Main Menu

Мастера миниатюрной техники и дорогой людям памяти

Возможность увидеть вживую военную технику разных времён обычно предоставляется раз в году во время парада в День Победы 9 Мая. Благодаря Бишкекскому клубу стендового моделизма у жителей нашего города такая возможность появляется чаще — на устраиваемых клубом выставках. Одна из таких прошла на днях в здании Государственной патентно-технической библиотеки. Все желающие смогли увидеть точные копии военных машин в миниатюре, изготовить даже одну такую — непростая задача.

— Основной смысл постройки стендовой копии — приблизиться к виду настоящего образца, — рассказывает директор Бишкекского клуба стендового моделизма Леонид Мищенков. — Она должна копировать, например, настоящий танк вплоть до нюансов — и в деталях, и в покраске, и в обозначениях. Высший пилотаж — воспроизведение реальных деталей, то есть если танк, то он должен быть в грязи, если самолёт, то у него должен быть дымный след от выхлопа. Учитываются потёки ржавчины, ободранная краска. Эти тонкости умеют делать единицы.

В моделизме несколько направлений: можно делать авиамодели — самолёты и вертолёты, можно собирать танки, можно — подводные лодки, военные корабли или машины. Кто-то собирает советскую технику, кто-то, наоборот, иностранную, кто-то — довоенную, кто-то современную, а кто-то — и то, и другое, и третье.

Впервые стендовый моделизм, то есть изготовление уменьшенных копий разной техники, появился в годы Второй мировой войны в Великобритании. В то время там была создана служба оповещения о воздушных налётах — жители пограничных местностей сообщали в противовоздушную оборону о пролетавших самолётах. Большинство таких народных информаторов не могли отличить чужих от своих и не умели определять типы самолётов. Им в помощь было решено изготовить множество игрушечных макетов летательных аппаратов.

Война закончилась, но модели продолжали пользоваться спросом. Постепенно появились стендовые модели вертолётов, подводных лодок, пушек, кораблей. Сегодня на любителей клеить танки и выпиливать самолёты работает целая отрасль промышленности по всему миру — каждый может найти и сделать модель на свой вкус.

Собрать модель — это не просто соединить детали, нужно знать всю подноготную — вспомнить, в какое время и в каких сражениях эта техника участвовала, какие у неё характеристики, какая дальнейшая судьба. Моделисты ищут старые фотографии и архивные документы, воссоздают историю сражений, изучают трофейную технику. И всегда готовы поделиться своими знаниями истории техники на устраиваемых выставках.

— Наша выставка уже стала традиционной, мы проводим её второй год на майские праздники, — говорит Леонид Мищенков. — В прошлом году была выставка всех моделей — выставляли самолёты, танки, корабли. В этот раз решили, чтобы не повторяться, сделать тематическую выставку, посвящённую вертолётам и самолётам вертикального взлёта и посадки. В этом году как раз исполняется 70 лет созданию первого советского вертолёта.

— Сколько моделей участвует в выставке?

— Всего 67 моделей: 56 вертолётов и 11 самолётов. От двенадцати участников. Кто-то одну модель предоставил, кто-то больше, по-разному. Масштабы моделей тоже разные.

— Масштаб — это во сколько раз копия меньше оригинала?

— Верно. 48-й масштаб, например, значит, что модель в 48 раз меньше. Один к 35 считается танковым масштабом, все модели танков так делаются. Ещё бывают масштабы 1 к 44, 1 к 72, 1 к 48. Кроме того, на выставке модели разгруппированы по странам. Есть советская техника — это модели, выпускавшиеся до 1991 года, есть российская и зарубежная, в основном американская.

— Сколько времени в среднем занимает изготовление одной модели?

— Месяца два-три. А может и полгода. В зависимости от сложности.

— От чего зависит сложность?

— От модели, количества деталей, сложности покраски, сложности нанесения обозначений. И от самого моделиста, конечно. Все же по-разному делают. Кто-то очень тщательно прорабатывает все детали, старается сделать копию как можно ближе к оригиналу. А кто-то не очень старается, делает быстро.

— Что самое сложное в организации такой выставки?

— Сложно было всех собрать и уговорить поделиться коллекцией, — улыбается Леонид.

— Моделистов приходится уговаривать?

— Некоторых приходится. Некоторые не хотят выставляться, потому что считают, что делают модели для себя, для личной коллекции. Боятся, что на выставке их могут поломать. Модели ведь хрупкие, перевозка тоже чревата поломкой. Для нас все наши сделанные модели — это ценность. Столько труда в них вложено!

— Из гостей вашей выставки кто больше интересуется моделями — молодёжь или взрослые?

— Я бы сказал, что дети и взрослые. Молодёжь не очень.

— Какой самый часто задаваемый вопрос от посетителей?

— Разные вопросы бывают. Дети, например, насмотрятся американских фильмов, потом спрашивают: «А где вертолёт «Чёрная акула»?» Кино такое было. Или: «А где вертолёт из «Крепкого орешка», на котором Брюс Уиллис летал?» Взрослые больше интересуются, сколько стоят модели, где купить, как сделать. Кто-то интересуется историей техники. Выставка — это же хорошая возможность изучать историю. Мы её так и назвали: «историко-техническая».

Один из участников выставки Сергей Семёнов представил на суд зрителей шесть своих моделей. Он в своём роде уникальный моделист: делает редкие модели советских самолётов вертикального взлёта и посадки, которые в клубе больше не делает никто.

— Когда был маленький, лепил самолёты из пластилина, стал постарше, начал вырезать из дерева, — рассказал Сергей Тимофеевич. — Получается, всю жизнь этим занимаюсь, уже больше сорока лет.

— А что именно вам нравится — сам процесс изготовления или конечный результат?

— И то, и другое, — говорит моделист. — Бывает, войдёшь в раж и часами сидишь, делаешь одну модель. Про сон даже забываешь.

По словам директора Бишкекского клуба стендового моделизма, после таких выставок у клуба прибавляется число последователей, люди интересуются моделями, хотят научиться их делать. Но не только.

— Сегодня приходил один необычный посетитель, — говорит Леонид. — Бывший лётчик, заслуженный работник, проработал больше сорока лет в кыргызской авиации. Увидел наши модели и прослезился. Для него это дорого, это воспоминания о его жизни, любимой работе. Он попросил сделать ему модели тех самолётов, на которых он когда-то летал. Буду делать обязательно! Ведь память — это святое…

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото автора.






Добавить комментарий