Main Menu

СОЦИОЛОГИ РЕКОМЕНДУЮТ: через социологию к устойчивому развитию Кыргызстана

Два слова об истории становления

По историческим меркам, с момента появления и формирования социологии как науки и профессии в Кыргызстане прошёл лишь миг. Не так давно, с 1960-х годов, кыргызские учёные-энтузиасты, представители различных наук (философы, экономисты, математики и др.) во главе с А. Табалдиевым проводили прикладные исследования по различным актуальным проблемам советского периода — межэтническим отношениям, семьи, труда и др., составляли социальные паспорта сёл, городов и разрабатывали стратегические планы развития отраслей народного хозяйства. Тем самым закладывалась первичная основа для развития мировой социологической науки в современном Кыргызстане.

С обретением государственного суверенитета начался следующий, постсоветский этап становления — институционализация социологии в рамках высшего профессионального образования, прикладных коммерческих исследований с международным участием, роста количества и активизации деятельности общественных организаций, консалтинговых служб. Так, на заре 1990-х открылась первая кафедра социологии в Бишкекском гуманитарном университете, далее подобные структуры создавались и в ряде других вузов страны, формировался корпус научных кадров — кандидатов и докторов наук по социологии. Проводились многочисленные социологические исследования в масштабе всей республики, где затрагивался широкий диапазон проблем: от бедности населения до формирования институтов государственной власти. Таким образом, за четверть века новейшей истории страны социология проделала непростой путь становления и развития в качестве теоретико-прикладной науки, удалось накопить и профессиональный кадровый потенциал.

Социология и государство — нет контакта!

Вместе с тем с сожалением отмечаем, что социологическая наука как эффективный инструмент исследования и познания социума так и не смогла занять своё достойное место в Кыргызстане. В частности, как прикладную науку, которая показала и показывает в мировой практике свою эффективность в системе научного диагностирования и управления обществом, её вовсе отбросили на обочину исторического развития республики. Прикладные социологические исследования, охватывавшие жизненно важные проблемы от местного уровня до вопросов стратегического развития страны, проходили мимо внимания нашего государства, так как в основном заказывались и оплачивались международными институтами. Были затрачены огромные средства, миллионы долларов США (сегодня трудно установить точную сумму), которые не привели к положительному эффекту для нашего социума. Кроме того, на формирование повестки и политики подобных исследований государство практически не имело никакого влияния.

В суверенной практике государственного управления, в частности в разработке и реализации страновых программ развития, практически никогда не использовался потенциал социологии. Так, даже поверхностный обзор реформ, проведённых в Кыргызстане, показывает, что за четверть века суверенитета приняты и реализованы разного рода национальные стратегии, концепции и целевые программы. Например, программа «Комплексная основа развития» (2001 г.), Национальная стратегия сокращения бедности (2003 г.), Новая экономическая политика (2009 г.), а также Национальная стратегия устойчивого развития (2013-2017 гг.). Анализ содержательной части свидетельствует, что преобладающему массиву подобных стратегических документов свойственен один главный недостаток — отсутствие или недостаточная проработанность системы мониторинга и оценки результативности (эффективности) их претворения в жизнь. Этим как раз и должна заниматься социология! Об этом кыргызские социологи говорили и говорят не в первый раз!

Сегодня государство разрабатывает новый проект национальной стратегии устойчивого развития, рассчитанный на долгосрочную перспективу — до 2040 года. НСУР «Таза Коом. Жаўы Доор», базируясь на важных предпосылках, заложенных прежней нацстратегией, нацелена на реализацию амбициозных задач социально-экономического роста Кыргызстана. Помимо классических направлений, НСУР формирует инновационную повестку дня, это цифровизация общества путём внедрения передовых технологий современного информационного мира. Кроме того, объёмный блок нацстратегии посвящён развитию человеческого капитала, что соответствует вызовам динамично развивающегося постмодернистского глобального общества. Заслуживает особого внимания социологов тот факт, что в новой НСУР нашли продолжение вопросы дальнейшего укрепления гражданского единства, формирования гражданской идентичности «Кыргыз жараны» и кыргызстанской нации. Эффективная реализация этих и других важных компонентов НСУР требует не интуитивного, а научного подхода. Мы считаем, что ещё одной инновационной чертой нацстратегии должны стать её научное управление, сопровождение и мониторинг. В самом тексте проекта НСУР подчёркивается и «тщательное отслеживание индикаторов, позволяющее своевременно реагировать и вносить корректировки в результате внешних сдвигов» (http://www.president.kg). Поэтому эмпирический арсенал социологии должен непременно найти своё применение в этом деле, а НСУР на всех этапах реализации надо сопровождать масштабными социологическими исследованиями, консалтингом и прогнозированием с использованием передовой методологии. В этом мы видим историческую миссию социологии и социологов на заре новой эпохи цифровой трансформации и развития Кыргызстана!

Социологическое воодушевление и надежда

Между тем в период президентских выборов, в октябре 2017 года, произошёл исторический случай, который обрадовал и обнадёжил социологическое сообщество страны. Тогда сам Президент Кыргызстана А. Атамбаев представил общественности результаты социологических исследований об электоральных рейтингах кандидатов и прочно закрепил в медийном пространстве такие термины, как «социология», «социологические опросы» и «социолог». В кругах политических элит, средствах массовой информации, экспертных сообществах и в целом в общественном мнении активно артикулировалась социологическая тема. Даже рядовые граждане, которые впервые слышали о социологии, поняли, что она играет немаловажную роль в политической жизни страны. А. Атамбаев открыл новую страницу в развитии кыргызской социологии! Таким образом, на наш взгляд, на высшем политическом уровне был дан новый импульс к актуализации социологии в республике, а именно к привлечению социологии на службу государству как эмпирической науки, эффективного инструмента, способствующего демократизации и развитию кыргызского общества.

На волне этого положительного импульса и в целях обращения внимания нового руководства государства и общества в целом к конструктивной роли социологии в развитии социума мы решили ознакомить общественность с отдельными рекомендациями кыргызских социологов. Их выработали в рамках последних важных мероприятий — VIII Конгресса социологов Кыргызстана «Путь развития Кыргызстана и социология» (26 августа 2017 г., с. Бостери ) и круглого стола «Через диалог социологов к пониманию социума» (21 ноября 2017 г., «Неделя социологии» в БГУ им. К. Карасаева) в честь Международного дня социолога с участием ведущих ученых-социологов республики.

На этих социологических площадках собравшиеся рассмотрели актуальные аспекты жизнедеятельности современного кыргызского общества. Так, социологи обсуждали проблемы формирования и укрепления гражданской идентичности и реализации концепции «Кыргыз жараны» в рамках Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы «Таза Коом. Жаўы Доор», о роли социологии в исследовании религиозной обстановки в стране, миграционных процессов, профессиональных потребностях в различных отраслях национальной экономики и об использовании результатов социологических исследований в электоральный период и в целом в системе госуправления страны. Кроме того, предметом дискуссий учёных стали проблемы институционализации социологии как науки и профессии в Кыргызстане, подготовка и трудоустройство выпускников-социологов.

По итогам научных мероприятий социологи выработали ряд рекомендаций, адресованных правительству, органам госуправления, высшим учебным заведениям, экспертным кругам, организациям гражданского сектора и, конечно, профессиональному социологическому сообществу. В частности, социологи предлагают следующее.

Сегодня правительству страны целесообразно широко привлекать социологов к процессу разработки государственных стратегических документов — концепций, национальных и целевых программ развития. Социологию как эмпирическую науку следует активно использовать при обеспечении научного компонента и ценностно-идеологическом, социокультурном обосновании стратегической политики страны. В частности, социологическое экспертное сообщество должно принимать непосредственное участие в разработке, научной поддержке и дальнейших процедурах долгосрочного мониторинга эффективности реализации Национальной стратегии устойчивого развития республики на 2018-2040 годы «Таза Коом. Жаўы доор».

Следует активизировать диалог и сотрудничество социологического сообщества (академических кругов и экспертов-практиков) с органами госуправления в разработке, реализации и мониторинге социально-экономических, политических, культурных и других государственных реформ, а также в исследовании религиозной обстановки, отраслей экономики, состояния и уровня человеческого капитала страны, в прогнозировании потенциала готовности кыргызского общества к будущей цифровой эпохе.

Сегодня львиная доля социологических исследований приходится на неправительственные, общественные организации и коммерческие консалтинговые службы. Повестка их исследовательской деятельности формируется в зависимости от требований конкретных заказчиков, то есть влиять на этот процесс практически невозможно. Поэтому в целях обеспечения информационной безопасности, соблюдения национальных интересов и, главное, для постоянного мониторинга и профилактики общественно-политической ситуации в стране, повышения эффективности реализации государственных программ развития, при этом учитывая опыт прогрессивных стран, целесообразно создание государственного учреждения по изучению социума (например, на базе Национального института стратегических исследований, Национальной академии наук).

Назрела необходимость создания масштабного архива данных социологических исследований, реализуемых в республике, для способствования исследовательским работам (студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов), а также для практического использования в работе органов госуправления как на местном, так и на центральном уровнях.

Социологическому сообществу надо занимать активную публичную позицию, популяризировать роль социологии и прикладных социологических исследований в медиапространстве страны для обеспечения прозрачности государственной политики, повышения уровня доверия граждан к власти, работе органов госуправления, развития, углубления демократических процессов в кыргызском обществе.

В свою очередь Социологическая ассоциация Кыргызстана, которая объединяет социологов страны, и ряд вузов во главе с БГУ им. К. Карасаева, НАН КР, где имеется соответствующий научный и кадровый социологический потенциал, выражают готовность к участию в исследовании и поиске путей решения вышеуказанных и других актуальных проблем современного кыргызского социума. Социологи за диалог и сотрудничество!

Кусеин ИСАЕВ,
президент Социологической ассоциации Кыргызстана, народный учитель Кыргызской Республики, доктор философских наук, профессор социологии.
Самар СЫРГАБАЕВ,
учёный секретарь САК, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой социологии БГУ им. К. Карасаева.






Добавить комментарий