Main Menu

Первый комиссар ветеранов

Начиная с 2018 года в органах внутренних дел республики 24 октября торжественно отмечают ведомственный День ветерана. Чествуют уважаемых людей, отдавших лучшую часть жизни защите правопорядка. Не стареющих душой пенсионеров, многие из которых продолжают участвовать в совершенствовании деятельности милиции, дарящих ей свой богатый профессиональный опыт, разумный консерватизм, необходимый как кораблю страховочный груз при опасной «болтанке» в море. Нашедших свою полезную для общества нишу на «гражданке», зачастую связанную с правоприменением, в том числе в структурах местной власти, оберегающих закон о добровольных формированиях. Вспоминают об ушедших из жизни товарищах. О тех, на кого следует равняться новому поколению сотрудников.

В столичном Музее МВД имени полковника Сагына Наматбаева — стенд, посвящённый председателям Совета ветеранов ведомства. На первом фотопортрете — комиссар милиции III ранга (генерал-майор) Владимир Иванович Лукшт. Отставники органов внутренних дел обращались к нему по имени-отчеству. Но между собой называли просто: наш комиссар.
В биографии этого замечательного человека застыли многие знаковые черты всё дальше уходящей от нас героической эпохи.
После смерти И. Сталина и прихода к власти Н. Хрущёва на правоохранительную систему огромной страны ложится тень культа личности и «бериевских беззаконий». Предвзятость и недоверие к ней проявляются в ряде неоднозначных государственных решений.
Из истории советской милиции:
“В январе 1960 года Президиум Верховного Совета СССР упразднил МВД СССР, а его функции передал министерствам внутренних дел союзных республик, которые затем был преобразованы в министерства охраны общественного порядка (МООП).
Однако, как показало дальнейшее, ликвидация союзно-республиканского министерства внутренних дел привела к усложнению координации работы республиканских органов охраны общественного порядка, к неоправданному разнобою в нормативном и практическом регулировании многих вопросов службы.
На местах, в том числе в Киргизии, выручает опора на лучшее в наследии прежнего союзного Министерства внутренних дел.
С воодушевлением встречают фрунзенские отставники-милиционеры возвращение к реализации приказа МВД СССР №540 «Об улучшении использования опыта ветеранов органов внутренних дел в воспитании молодых сотрудников, их профессиональном становлении». Словно доброе имя вернули!»
В соответствии с ним 24 октября 1960 года организационное собрание создаёт первый в истории ведомства Совет ветеранов. Избирает его председателем комиссара милиции III ранга в отставке Владимира Ивановича Лукшта.
Родился их вожак в 1904 году в грузинском городе Тифлисе (Тбилиси). Окончил гимназию, учёбу в которой оплатил трудом по частному найму. Не обидел Бог здоровьем и ростом! Вихри революции подхватили грамотного, крепкого и тянущегося к новому паренька. Делопроизводитель санчасти 11-й Красной армии, физорг на фабрике. Вступает в комсомол. По разнарядке военведа получает направление в Бакинский спортивный техникум, где время учёбы засчитывают как действительную военную службу. По его окончании трудится в различных физкультурных организациях Тбилиси и Баку. Вступает в ряды Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) — ВКП (б). В 1932-1940 гг. ответственный секретарь, зампредседателя Азербайджанского совета спортобщества «Динамо» — ветви Народного комиссариата внутренних дел.
С начала Великой Отечественной войны решением ЦК Компартии Азербайджана капитан В. Лукшт утверждён заместителем наркома внутренних дел республики. Фашисты рвутся к нефтяным регионам. Им противостоит монолитность фронта и тыла, которую во многом обеспечивает НКВД. Местные чекисты, как под угрожающей прорваться плотиной, не дают противнику ударить в спину обороняющейся Красной армии.
Из служебной аттестации В. Лукшта в 1944 году:
— В условиях военного времени успешно справился с возложенными задачами. Обеспечил нормальный режим содержания в лагерях для военнопленных, правильно использовал контингент в строительстве аэродромов, мостов, автодорог из Азербайджана в Иран, выпуске оборонной продукции, оказании содействия колхозам в организации посевных и уборочных кампаний. Проявил высокие организаторские способности, принципиальность, широкий кругозор, требовательность к себе и подчинённым, завоевал авторитет, что проявилось в избрании его секретарём парткома НКВД Аз. ССР. Спортивное дело любит, принимает активное участие в жизни ФСО «Динамо». В апреле 1943 года награждён почётным знаком «Заслуженный работник НКВД СССР».
В 1947 году полковник В. Лукшт — первый заместитель по оперативной работе министра внутренних дел Азербайджана. Под его руководством обезвреживаются банды уголовников, группы расхитителей социалистической собственности. Его избирают депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР.
В 1952 году коллегия МВД СССР заслушивает отчёт министра внутренних дел Киргизии Н. Москова и назначает В. Лукшта его заместителем. Необходимо поднимать хромающую борьбу с преступностью. Полковник с семьёй переезжает в полюбившийся с первого взгляда Фрунзе и… тонет в работе. Но всё же выкраивает время для заочной учёбы в вузе, получает высшее юридическое образование.
1953 год. Смерть Сталина, казнь Берии, волна чисток в МВД. В. Лукшт не причастен к имевшимся нарушениям законности. Но снят с должности замминистра и руководит в течение года одним из основных подразделений министерства по борьбе с уголовщиной. Лицом к лицу с захлестнувшей республику, как и весь Советский Союз, волной преступности после объявленной в стране амнистии. На свободе 1 млн. 191 тыс. бывших заключённых, значительная часть которых — рецидивисты. В Киргизию их прибыло 9 тысяч. Очевидец тех событий известный писатель Мар Байджиев вспоминает:
— Во Фрунзе появилось очень много амнистированных. Они снимают часы и отбирают деньги средь бела дня, в общественном транспорте, тихо приставив шило или заточенную отвёртку к сердцу или печени сидящего рядом, и тот покорно отдаёт.
Милиция во Фрунзе и ряде регионов переведена на казарменное положение. Перегруппировкой активизирована патрульно-постовая служба. В постоянном поиске оперативники. Ведётся прочёска «малин» и мест возможного укрытия уголовников. С трудом, суровыми мерами удаётся сбить вал преступности.
В 1954 году В. Лукшт возвращён на должность заместителя министра и одновременно начальника республиканского Управления милиции. Вникает в горячие проблемы криминальной обстановки.
Спецпереселенцы! В Киргизии они в 40 районах и 11 городах. Их, депортированных из различных мест огромной страны, более 88 тысяч, в том числе 70 с Северного Кавказа. Определённая часть спецпереселенцев враждебна правопорядку. Под надзором 663 служивших во время войны в РОА (Русской освободительной армии изменника Власова), 1 766 — в немецких воинских частях, 306 — в национальных легионах, 160 — в карательных органах и отрядах, 138 бандитов и их пособников.
Штат взявших на учёт спецконтингент комендатур МВД невелик. Число совершённых поднадзорными преступлений растёт, причём в основном за счёт уроженцев Северного Кавказа. Не нужда толкает их к уголовщине. Прибывшим в 1944 году в Киргизию семьям депортированных кавказцев при всеобщих нехватках выделили жильё, скот, зерно, топливо, необходимые для обустройства стройматериалы, предложили работу. Теперь большинство из них добросовестно трудятся, материально окрепли, имеют свои дома, подсобные хозяйства, кое у кого и личный автомототранспорт. Но жив дух протеста против насильственного переселения, своеобразного понимания этнического и социального статусов по отношению к другим народам. Правонарушения представителей этой диаспоры — скрытый вызов властям. Но у них, как и у преступников других национальностей, одна главная цель — урвать кусок пожирнее, устроить, потакая прихотям, на широкую ногу свою жизнь.
Полковник с учётом ситуации корректирует позиции имеющихся сил и средств, соответственно их нацеливает. Обращается к общественности, собирает сходы кавказских спецпоселенцев. Эти и другие профилактические меры, конечно, удерживают многих от опрометчивых, влекущих наказание шагов.
Но по распоряжению сверху упразднены спецкомендатуры. Горький результат сразу ощущает население, а расхлёбывают правоохранители. В 1955 году к уголовной ответственности привлечены 315 спецпоселенцев с Северного Кавказа, а в
1956-м — 529. Почти двойной рост! Криминальная история Киргизии пополняется новыми дерзкими преступлениями.
Ночью 22 июля 1956 года неизвестные проникли в помещение Госбанка Покровского района Фрунзенской области и похитили 752 тысячи рублей. Огромная по тем временам сумма! Оперативники УР под руководством В. Лукшта по горячим следам выходят на банду переселенцев с Северного Кавказа. Задерживают 20 активных её участников. Расследование установило, что «покровское дело» — последнее звено начавшейся несколько лет назад на территории республики и Казахстана серии злодеяний. Три убийства, связанных с нападением на кассы машинно-тракторных станций и банковских учреждений. Завладение более 10 млн. рублей и большим пакетом облигаций Государственного займа. По материалам следствия Верховный суд Киргизской ССР приговорил главарей банды Сусуркаева и Габаева к расстрелу, а других участников — к различным срокам лишения свободы.
Фактор спецпоселенцев теряет актуальность после восстановления в СССР в 1956 году пяти национальных автономий и массового отъезда в прошлом депортированных на этническую родину.
Но сколько ещё «заноз» в оперативной обстановке! Киргизия — основной производитель опия-сырца для фармацевтической промышленности СССР. Большие плантации лекарственного мака в Иссык-Кульской, Тянь-Шаньской и Таласской областях. Охранять урожай от расхитителей обязаны в первую очередь колхозы, не имеющие на это средств. И велик соблазн преступить черту закона у людей, выращивающих наркотикосодержащие растения. Многие из них ютятся в плохоньких домишках, погрязли в нехватках. От старых к молодым передаётся опыт хищения сырца. Сёла опутаны круговой порукой молчания о происходящем. Как на далёкой Сицилии, действует мафиозный закон возмездия, вплоть до смерти, за длинный язык. Много лазеек для воровства опия и в приёмных пунктах «Лекраспрома». Его крупные партии уходят в основном в Туркмению и Узбекистан.
Начальник республиканского Управления милиции поднимает на борьбу с хищением, контрабандой и подпольными сделками с опием все подчинённые службы. Летом и осенью проводятся масштабные, с привлечением общественности спецоперации. Перекрываются пути нелегального вывоза сырца из макосеющих районов. Особый спрос с подразделений по борьбе с хищениями социалистической собственности. Они ведут оперативные разработки крупных дельцов. Растут число привлечённых к уголовной ответственности «опийщиков», вес изъятого из незаконного оборота наркотика.
Жизнь подбрасывает новые заботы.
В. Лукшт, которому заслуженно присвоено «генеральское» звание комиссара милиции III ранга, активный участник реформ в сфере правопорядка. Повышается роль партийных и советских инстанций в руководстве органами внутренних дел. Они преобразованы в УВД, отделы (отделения) милиции соответствующих областных, городских и районных исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся.
Однако новые кураторы не знают специфики органов, среди них почти нет юристов. Возникают разнообразные «перекосы», вроде возложения на милицию не свойственных ей функций, попыток вмешательства в оперативно-разыскную деятельность, вынесение решений по находящимся в производстве материалам. Дошедшие до комиссара конфликты разрешаются тактично и твёрдо, в соответствии с законом, без ущерба общему делу.
В. Лукшт находит поддержку республиканской власти в решении важных для милиции вопросов. На службу в её ряды направляются лучшие представители трудовых коллективов. Растёт число добровольных формирований правопорядка, приобретают современный облик помещения ГОМ и РОМ. Он участвует в разработке проекта типового здания милиции со спортзалом, стрелковым тиром и мини-стадионом. Больше выделяется и строится жилья для сотрудников. Как председатель «Динамо», добивается укрепления материально-технической базы спортобщества. Это позволяет проводить милицейские эстафеты, готовить спортсменов-разрядников, объявлять конкурсы на лучшую организацию физической и боевой подготовки. При нём закладываются динамовские стадион, спорткомплекс, крытый тир во Фрунзе, спортивные центры в Оше и Пржевальске.
Всё неуклоннее линия Н. Хрущёва на построение в ближайшее время в СССР коммунизма, где нет места преступности. Призрачный, не имеющий реального стрежня проект! Но в угоду верхам корректируется статистика МООП — Министерства охраны общественного порядка (так в то время называлось МВД).

О махинациях с ней, укрытии преступлений от учёта заявляют на собрании знающие реальную ситуацию сотрудники ОУР Управления милиции республики. Результат — ничего не меняющий конфликт с секретарём парткома. В 1959 году Киргизия «снижает» преступность более чем на 1,5 тысячи случаев! Намечается замах и на другие устои борьбы с уголовщиной. В такой обстановке В. Лукшта до «генеральского» срока провожают на пенсию.
Избрание Владимира Ивановича вожаком ветеранов ведомства — продолжение его службы правопорядку. Но один в поле не воин. Вместе с ним в Совет ветеранов избраны Г. Котышев,
А. Маркатаев, А. Борисов, Д. Ковалёв, Б. Касымов, К. Абитов и другие заслуженные офицеры.
Совет видит главное в вовлечении в орбиту намеченного как можно больше достойных, не стареющих душой ветеранов. Пусть у каждого своя ниша на гражданке, но силён магнит ветеранских дел для людей, выкованных службой — трудной, не приучившей к безделью и ставшей судьбой.
Теперь ветераны не гости в МООП. Ведут занятия с сотрудниками в системе служебной подготовки. Как наставники передают секреты профессии молодым. Оживляют политико-воспитательную работу интересными личными воспоминаниями, увязанными с героическим прошлым страны. Их привлекают к проверке кадровой, идейно-воспитательной и оперативно-служебной деятельности в аппарате министерства и территориальных органах.
Ветеранов часто встретишь на предприятиях и в организациях, в учебных заведениях и жилых кварталах. Только в 1963 году они прочитали там 937 лекций по юридическим вопросам, опубликовали 17 статей о милиции и проблемах борьбы с преступностью. Всё больше трудных подростков обретают шефов-ветеранов. Пенсионеры-правоохранители возглавляют многие квартальные комитеты, товарищеские суды, добровольные народные дружины.
Совет приходит на помощь своим ветеранам в трудных жизненных ситуациях. При необходимости его представители посещают их на дому, в больницах, поддерживают морально и материально. Входят с ходатайствами в местные социальные службы и органы власти.
В текучке дел Совет не забывает об оказании практической помощи в создании региональных ведомственных ветеранских организаций. К концу 1960 года они действуют во всех органах милиции республики.
Удивительна работоспособность у председателя Совета ветеранов В. Лукшта! Он член идеологической комиссии и лектор ЦК КП Киргизии, руководит республиканским Штабом добровольных народных дружин. Пишет о них книгу, которой фрунзенское издательство открывает серию публикаций на правовые темы. Все эти дела, по сути, взаимосвязаны и приносят прекрасные результаты.
Опыт Совета ветеранов МВД Киргизской ССР (ведомству вернули прежние наименование и статус) одобрен и пропагандируется МВД СССР. Комиссар — участник двух Всесоюзных совещаний активистов — отставников органов внутренних дел в Москве. Ему вручают заслуженные общественной деятельностью награды.
В 1972 году В. Лукшт из-за ухудшения здоровья передаёт руководство Советом ветеранов избранному отставниками полковнику милиции Абдылде Исабаеву. Ветеранское движение МВД, которому комиссар служил более десяти лет, окрепло, стало частицей гражданского общества республики.
Кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды,
Отечественной войны 2-й степени и многих медалей, комиссар милиции III ранга Владимир Иванович Лукшт с воинскими почестями похоронен на Северном кладбище города Фрунзе.

Джамбулбай ДЖАНЫБАЕВ, председатель Совета ветеранов оперативных служб МВД, полковник милиции в отставке, Юрий ЗАЙЦЕВ, член Совета ветеранов оперативных служб МВД
и Союза журналистов КР, полковник милиции в отставке.






Comments are Closed