Main Menu

Реформы Минобразования: путь в темноту?

Ученье — свет, а неученье — тьма, утверждает известная пословица. В поисках этого света родители каждый год 1 сентября торжественно ведут своих любимых чад в школу. Но как быть, если школа сама вдруг пытается этот свет погасить? Судя по странным инициативам, регулярно исходящим от Министерства образования и науки Кыргызской Республики, именно это сейчас и происходит.

Напомним, на прошлой неделе министр образования и науки Гульмира Кудайбердиева высказалась за отмену домашних заданий для школьников, а ещё чуть раньше министерство поддержало инициативу депутатов Жогорку Кенеша о переносе начала учебного года с 1 на 10 сентября.

По мнению депутатов, перенос начала учебного года необходим в связи с туристическим сезоном на Иссык-Куле и сбором урожая в регионах страны. В Министерстве образования с народными избранниками согласны. По словам министра, перенос «может дать положительный эффект для развития туризма». При этом и те, и другие, кажется, забыли, что по закону детский труд в нашей стране запрещён. Школьники обычно помогают родителям по хозяйству, но во все времена это не мешало им благополучно ходить в школу и получать образование.

Любопытно, что ещё три года назад, в 2015-м, Минобразования выступало категорически против переноса начала учебного года. Тогдашний министр образования Эльвира Сариева заявила, что «всякий перенос или сокращение школьной программы означает сокращение летних каникул. Дети должны отдыхать три месяца, готовиться к следующему учебному году. И традиции нарушать не нужно». Похоже, что сменился министр — сменились и традиции.

Чтобы подкрепить свою инициативу, министерство запустило соцопрос среди родителей, учителей и школьников. Результаты показали, что за перенос учебного года выступают 64,7% учителей и 50,9% родителей. Однако эти данные полностью опровергаются результатами нескольких соцопросов, запущенных активистами и представителями СМИ в социальных сетях. По ним выходит, что более половины проголосовавших кыргызстанцев выступают против идеи о переносе, считая, что дети сегодня и так стали меньше учиться. А уж о том, что родители хотят сохранить традицию отмечать День знаний именно 1 сентября, а не 10-го, как предлагает Минобразования, и говорить не приходится.

Отдельное удивление вызывает и факт того, что министерство собирается принимать решение о переносе начала учебного года на основании итогов соцопроса. Дата 1 сентября возникла не просто так: в советское время учёные вычислили её с учётом физиологических особенностей детского организма, продолжительности светового дня и возможности ребёнка с наименьшими потерями влиться в учебный процесс. Выходит, министр образования этого не знает или просто не учитывает?

Врач-педиатр, заведующая консультационно-диагностическим отделением Национального центра охраны материнства и детства Каныкей Дюшембиева, комментируя инициативу Минобразования, в разговоре с журналистами подчеркнула, что тяжёлый детский труд негативно сказывается на растущем неокрепшем организме.

— Не знаю, как повлияет перенос учебного года на детей. Я училась всё-таки в советское время, и, как положено, в День знаний мы всегда шли в школу, — сказала она. — Поэтому не хотелось бы, чтобы дети трудились еще 10-15 дней. Туризм туризмом, а дети должны полноценно питаться, спать, отдыхать и готовиться к новому учебному году.

Впрочем, у министра образования Гульмиры Кудайбердиевой, похоже, нашёлся свой оригинальный способ облегчить жизнь школьникам: на днях она высказалась за отмену домашних заданий, потому что они перегружают детей.

О том, насколько рациональна эта идея, мы поговорили с учителем одной из бишкекских гимназий, назовём её, допустим, Галиной Ивановной. По понятным причинам она попросила не называть её настоящее имя, но свой опыт работы в школе озвучить согласилась: её общий педагогический стаж — 35 лет.

— Ребёнок, особенно в начальной школе, забывает 70% того, что он узнал на уроке, — рассказала учительница. — Поэтому без домашних заданий каждое занятие придётся начинать практически с чистого листа. Допустим, у учителя на одну тему выделено 5 часов. А без домашних заданий на эту же тему придётся потратить 10 часов. На практике всё обычно оказывается сложнее, чем в теории.

Есть темы, которые в учебном плане проходят очень быстро, и без дополнительных упражнений, то есть без домашних заданий, их сложно усвоить. Другое дело, что домашние задания можно задавать не по всем предметам, а, например, только по основным — математике, кыргызскому языку, физике, химии, или ограничивать их объём. В некоторых школах и сейчас стараются не задавать много упражнений на выходные.

— Домашние задания нужны для того, чтобы закрепить пройденный материал в голове ребёнка, — считает Галина Ивановна. — Он может всё прекрасно понять в классе, а дома снова сделать кучу ошибок. Кроме того, во время домашних заданий дети запоминают формулы или учат слова, повторяют правила. Запомнить всё в классе просто невозможно. Ну и, конечно же, домашние задания дисциплинируют. Ребёнок должен учиться распределять своё время. Поначалу за него это делают родители: сначала обед, потом час отдыха, потом уроки, потом гулять, а потом он постепенно привыкает к этому сам. То есть это развивает самостоятельность.

Мнения родителей об инициативе Минобразования разделились. Есть те, кто также считает, что домашние задания школьникам не нужны и их следует отменить. Как правило, это те родители, которые и без отмены «домашки» не могут или просто не хотят учить уроки с ребёнком дома. Те же, кому не всё равно, считают по-другому.

— При нашей системе образования домашка просто необходима, — говорит мама второклассницы Жамиля. — У меня, например, дочь скромная, в классе она стесняется переспросить учителя то, что недопоняла. А дома, когда делает упражнения, она может посоветоваться со мной. Когда дети делают уроки с родителями, то учатся гораздо лучше.

— Не задавать уроки, чтобы не перегружать детей? Не смешите меня! — говорит мама первоклассницы Людмила. — Перегружать чем? Пятью строчками в прописях и тремя примерами по математике? В советское время школьная программа была намного сложнее и никто не жаловался. Наша учительница, например, оказалась умнее Минобразования и сразу предупредила, что если в первом классе не делать домашние задания, то во втором это будет «обнять и плакать».

Вопрос о переносе сроков учебного года, по сообщению пресс-службы правительства, обсуждался на недавнем совещании с участием премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева, вице-премьера Алтынай Омурбековой и председателя Госкомитета информационных технологий и связи Бакыта Шаршембиева.

Остаётся надеяться, что, принимая окончательное решение, представители власти вспомнят, что к любым реформам в сфере образования государству следует относиться крайне осторожно и тщательно продумывать каждый шаг, ведь то, что закладывается в умы школьников сегодня, отразится на них спустя десятилетия. Какими станут они — будущие поколения молодёжи Кыргызстана, зависит от нас уже сейчас — захочется ли нам их «обнять и плакать» или сможем ими гордиться.

Марина ДУБОВЧЕНКО.






Добавить комментарий