Main Menu

Водитель, нажми на тормоза!

По данным Pulitzer Center (Пулитцеровский центр по кризисной отчётности), в год на дорогах во всём мире погибают 1 млн. 240 тысяч человек. По прогнозам, в 2030 году эта цифра может увеличиться втрое, достигнув отметки 3,6 млн. В развивающихся странах ДТП стали пятой по значимости причиной смерти, среди таких как ВИЧ/СПИД, малярия, туберкулёз и др.

В нашей стране за последние 10 лет количество аварий на дорогах увеличилось в 1,5 раза. В них в среднем в год погибают 1 037 человек. Только за первое полугодие 2017 года умерло свыше трёхсот кыргызстанцев и 3 834 гражданина получили ранения. К слову, согласно исследованию Всемирного банка, в 2013 году Кыргызстан занял первое место по числу погибших в ДТП среди стран СНГ. В том году в республике произошло 3 000 аварий, что составляет примерно 90 случаев в сутки, погибло свыше 1 000 кыргызстанцев, покалечились 7,5 тысячи. И это только официальная статистика, а ведь ещё есть неофициальная, которая гораздо страшнее. По недавним данным исследования того же Всемирного банка, первое место среди государств Центральной Азии сейчас занимает Казахстан. Показатели смертности в авариях там составляют 24,2 случая на 100 000 населения в год, в Кыргызской Республике — 22, в Таджикистане — 18,8, в Узбекистане — 11,2, в Туркменистане — 17,4.

По данным казахских СМИ, в двух случаях из трёх жертвами ДТП становятся молодые мужчины от 18 до 44 лет, то есть кормильцы семей. Соответственно, государству приходится финансово помогать детям, которые стали сиротами. Ежегодно на поддержку семьи с двумя ребятишками, оставшейся без кормильца, в Казахстане выделяется более 400 тысяч тенге ($1 200), примерно столько же составляет ежегодное пособие по инвалидности. В нашей стране по потере кормильца несовершеннолетние получают либо пенсию, если родитель делал при жизни отчисления в Соцфонд, либо выплаты, которые назначает Министерство труда и социального развития. Конечно, суммы у нас намного ниже, чем у соседей. Плюс если человек погиб при исполнении трудовых обязанностей, то энные денежные средства выделяет и работодатель.

Всевидящее око камеры

Несколько лет назад в стране заговорили о том, что пора устанавливать видеокамеры на дорогах. Однако тогда проект «Безопасный город» так и не смогли воплотить в жизнь. Министерство юстиции выявило серьёзные нарушения и недостатки, а также обнаружило махинации при проведении тендера на установку техники. Позже вопрос о реализации программы поднимался несколько раз на самых высоких уровнях власти. В итоге в январе текущего года правительство подписало контракт с китайской компанией Huawei Technologies Co. Ltd. о реализации проекта «Умный» город». В его рамках установят камеры фото- и видеофиксации в столице и Оше, а также на трассах Бишкек — Ош и Бишкек — Чолпон-Ата и на дороге в аэропорт «Манас». Техника станет фиксировать все правонарушения водителей, за которые им придётся оплатить штраф. Специалисты считают, что это снизит аварийность, повысит водительскую культуру и искоренит коррупцию. Но тут есть небольшая загвоздка. Часто люди управляют авто по доверенности, поэтому штраф придёт на имя владельца. Гражданам стоит переоформить движимое имущество. Надежд на проект у государства много, однако до сих пор камеры не установлены, хотя в Агентстве по продвижению инвестиций заявляли, что первое оборудование разместят уже в январе.

Пока у нас только пытаются внедрить программу «Безопасный город» и подсчитывают пополнение госказны от штрафов, наши соседи вовсю радуются успеху аналогичного проекта. В частности, в Таджикистане он начал работать в 2013 году. В первый же день камеры зафиксировали 17 тыс. нарушений ПДД. За всё время проект «Безопасный город» заработал около $8 млн. Водители стали более ответственными и стараются не нарушать правил движения. К слову, число смертей на дорогах там в 2-3 раза меньше, чем в Кыргызстане. Аналогичные проекты, которые доказали свою эффективность, давно реализуются в странах Центральной Азии и ЕАЭС.

Пешеход прав до тех пор, пока жив

Нередки случаи, когда под колёсами авто погибают люди, которые просто перебегали дорогу в неположенном месте. По вине таких нерадивых граждан водители оказываются за решёткой, и на их совести смерть человека. Пешеходы выскакивают на дорогу перед машиной внзапно. В таких ситуациях владельцы авто порой просто не успевают сориентироваться и затормозить. К слову, недавно Президент Сооронбай Жээнбеков подписал Закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики». Документ предусматривает повышение ответственности для всех участников дорожного движения за нарушение ПДД. Теперь за переход дороги в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора могут оштрафовать на 500 сомов. К примеру, в России уже давно действует закон о наказании нерадивых пешеходов. Кроме этого, в Госдуме РФ поднимается вопрос об увеличении штрафов для них до 2,5 тысячи рублей.

Взгляд водителей на проблему

Мы виним в росте ДТП друг друга, при этом водители сами порой подрезают соседнее авто и считают это нормальным, а ещё при этом могут высказать пару нецензурных слов в адрес человека. Но все автомобилисты сходятся в одном: чтобы уменьшить количество ДТП, нужно соблюдать правила движения. Правда, сказать и сделать — это разные вещи. Так, однажды один из таксистов мне жаловался, что у нас не соблюдают элементарных правил. Но при этом выезжал на встречную полосу, пересекая двойную сплошную линию. На моё замечание, что мы проехали перекрёсток на красный свет, он спокойно ответил: «Так ведь сотрудники ГУОБДД там не стоят, а значит, ничего страшного». После этого водитель ещё пожаловался, что увеличат штрафы за нарушение ПДД, то соответственно и «развести» на месте станет дороже. Конечно, не все водители такие, многие стараются ездить аккуратно и по правилам. «К сожалению, автовладельцы порой не соблюдают ПДД по одной простой причине: просто их не знают», — сказал один из автомобилистов со стажем Руслан. По его мнению, решить проблему аварийности на дорогах можно, для этого надо соблюдать правила, скоростной режим и не садиться за руль в нетрезвом состоянии, что спасёт не одну человеческую жизнь.

Однако как этого добиться?

Пора учиться у других

В Великобритании самые низкие показатели смертности на дорогах в мире — 5,4 погибших на 100 тысяч населения. А число жертв среди пешеходов сократилось за последние 40 лет на 78%. Как же они добились таких показателей? Ответ прост — за счёт совершенствующейся стратегии и тактики дорожного движения. Сотни исследований проводятся ежегодно в стране на предмет безопасности дорог. Так, к примеру, установили, что лишь 5% попавших в аварию водителей ехали с превышением скорости. Выяснилось, что свыше 30% ДТП вызваны невнимательностью водителей и отсутствием привычки тщательно следить за дорожной ситуацией. 16% аварий провоцируется неосторожным или рискованным управлением. В связи с этим принят запрет на разговоры за рулём по мобильному телефону и курение. Согласно новым правилам дорожного кодекса, отягчающим обстоятельством для попавшего в ДТП водителя станет то, что он курил или закуривал в момент аварии. Курить, управляя общественным транспортом и служебной машиной, также нельзя. Нельзя и есть за рулём. Стоит отметить, что разговаривать за рулём у нас также запрещено, а водителям общественного транспорта ещё и курить. Но кого это останавливает? В Великобритании на трассах практически нет сотрудников дорожной полиции. Все нарушения фиксируются на камеры. При этом о том, что впереди установлена видеокамера, водителя предупредит специальный знак, чтобы он успел сбавить скорость. Цель такой честной игры — не ловить нарушителя и не взимать побольше штрафов, а заставить его притормозить на опасных участках. Между тем именно мастерство водителя является принципиальным в британской концепции безопасности движения. Мало кто из британцев получает водительские права с первого раза, как минимум, с третьей-четвёртой попытки.

Хороший опыт в снижении аварийности на дорогах и в США. В основном ДТП там происходят по вине употребивших алкоголь водителей от 16 до 24 лет, а также из-за того, что люди пишут смс, находясь за рулём. И если использование мобильного телефона без устройств «хендс фри» запрещено законом на всей территории США, то табу на использование сообщений введено не во всех штатах. Несмотря на высокую культуру вождения, часто возникают споры между водителями, случаи агрессивного поведения на дороге.

В Брюсселе одним из важных механизмов снижения смертности на трассах является чёткая и отлаженная система подготовки водителей и выдача прав. Сначала человек должен сдать теоретический курс, после чего получает временные водительские права. А для того чтобы получить «настоящие», лишённые всех ограничений, необходимо поездить минимум три месяца с временными корочками, а потом сдать серьёзный практический экзамен. После двух неудачных попыток претендент обязан пройти дополнительный шестичасовой теоретический курс, естественно, за отдельную плату. Вся процедура полученияводительских прав обходится примерно в 1 500 евро.

Каждая страна принимает активные меры для снижения ДТП на дорогах. Наше государство также не отстаёт от других. Но, несмотря на нововведения, аварии происходят каждый день. И в них виноваты не правительство и сотрудники ГУОБДД, а водители и пешеходы: не знают правил дорожного движения, выпив, садятся за руль, перебегают дорогу в неположенном месте, забывая, что пять минут пути до перехода сохранят им жизнь. Давайте перестанем винить всех в сложившейся ситуации, просто посмотрим на себя и начнём соблюдать простые правила.

Ирина КОВШОВА.






Добавить комментарий