Main Menu

«Нынче в школе первый класс вроде института…» Неужели?!

Судя по всему, вот-вот сбудется мечта пугачёвского замордованного учёбой первоклассника: «Вот бы сразу взрослым стать, отдохнуть от детства!» Стараниями Министерства образования и науки школу коснутся преобразования, которые трудно назвать позитивными.

Совершенно нелепая ситуация с переносом начала учебного года на 10 дней. Парадокс не в самом факте переноса (пусть начинают обучаться хоть 1 декабря, не принципиально), а в обосновании, которым старательно подпирают эту затею. Одновременно «образовательные» чиновники выдают на-гора две взаимоисключающие причины: во-первых, продление летних каникул даёт неограниченную возможность за дополнительные десять дней со страшной силой укрепить подорванное в пыльных, мрачных храмах науки здоровье; а во-вторых — следим за руками фокусника! — перенос начала учебного года необходим в связи с туристическим сезоном на Иссык-Куле и сбором урожая в регионах страны.

Не совестно ли министерским «напёрсточникам» так прозрачно и беззастенчиво объявлять на всю страну, что укрепить свои хилые тельца наши школьники смогут, лишь наравне с родителями собирая урожай и обслуживая запоздалых любителей иссык-кульского бархатного сезона, снимая с него последние сливки! Может быть, за давностью лет эти мудрецы забыли, что основной труд школьника — это учёба? И создавать условия и законные обоснования эксплуатации детского труда — это, мягко говоря, не комильфо…

Кстати, о птичках, то есть об учёбе. Ещё одна идея витает в неугомонных умах обитателей высоких кабинетов: сократить или вовсе отменить домашние задания первоклассникам. Цель самая что ни на есть благая: оградить ребёнка от переутомления, полученного от непосильных нагрузок в учебном процессе. То есть вдруг они вместо тридцати трёх букв русского алфавита и тридцати шести — кыргызского выучат на одну-две больше и переутомятся! Каково? Сильно придумано, правда? Как выжили прежние поколения школьников в этой неравной борьбе с домашними заданиями, мне до сих пор не ясно.

Насколько действительно загружены кыргызстанские школьники, в частности первоклашки, и как этот груз отражается на качестве их знаний? Включу объективность и предположу, что уроки в школе настолько насыщенны и методически грамотно проводятся, что тема прочно усваивается всеми без исключения детьми в классе в течение учебного часа, выполняется весь намеченный учителем план урока и домашним заданием можно пренебречь… Представить можно что угодно, но червячок сомнения всё же не унимается: и детишки разные, и учителя тоже — не каждый способен с первого раза донести до ученика суть предмета.

У нас в стране полюбили решать вопросы на основе соцопросов как самого объективного измерителя температуры в обществе. Догадываюсь, что, если провести очередной соцопрос на эту тему, большинство родителей безоговорочно согласятся с отменой домашнего задания, и наверняка это будут те родители, которые и до этого не особенно усердствовали, помогая своему чаду после уроков. Да и не верю я в объективность этих опросов и их необходимость для аргументации в пользу любого решения и приказа. И без них очевидно, что большинство детей в конце своего первого учебного года плохо читают, криво пишут, с трудом усвоили «дважды два — четыре» и не способны выучить простенький стишок про травку, которая всё ещё зеленеет. В чём загруженность? В том, что все свободные от учёбы часы они таращатся остекленевшими глазами в телефоны, впитывая, как губки, тупизм, которым кишит Интернет, поэтому у них элементарно не хватает времени на выполнение домашнего задания? И, скорее всего, их радость от нововведения будет безграничной — такой широкий простор для пустого времяпровождения!

Ирина ПРОКОФЬЕВА.

P. S. На тот случай, если замысел министерства всё же воплотится в жизнь и на дом первоклассникам задавать перестанут, позволю себе дать родителям младших школьников на будущее несколько дельных советов, которые пригодятся при любом раскладе и не требуют ни много времени, ни специальных знаний. Наблюдайте и разговаривайте, обсуждайте с ребёнком всё, что происходит вокруг него и с ним в окружающем мире. Хвалите его за интересные вопросы. Ответы на них вы можете найти вместе с ним в книгах, в Интернете. Спрашивайте, что было ему интересно, что он запомнил, чего не понял. Мастерите и рисуйте вместе с ребёнком то, что ему нравится, и то, что вы сами умеете. Любите успехи (это легко!) и неудачи (а это трудно!) вашего ребёнка. Будьте с ним рядом всегда и везде. Не позволяйте лениться его душе и детскому пытливому уму.






Добавить комментарий