Main Menu

Как не заплутать во Всемирной паутине?

В столице прошла экспертная дискуссия «Анализ феномена постправды в социальных сетях Интернета».

Организаторами выступили фонд «Евразийцы — новая волна» и клуб региональных экспертов «Пикир».

Открывая мероприятие, координатор клуба региональных экспертов «Пикир» Эльмира Иманалиева отметила, что жить вне информационного поля сегодня практически невозможно: «Социальные сети набирают всё большую популярность среди граждан ЕАЭС, в том числе Кыргызстана. Однако часто в погоне за посещаемостью, цитируемостью, ради привлечения внимания, осознанно или нет СМИ вбрасывают в информационное поле фейковые новости. Они и составляют основу феномена постправды — термина, ставшего популярным за последние 2-3 года. Мифы, домыслы и прямые фальсификации не должны превалировать в нашем информационном поле. Ключевую роль в данном вопросе должны сыграть государственные органы».

В свою очередь заместитель директора филиала фонда «Евразийцы — новая волна» в Кыргызстане политолог Денис Бердаков сказал, что в 2010 году кыргызстанские СМИ и социальные сети буквально бурлили в обсуждениях «плюсов» и «минусов» вступления республики в Таможенный союз. Отмечая крайне низкую аргументацию противников вхождения в союз и, по сути, проваленное информационно-аналитическое сопровождение этого процесса со стороны государства, можно отметить целый ряд тезисов, которые стали основой ожесточённого противостояния в соцсетях. В частности, говорилось о том, что вхождение в ТС уничтожит сельское хозяйство, а также приведёт к росту цен на товары из третьих стран на внутреннем рынке республики. В преддверии вступления в Евразийский экономический союз «страшилок» в Интернете стало ещё больше. Пользователей соцсетей убеждали, что интеграция усугубит положение трудовых мигрантов, а швейная отрасль страны придёт к упадку из-за роста цен на сырьё и фурнитуру для текстильной промышленности. Гарантировали людям и спад производства, и уменьшение доходов от реализации товаров и услуг, а также, что Кыргызстан не сможет профинансировать свою индустриализацию и погрязнет в долгах перед партнёрами по ЕАЭС. Однако анализ текущей экономической ситуации в стране показывает, что все перечисленные прогнозы к действительности не имеют никакого отношения. Наоборот, экономика Кыргызстана по итогам 2017 года выросла на 4,5%. И среди стран ЕАЭС мы занимаем второе место по этому показателю.

Денис Бердаков подчеркнул, что сегодня в Интернете формируется иная реальность, далёкая от объективной картины мира. «Всемирная паутина предоставляет практически неограниченные возможности для существования постправды. Непроверенная информация из Сети и некоторых традиционных СМИ попадает на улицы и ретранслируется гражданами по принципу «из уст в уста», зачастую обрастая всё новыми подробностями. Как показывает практика, наиболее скандальные и провокационные сообщения их авторы удаляют со своих страниц, однако запущенный слух продолжает циркулировать, деструктивно воздействуя на общество. При подготовке к сегодняшнему мероприятию наш фонд заказал серьёзное исследование о ситуации, складывающейся в виртуальном пространстве Кирнета. Выяснилось, что 74% публикаций о Евразийском союзе в соцсетях Кыргызстана (а это 365 постов) негативные и 126 (26%) — позитивные. Это говорит, что на сегодня формируется иная, виртуальная реальность, далёкая от объективной картины мира», — резюмировал политолог.

Террористы идут через «Фейсбук»

Следующий докладчик — заведующая кафедрой востоковедения и гуманитарных наук Международного университета Кыргызстана кандидат политических наук Алина Молдокеева остановилась на роли Интернета в процессе радикализации молодёжи страны. «Несмотря на положительную роль, глобальная сеть является одним из источников распространения деструктивных идей, идеологий, средством связи экстремистских и террористических организаций и групп. Сейчас известно два способа совершения экстремистских преступлений с использованием компьютерных сетей. Они включают в себя две основные группы. Первая — изготовление и распространение посредством Интернета информационной продукции, запрещённой законодательством и противоречащей интересам национальной безопасности государства. Это делается для того, чтобы оказать информационно-психологическое воздействие на массовые аудитории граждан. И вторая — использование компьютерной техники и информационных технологий в целях организации и последующего руководства деятельностью экстремистских групп и сообществ, а также создания условий для совершения преступлений экстремистской направленности», — отметила политолог.

По словам эксперта, террористические организации используют интернет-технологии гораздо эффективнее, чем их оппоненты.

В частности, они уделяют большое внимание новым медиаплатформам. К примеру, «Аль-Каида» постоянно использует Интернет и новые медиа для распространения своих сообщений, особенно в молодёжной аудитории. По мнению специалистов, экстремистам удаётся гораздо эффективнее использовать новые технологии, чем это делают контртеррористические организации. За последние 5 лет экстремисты начали активно использовать для вербовки новых членов через социальные сети «Фейсбук», «Одноклассники», «Мой мир», «Вконтакте», «Твиттер» и видеохостинга «Ютюб», «Мир видео» и т. д. Вербовка в основном идёт в группы МТО, воюющие в Сирии, Ираке, Афганистане. Также члены террористических и экстремистских организаций чаще стали использовать программы «Палринго», «Вайбер», «Вотсапп», «Зелло», «Скайп» для общения, связи, координации своих действий, а также в целях осуществления вербовки.

Глава аналитического центра «Стратегия Восток — Запад» Дмитрий Орлов отметил, что успешными такого рода сообщения делают четыре элемента. Первый — эмоциональная привлекательность. Далее следует обращение к авторитетам. Здесь имеется некая история. Она ссылается на данные, якобы полученные в результате утечки информации, или на якобы произошедшие события. Следующий элемент — эффективная интеграция в онлайн-пространство. И последний — использование Сети для распространения информации. Тут в ход идут успешные социальные сети. «Главное, постараться понять, какой из этих четырёх элементов является у вашего противника «слабым звеном», и начать с него. Какова бы ни была стратегическая цель конкретного распространителя фейков, а в более широком смысле — солдата информационной войны, тактическая цель преследуется им всегда одна и та же — затруднить доступ людей к достоверной информации.

Цель распространения фейковых новостей не в том, чтобы люди им верили, а в том, чтобы запутать аудиторию», — сказал политолог.

Исследователь-аналитик Константин Ларионов провёл анализ некоторых тематических групп и страниц в «Фейсбуке». Он выделил семь наиболее распространённых методов воздействия на формирование мнения пользователей социальных сетей. Это редукция разговора. Или так называемая примитивизация разговора, которая сводится к максимальному упрощению темы, сведению сложных многоуровневых и многоаспектных событий к простой линейной схеме причинно-следственных связей. К примеру, ЕАЭС — региональный проект Президента России В. Путина. Союз создан для объединения пространства бывшего Советского Союза. «Следующий момент — подмена понятий. Это один из самых распространённых видов манипуляционного воздействия. У оппонентов ЕАЭС предстаёт в качестве образования, которое ведёт к политической и экономической зависимости, отражающейся на суверенном принятии решений. Отрицаются основания, которые способствовали вхождению в евразийское пространство: цели и назначение союза, подписанные договорные условия, учёт мнения бизнес-сообщества и трудовых мигрантов. Отрицается вклад ЕАЭС, способствующий не только экономическим выгодам, но и технологическому развитию Кыргызстана. Третий аспект — сведение к абсурду. Зачастую он сопровождается подменой смысловых оснований. Любая затрагиваемая тема за счёт психологических трюков может быть безапелляционно подвергнута необоснованной критике и отрицанию. Ещё один вид — деление на «мы» и «они». Противники вступления в ЕАЭС расценивают своих оппонентов в качестве «предателей», «ватников», «шпионов» и так далее. Никакого значения не имеет, является ли эта позиция аргументированной или нет. Это деление обосновывает этническое неприятие, мировоззренческие взгляды, возрастные и иные характеристики оппонентов. Также есть перманентная негативизация. Некоторые социальные странички или группы, в частности в «Фейсбук», изначально позиционируются как жёсткие оппоненты ЕАЭС, где одной из стран-участниц является Российская Федерация. Именно логика нахождения исключительно отрицательных сторон в этой интеграции является основным фактором создания деструктивного образа союза. На подобных социальных страничках существует лишь одна точка зрения как «заведомо правильная». Здесь может появляться большое количество непроверенной (фейковой) информации, которая крайне редко подвергается сомнению пользователями.

Участники, высказывающие противоположную точку зрения, подвергаются эмоциональным «гонениям». И наконец, следует выделить такую разновидность воздействия как сенсационность. Она повышает эмоциональное состояние читателей и позволяет формировать негативное представление о евразийском сотрудничестве. При рассмотрении новости следует обратить внимание, к примеру, на куртки из кожаного материала на представителях правоохранительных структур. Как известно, эта одежда не используется сегодня данными структурами», — сообщил он.

Фейки в СМИ

В свою очередь заместитель министра здравоохранения по цифровому развитию Эркин Чечейбаев призвал государственные органы заняться вопросом информационной безопасности Кыргызстана вплотную. По его словам, Интернет играет огромную роль в пропаганде «приемлемого» для нашего общества. Молодёжь сейчас не читает газет и почти не смотрит телевизор, она «сидит» во Всемирной паутине, где и усваивает нормы поведения. И на это делают упор различные организации, ставящие своей целью пропаганду определённых ценностей, идей или поведения. В качестве примера можно привести рекламные ролики. Если их проанализировать, то можно заметить, что производители алкогольных и табачных изделий вкладывают огромные средства в рекламу своей продукции в рамках спортивных состязаний: футбол, гонки, баскетбол. Таким образом, они создают подсознательные связи между спортом и табаком или алкоголем. Поэтому государству необходимо запретить подобную практику. Та же «Кока-Кола» постоянно позиционирует себя через образ «счастливой семьи», «успешного в делах человека». Необходима государственная политика в области информационной безопасности в сфере здравоохранения нации. Мы должны защищать население от навязчивой, вредной рекламы сигарет, слишком сладких продуктов, табака и другой вредной пищи.

Политолог Марс Сариев выделил, что в Кыргызстане ментально больше верят слухам. «Во многом у нас непроверенной вирусной информации доверяют больше, чем официальным новостям. Произошла смена президентов, и соцсети заполнили фейки. Непроверенная информация, вбросы создают нервозную обстановку. Я думаю, есть в этом системный подход, чтобы посеять раздор. Ведь фейковая информация быстро распространяется, часто быстрее официальных новостей. Она используется для зомбирования населения. Это глобальный процесс, но используются подобные технологии и на местных уровнях. К примеру, вбросы раскачивают ситуацию в стране», — считает политолог. По словам эксперта, если до информационной эпохи виртуальное пространство формировала реальность, то сейчас в точности до наоборот.

Пресс-секретарь Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Юрий Копытин отметил, что реальную угрозу в наше время представляют также и мессенджеры. «Тема многих суицидальных игр, таких как «Синий кит», во многом раскручена самими СМИ. Новость из мессенджеров быстро пришла в масс-медиа и социальные сети. И милиция, вместо того чтобы бегать за преступниками, стала отслеживать подростков в парках. Это была массовая истерия, которая сначала вылилась в Интернет, а затем усилилась благодаря СМИ. Наши чиновники не раз пытались ввести системы контроля над СМИ и социальными сетями. Но это результата не принесёт. Вопрос в том, чтобы развивать критическое мышление у людей. Сегодня детей на уроках информатики необходимо учить безопасности в Интернете. Нужно говорить молодым гражданам о том, какие данные у них могут выкрасть мошенники в Сети, как они могут завладеть анонимной информацией с их же страниц.

Редактор центральноазиатского представительства «Российской газеты» Данияр Каримов заявил, что Кыргызстан «бороться с постправдой не может никак». Это явление глобального порядка, а наша страна не является глобальным игроком. Постправда — инструмент мировой информационной борьбы. И она, как минимум уже два раза, приводила к горячим конфликтам. Это Югославия и Ирак. В первой нам говорили, что злые сербы убивают всех подряд. Когда там всё разбомбили, выяснилось, что всё было далеко не так. В случае с Ираком — была пробирка с сибирской язвой Колина Пауэлла. «Что такое постправда? В качестве ответа на вопрос хочу рассказать о доктрине Герасимова. О ней в мировых СМИ говорили 3-4 года. И только в марте 2018-го британский политолог Марк Галиотти признался, что это его выдумка. В своём труде он пытался проанализировать реакцию России на то, что происходит в мире. И чтобы на работу обратили внимание, британец назвал её доктриной Герасимова. Однако всё было уже давно подхвачено. С привязкой к доктрине Герасимова введены санкции против России по украинскому вопросу. «Вмешательство» РФ в выборы в США также укладывалось в логику вымышленной доктрины Герасимова. Это яркий пример постправды. Социальные сети, которыми мы пользуемся в Кыргызстане, — это прежде всего глобальные соцсети, где политики и активисты напрямую создают информационную повестку дня, её трактовку», — подытожил медиаэксперт.






Добавить комментарий