в одночасье вернутся домой — какая будет безработица? Кроме бегства за границу, народ, видя бездарность руководителей страны, приспособился за эти тридцать лет сам решать свои жизненные проблемы, создав также мощную систему теневой экономики. По официальным данным, ненаблюдаемая экономика (теневая) составляет 20-25% от ВВП, по экспертным оценкам — от 40 до 60% ВВП. Судя по тому, что, несмотря на «мизерное» производство ВВП на душу населения, в городах и сёлах не протолкнуться от большого количества автомобилей и как грибы после дождя растут особняки, эксперты всё-таки правы — теневая экономика в стране зашкаливает. Это ответ народа на неэффективное управление государством. Надо, однако, отметить, что «сливки» с теневой экономики снимает лишь малая часть населения.
А ведь первому президенту А. Акаеву, как Ли Куан Ю в Сингапуре или шейху Зайеду в ОАЭ, можно было с самого начала организовать, как следует, нашу жизнь, все условия для этого были — и феноменально грамотный народ, и средства производства немалые достались от бывшего СССР, и высокопрофессиональное правительство во главе с А. Джумагуловым. По сравнению с нами страны с гораздо худшими стартовыми условиями добились за эти же тридцать лет впечатляющих результатов в социально-экономическом развитии. Например, Южная Корея, когда генерал Пак Чжон Хи совершил в 1961 году переворот, прозябала в нищете, экономики, как таковой, не было, всюду была коррупция и отсутствовало ответственное управление. Доход на душу населения едва достигал $72 в год! Благодаря реформам и жёсткой политике президента Пак Чжон Хи — отца корейского «экономического чуда», удалось поднять страну на высоту за относительно короткий период. Правда, затем он был убит в 1979 году в результате покушения ближайшего окружения. Тем не менее в результате его реформ страна в настоящее время входит в число 20 самых высокоразвитых стран мира с производством ВВП на душу населения в $31 500 США. Уровень бедности составляет всего 0,2% (!) населения. В дальнейшем другие президенты продолжили его дело, и Южная Корея прославилась как «азиатский дракон» за свои выдающиеся социально-экономические достижения. Весь мир пользуется южнокорейскими компъютерами и телефонами «Самсунг» и смотрит телевизоры этой же компании. А автомобили, корабли, одежда, корейская косметика?
Город-государство Сингапур, когда Ли Куан Ю стал первым премьер-министром после получения независимости в 1959 году, был всего-навсего военно-морской базой Британской империи с грязными улочками и толпами безработных после её закрытия. В результате его политики, которую он описал в своей книге «Из третьего мира в первый», Сингапур превратился в высокоразвитое государство, являющееся мировым лидером высоких технологий. Кстати, необходимо сделать обязательным, чтобы все наши претенденты на президентский пост сдавали тест на знание этой книги. В настоящее время Сингапур по производству ВВП на душу населения ($97 600!) входит в лидирующую мировую группу наряду с Люксембургом, Норвегией, Данией и другими государствами.
Говорить об Объединённых Арабских Эмиратах даже не хочется, где, по сравнению с нами, кроме песка, ничего нет. Была нефть, да уже иссякают её запасы, на которых они стартовали в начале своей независимой истории в 1971 году. Лидер молодой страны шейх Зайед ибн Султан Аль Нахайан указал амбициозную цель своему народу — превратиться в современное государство в условиях глобализации, стать международным новаторским центром совершенства и творчества. И страна под руководством бескорыстных лидеров, стремящихся достичь благ для народа, а не для себя, превратилась за короткий исторический период в мирового лидера развития. В начале 1990-х годов, получив возможность свободно выезжать из страны, тысячи кыргызстанцев-челночников, прибыв в Дубай, были ошарашены увиденными достижениями во всех сферах жизни. И это только через двадцать лет независимости! Сейчас эта пустынная страна является высокоразвитым государством, с производством ВВП на душу населения более $58 700! Посмотрите на Дубай — это же материализованный фантастический мираж в пустыне! А ведь они могли, так же как мы золото Кумтора и многое другое, разворовать свою нефть и прозябать сейчас в нищете среди песков. Самое обидное, что этих беспрецедентных успехов эти страны добились за те же тридцать лет, а некоторых высоких показателей они достигли еще раньше — в течение двадцати лет. Могут сказать: им помогали. А нам не помогали? И условий-то у них не было никаких, по сравнению с нами. Всё у нас было и сейчас есть: и земля, и вода, и природные ресурсы. И народ у нас оказался на многое способен, не только баранов пасти. Посмотрите, какие дома строят наши джигиты, а как по железу работают, хотя недавно считалось, что кыргызы не склонны к индустриальному труду. А как шьют наши женщины — на рынках СНГ кыргызские товары нарасхват! Честь и хвала нашим мигрантам, которые поднимают экономику России и помогают своей родине! По данным Национального банка, в этом году они уже перевели в республику около $1млрд. Целое государство со всеми своими министерствами не может привлечь в страну столько прямых инвестиций. Только не везло народу на руководителей, почти все прямо как на подбор: воровать — пожалуйста, а как требуется эффективно управлять страной — извините, это уж вы сами как-нибудь! Ни у кого из бывших президентов, к горькому сожалению, не было стратегического видения развития страны, как у лидеров вышеперечисленных успешных стран. Вначале А. Акаев ещё что-то говорил про среднеазиатскую Швейцарию, потом золотые и семейные дела вышли на первый план, и он напрочь забыл об этом. Действуй он как Ли Куан Ю, народ, живя в кыргызском Сингапуре, все эти тридцать лет выбирал бы его руководителем Кыргызстана, а не выгнал из страны. И не пришлось бы просить прощения у народа за свои прегрешения.
Но не всё ещё потеряно. Тридцать лет для государства — это младенческий возраст, по сравнению с несколькими сотнями лет британской монархии или американской демократии в Соединённых Штатах. Да, надо признать, многое упущено за это непростое время. Чем запомнилось оно народу, так это бесконечной чередой народных революций и свержением зарвавшихся президентов. Нашему политическому истэблишменту пора бы уяснить, наконец, с кем они имеют дело — кочевник скор на подъём, не надо его доводить до гневного разочарования от ошибок властей. Раз-два — и он уже в Бишкеке у «Белого дома»! Сотни тысяч белорусов четыре месяца водили хороводы у Дворца Независимости в Минске и всё без толку, а пять тысяч кыргызов-кочевников 5 октября за три часа решили судьбу президента С. Жээнбекова, который до сих пор не может прийти в себя от шока после этих событий. Нарушать законы управления государством, выработанные человечеством за тысячелетнюю историю своего развития, никому не позволено. Вот эти «железные» законы: безусловная сменяемость власти на честных и справедливых выборах; разделение власти на законодательную, судебную и исполнительную ветви с системой сдержек и противовесов; а чтобы власть не казалась мёдом — свобода выражения критических мнений и мирных демонстраций граждан против политики, проводимой руководством страны. К сожалению, нашим бывшим президентам никто не удосужился внушить эти аксиомы управления страной. Попытки обойти эти законы на почве «кыргызчылыка» или обмануть их с помощью «хитрых» советников, которых было немало у первого и целая «куча» у второго президента, закончились плачевно для наших бывших руководителей. Тридцать лет жизни в условиях независимости подтверждают эту объективную истину. Модернизировать страну без кровопролития и насилия, осуществить рывок в своём развитии и вывести страну на путь социально-экономического процветания возможно только при неукоснительном соблюдении вышеуказанных законов управления обществом и государством. Лишь сцементированное демократией общество, где население само выбирает власть и доверяет ей, а она в свою очередь служит исключительно интересам народа, сможет обеспечить ему достойную жизнь и эффективно противостоять многочисленным внешним и внутренним угрозам национальной безопасности. И только такие общество и государство будут способны сохранить себя в условиях беспрецедентного усиления геополитического противоборства мировых держав в Центрально-Азиатском регионе. Вывод войск западной коалиции из Афганистана, безусловно, является одним из проявлений этих противоречий, что уже приводит к дестабилизации обстановки здесь. Это, несомненно, будет препятствовать реализации китайской концепции «Один пояс — один путь» через Центральную Азию. Может, в этом и была цель? Поэтому нужно понимать, что геополитический фактор играет решающую роль в обострении ситуации в Центральной Азии, в том числе в Кыргызстане, чему подтверждением служит трёхдневная война с Таджикистаном, а в дальнейшем его негативное воздействие будет только усиливаться.
Новое руководство страны во главе с Президентом С. Жапаровым принимает определённые меры по улучшению ситуации в стране. Но прошло слишком мало времени, чтобы увидеть, куда мы движемся. Первые шаги — взятие под контроль Кумтора, реальная борьба с коррупцией, изменения в системе управления, в частности, ликвидация финансовой полиции и АКС ГКНБ, откровенный диалог с бизнесом — дают основания надеяться, что новые власти твёрдо намерены изменить Кыргызстан в лучшую сторону. Может, на этот раз кыргызстанцы получат ответ на вопрос: «Куда нас мчит конь свободы?»

Алымбек БИЯЛИНОВ.






Comments are Closed