Main Menu

Спешите делиться добром

Изобильный стол — украшение любого праздника. Каждый в Новогодье стремится порадовать себя и своих близких чем-то вкусненьким, деликатесным. В суете порой мы не рассчитываем количества закупаемого, и так или иначе после остаётся немало не- съеденной пищи. Пожалуй, мало кто задумывается, сколько вполне пригодной для употребления еды выкидывается после праздников. Но то, что для одних кажется излишком, с чем легко можно расстаться, для кого-то является спасительной возможностью выжить.

Совсем недавно в Бишкеке молодые активисты запустили через социальные сети проект: они принимают продукты питания у тех, кто готов ими поделиться безвозмездно, и раздают собранное нуждающимся. Все это именуется зарубежным словцом “фудшеринг”. Движение под таким названием появилось в Европе как возможность спасения еды от утилизации, сохранения ресурсов планеты, а также как форма борьбы с перепотреблением. Из-за границы акция перебралась в страны бывшего Союза, в том числе и в Кыргызстан. Но здесь она носит больше гуманитарный характер, нежели экологический. Ведь среди наших соотечественников немало тех, кто оказался за бортом жизни и для кого кусок хлеба — возможность не умереть от голода.

Мы поговорили с ребятами о том, как удаётся им внедрять такое нужное зарубежное начинание. Как рассказала одна из участниц проекта Джамиля Дандыбаева, людей, которые могут поделиться продуктами питания, активисты ищут через соцсети. У кого-то остались несъеденные запасы, у кого-то готовая пища может пропасть после праздника. Полученное волонтёры раздают бездомным, пожилым людям, а фотоотчёты о проделанной работе помещают опять же в Интернете. Главная цель — найти благотворителей. А где может оставаться достаточное количество пищи? Конечно же, в кафе и магазинах.

— Первоначально мы разделили столицу по участкам, и наши волонтёры стали обходить такие заведения, рассказывали о фудшеринге, о благотворительных целях акции. Кто-то относился с пониманием, кто-то недоумевал. Выговаривали: такие молодые, есть руки, ноги, а ходите — попрошайничаете! Очень помогают в работе посты в Интернете о том, что мы делаем, как раздаём пищу. Бишкекчане узнают о движении, откликаются, — рассказала Д. Дандыбаева. — Например, у нас налажена договорённость с пиццерией Ciao, когда там остаются кусочки пиццы, нам звонит управляющий, мы забираем их и отвозим в район БГУ, где собираются бездомные.

Некоторые считают, что раз добро собирают для бомжей и людей с низким достатком, то и нечего им привередничать. Ребята не раз сталкивались и с тем, что их просили забрать порченые, просроченные, гнилые продукты и напитки. От таких «благотворительных» взносов активисты отказываются сразу. Как уже упоминалось, собранную еду раздают в определённых точках в столице. К этому времени сюда уже подтягиваются бездомные, старики.

— Они первое время относились к раздачам настороженно. Расспрашивали, из какой мы организации, как часто сможем приезжать. Сейчас стали более открытыми, общаются с нами. Правда, с трудом разрешают сфотографировать их для отчёта. Не хотят, чтобы снимки увидели знакомые, родные. А нам фотографии нужны, чтобы показать: всё, что собираем, — раздаём нуждающимся, — рассказала Д. Дандыбаева.

Разные судьбы и пути приводят людей на грань выживания, и не всегда это бездельники, тунеядцы и слабые духом — как обычно принято считать в обществе. Как-то одна из активисток увидела на улице просящего милостыню пожилого человека в бедной, но аккуратной одежде. Девушка познакомилась с ним, предложила помощь. История деда Саши (так ребята его называют), как ни печально, для нашего времени характерна. Дочь уговорила отца продать дом, вместе с ней уехать в Россию. А когда за жильё получили деньги, забрала их и отправилась за новой жизнью без него. Пока оставались силы, пожилой человек работал сторожем, там же и жил. Сейчас снимает комнатку в Бишкеке. Вот и вынужден стоять с протянутой рукой, чтобы свести концы с концами. Деда Сашу активисты поддерживают постоянно, как и ещё одну подопечную — Антонину Фёдоровну. Бабушке 83 года, она одинока, детей никогда не было. Ей и деду Саше волонтёры привозят готовую еду из кафе «Пьяный лось». Там в качестве безвозмездной помощи, помимо горячих блюд, раз в неделю для пожилых людей собирают продуктовые корзины, куда входят мясо, крупы, зелень.

— Что же вас заставляет отдавать этому занятию время, силы? — задал я вопрос молодым людям, с которыми беседовал.

— Сначала вело любопытство, потом видишь людей, узнаёшь их нужды, понимаешь, как много значит для них, казалось бы, обычный кусок хлеба. Приходит понимание, что нельзя останавливаться, необходимо продолжать работу, — поделился мыслями и чувствами ещё один участник проекта Аскар Атабаев. Надо заметить, что сами сподвижники фудшеринга не претендуют на признание каких-либо своих заслуг.

— Мы выступаем как тягловая сила и помогаем установить контакты. Это наш посильный вклад в дело, — считает Д. Дандыбаева.

Как уже отмечалось, чтобы продолжать начатое, ребята находятся в постоянном поиске благотворителей, а также партнёрских организаций. Так, с недавних пор они дружат с общественным фондом «Руки добра». Здесь гуманитарной раздачей продовольствия занимаются уже с 2011 года.

— До этого мы с друзьями помогали детским домам, возили одежду, продукты, но что-то не доходило до тех, кто действительно нуждался. Решили поменять формат таких акций. Первую кормёжку провели напротив мэрии. Тогда наступил период социальной нестабильности, подскочили цены на продукты питания. Мы пригласили пожилых людей к столичной мэрии. Привезли в больших кастрюлях приготовленное: тушёную картошку, макароны по-флотски. Но нас тут же убрала милиция. Потом ещё совершали подобные выезды, правда, уже не у здания столичного муниципалитета. Приходили бабушки, бомжи, дети из неблагополучных семей. Перед этим мы раздавали листовки по городу, что такого-то числа в таком-то месте пройдёт раздача горячего питания, — рассказала глава ОФ «Руки добра» Алёна Конорева. По её словам, доноров все эти годы находят через социальные сети. Принимают еду, одежду, обувь, игрушки, канцелярские принадлежности. Помогают своими средствами члены фонда.

— Формат гуманитарной работы отработан и довольно широк. Два раза в неделю выезжают на точки в городе, где кормят бездомных. Раздают продукты питания пожилым людям, выпускникам интернатов по месту расположения офиса. Помимо еды, помогают и одеждой. Например, я пришёл в фонд «Руки добра» в так называемый детский четверг. В этот день сюда приходят мамы ребят, имеющих инвалидность, воспитывающие чад в одиночку, выпускники интернатов. Им помогают одеждой, обувью, тетрадями, ручками, карандашами. В течение недели волонтёры наведываются к лежачим бабушкам. Кормят их, убирают в квартирах, помогают по хозяйству. На попечении у организации восемь человек, из них пять ветеранов Великой Отечественной войны. Как правило, все они с приходом глубокой старости и немощности оказались не нужны своим близким людям.

И, несмотря на то что ОФ «Руки добра» действует не один год, ему, как для каждой благотворительной организации, важно всё время искать средства для того, чтобы каждодневно вести свою работу.

— Случается, что срочно необходимы деньги, всё до этого накопленное заканчивается. И тогда обращаюсь через соцсети к людям, обзваниваю членов фонда, кто имеет для этого материальную возможность. И финансы появляются, мы не останавливаемся. Наверное, Бог помогает, — говорит А. Конорева.

К сожалению, обоюдного сотрудничества с государственными органами за всё время работы не получилось, хотя о фонде знают в Минсоцразвития, соцслужбах столицы, направляют сюда нуждающихся, когда те обращаются за помощью к государству. Но на особую поддержку чиновников здесь и не надеются. За время работы привыкли сами решать свои трудности. Хотя те же столичные власти могли бы поддержать организацию, ведь она помогает снимать социальное напряжение в городе. У «Рук добра» нет своего офиса, да и лишних средств на аренду тем более нет. Благо отозвались в обществе инвалидов Первомайского района Бишкека. Предоставили помещение, но строение неотапливаемое, в нём требуется ремонт. А здесь, рискуя простыть, волонтёрам приходится проводить немало времени, сюда, в холод, приходят подшефные пожилые люди, мамочки с детьми.

Понятно, что социальные государственные службы сами работают в режиме скудного бюджетного финансирования, но руководящие чиновники этой сферы могли бы решать совместно с активистами организационные вопросы, не всегда дожидаясь инициативы от самих общественников, ведь они и так все свои старания вкладывают в поиск средств от общественности. Мы в этом материале рассказали о двух организациях, а ведь в Бишкеке таких несколько. Интересно, а проводит ли министр социального развития хотя бы раз в год специальные встречи с волонтёрами такого движения, где можно обсуждать совместные проекты, планы, рассказать о ресурсах государства, которыми оно может поделиться. Ведь цель-то общая — не оставить в беде сограждан, оказавшихся за чертой бедности. Такие же встречи могли бы проходить с законотворцами-депутатами. Но это так, в качестве журналистского предложения. Мои же собеседники, конечно, о таком не говорили. Главное для них — помогать тем, кто остался один на один со своими бедами, помогать, насколько хватит сил и запала в душе. И хотелось бы, чтобы запал этот удалось им растянуть как можно дольше. Если у вас, дорогие наши читатели, есть желание и возможность стать соучастником в добрых делах, найдите контакты волонтёров в Фейсбуке на страничках «Фудшеринг в Бишкеке/Отдам еду даром» или Общественный фонд «Руки добра». Поделитесь пригодной к употреблению едой, пусть её у вас немного, но для кого-то она станет поводом почувствовать себя счастливым. И тогда с вашей помощью доброты в этом мире станет больше. А ради этого, согласитесь, стоит жить.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото предоставлены активистами движения «Фудшеринг в Бишкеке».






Добавить комментарий