Main Menu

Новая налоговая политика на подходе

Не загубить бы отечественный бизнес… На сегодня доля малого и среднего бизнеса в ВВП КР достигает 40%

На прошлой неделе в Бишкеке чиновники, представители бизнес-сектора и эксперты в сфере финансового и налогового законодательства обсудили идею, назревшую в обществе, — разработку концепции фискальной политики до 2040 года. Проект ее подготовлен (по собственной инициативе) известным в Кыргызстане экономистом, финансистом, а ныне депутатом ЖК КР, д. э. н. Акылбеком Жапаровым.

Представитель бизнес-сообщества эксперт Сергей Пономарев пояснил: «Новая концепция фискальной политики будет регулировать налоговое администрирование, монетарную политику, финансовые отношения в обществе. Думаю, логично, чтобы к такому важному обсуждению подключился широкий круг экспертов. Для бизнес-сообщества чрезвычайно важна обновленная финансовая политика с новым ориентиром — от этого зависят эффективность бизнеса, приток инвестиций, налогов, а значит, удовлетворение потребностей государства и в конечном итоге благосостояние каждого человека и пополнение госбюджета страны. В итоге, когда документ будет подготовлен и согласован, мы получим баланс интересов между государством, бизнесом и населением. Не хочется еще раз повторять имеющийся у нас опыт 2007-2008 годов, когда готовился проект нового налогового кодекса: в первоначальном варианте у налоговой службы были права, а у предпринимателей — одни обязанности, баланс интересов отсутствовал. Это расширяло зону коррупционных рисков. Сейчас мы хотим, чтобы у всех игроков было поменьше обязанностей и побольше прав. Мы заинтересованы в том, чтобы в будущем иметь долгосрочный документ, который будет регулировать всю экономическую сферу и бизнес с одной хорошей задачей — созданием конкурентной среды в финансово-монетарной и налоговой базе для Кыргызстана как внутри страны, так и за ее пределами. Документ должен привести к тому, чтобы выгоднее было работать легально, чем в тени».

Эксперт также отметил, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП Кыргызстана достигает 40% и это гораздо выше, чем в России и Казахстане, и сообщил: принятый в январе 2009 года обновленный Налоговый кодекс КР устарел по меньшей мере процентов на 60 всего за 9 лет.

Между тем на сайте правительства Кыргызстана www.gov.kg проект концепции фискальной политики до 2040 года появился 30 августа, и, по идее, обсуждение этого документа должно было идти до 30 сентября. Но бизнес-сообщество настаивает на продлении обсуждения до начала 2018 года, и это обоснованно, вопрос-то более чем серьезный.

Разработчик проекта концепции депутат ЖК КР, возглавляющий комитет по бюджету и финансам, А. Жапаров (в послужном списке которого — работа министром финансов и министром экономики) напомнил, что фискальная политика государства состоит из единства денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Он выразил надежду, что финансовая политика страны должна стать долговременной и что вскоре появится совместное заявление правительства и Национального банка о денежно-кредитной политике на среднесрочную и более долгую перспективу, чтобы властям были понятны направления движения и суть мер в этой сфере на 10-20-30 лет вперед. Депутат сообщил, что проект концепции фискальной политики направлен в ПКР еще год назад, все это время он проходил согласование в кабинетах власти.

Страна регулярно меняет нормы налоговой системы, часто изменяем законодательство, сокращаем налоги, увеличиваем неналоговые льготы, вводим новые налоговые режимы, однако уровень теневой экономики остается на прежнем уровне. Растет вал претензий бизнесменов к фискальным органам. В чем же заключаются эти претензии?

— начал презентацию финансист.

Он привел данные краткого сравнительного анализа места Кыргызстана среди экономик ЕАЭС: «На каком месте мы находимся? Если взять Ошскую область, ее площадь — чуть менее 30 тысяч квадратных километров. На такой же территории находится Армения с населением около трех миллионов человек и объемом ВВП, равным $10,5 млрд. В Кыргызстане ВВП — 6,6 млрд., но население вдвое больше. Соответственно, доходы населения Армении в разы больше, чем у нас. Цели концепции фискальной политики — определение вектора развития, а также организация эффективного взаимодействия бизнеса и госорганов при формировании фискальной политики. Должна появиться удобная, комфортная система взимания налогов с весьма жесткими мерами наказания за их неуплату».

По мнению авторитетного в нашей стране финансиста, «самая большая ошибка фискальной политики за минувшие 25 лет заключается в том, что мы по привычке считали: должны существовать одна форма собственности и один доход. Вся правоохранительная, фискальная системы ориентировались на то, чтобы искать, у кого и где есть доход. В результате все чиновники и депутаты показывали, что живут на одну зарплату, но при этом их дети обучались в Оксфорде или Кембридже. Фискальные органы искали доходы, но не расходы».

А. Жапаров напомнил, что, по официальной статистике, доля теневой экономики в стране составляет 40%, а по неофициальной — 50-60. При этом расходы многих граждан практически не отслеживаются. В новой же концепции фискальной политики, сказал он,

мы позволяем гражданам расходовать без опаски свои доходы на образование, модернизацию, организацию рабочих мест и т. д., если деньги пойдут на развитие. А если человек без опаски показывает расходы, он вынужден показать и доходы, а значит, резко увеличатся налоговая база и доходы бюджета.

Проанализировав ситуацию по категориям собираемости налогов по всем налогоплательщикам в 2015 году, А. Жапаров и его эксперты увидели, что крупных налогоплательщиков (тех, кто платит от 30 млн. сомов и более) в стране — всего 1 600 компаний, но их взнос составляет практически 70% от общего сбора налогов: «А среднего бизнеса, который платит от 8 до 30 млн. сомов налогов, с точки зрения их уплаты в Кыргызстане не существует — его доля составила всего 4,7%, и таких компаний у нас 1 818. А малых предприятий — тех, кто платит до 8 млн. сомов и ведет дело на основе патента, по упрощенной форме учета, а значит, с его отсутствием, — 201 604 субъекта. А мы еще удивляемся, почему к нам не идут инвесторы!»

Всего, по данным А. Жапарова, в стране 205 тысяч физических и юридических лиц, которые платят налоги.

«Текущие тенденции таковы: сбор налогов сокращается. Если в начале 2000-х в республике действовало 24 налога, сейчас — 8, проект концепции предлагает сокращение и этого числа. Ставки налогов сокращаются, а количество налоговых льгот растет — тенденция странная, — удивляется депутат. — Также растет количество специальных налоговых режимов, огромен объем теневой экономики, искажающий всю картину экономического развития. В странах ЕАЭС, использующих прогрессивную методологию расчета доходов на основе налогов, никак не могут понять, как Кыргызстан при таком количестве налогоплательщиков и малом числе объектов крупного бизнеса еще выживает и куда-то идет. При этом налоговые поступления растут, неналоговые — тоже. Тенденция также странная: парламент и бизнес пытаются уменьшить налоги, а правительство старается увеличить неналоговые поступления, штрафы и т. д., их сумма уже превысила 18 млрд. сомов. Мы предполагаем, что тут также надо разобраться и что неналоговые доходы должны стать неотъемлемой частью Налогового кодекса».

Концепцией предлагается выровнять налоговую нагрузку между малым, средним и крупным бизнесом — увеличить налоговую базу для всех добросовестных граждан, обязанных по Конституции платить налоги: «Первый путь — увеличение расходных вычетов с тем, чтобы люди могли это делать, плюс ряд других комплексных мер. При этом в странах ЕАЭС практикуется система (уже полностью внедренная в Казахстане и Белоруссии, завершающаяся в России) отслеживаемости товаров: есть такая возможность — есть и доступ на евразийские рынки, нет — так нет. Рай для контрабандистов постепенно заканчивается с переходом в новую экономическую систему. Свобода передвижения товаров предполагает их отслеживаемость для государства, а для потребителя — отслеживание пути качества товара от пастбища до стола. Вспомните так называемый феномен Жапарова — паспорт для баранов. И ряд таких мер и методов уже стал системой для всех стран ЕАЭС», — поясняет А. Жапаров.

В частности, среди предложенных концепцией мер: сокращение количества налогов; сокращение налоговых ставок; рост безналичных платежей; проведение двух кампаний по легализации доходов; поэтапный переход с начала 2019 года ко всеобщему декларированию доходов и расходов. Предполагается, что тем самым доля МСБ должна вырасти до 50 и более процентов, а для крупного бизнеса произойдет постепенное снижение налогового бремени. В ближайшие три года, по мнению разработчиков, с началом внедрения программы «Таза Коом» в Кыргызстане в основном наступит «налоговый рай» для предпринимателей.

Один из спорных пунктов, сразу же вызвавший ряд замечаний, — поэтапное сокращение добровольных патентов.

Еще целый пакет предложений и мероприятий представлен А. Жапаровым в проекте документа. И, безусловно, на каждом из них следует останавливаться особо, обсуждать на всех уровнях, оттачивать до безупречности.

Инициатива разработки концепции фискальной политики до 2040 года в общем поддерживается бизнес-сообществом Кыргызстана. Но предприниматели в первую очередь заинтересованы в широком общественном обсуждении проекта концепции всеми заинтересованными сторонами для подготовки сбалансированного, цельного документа. По словам С. Пономарева, бизнес-сообщество имеет различные мнения по ряду положений концепции, поэтому следует предвидеть заранее все препоны. Широкое обсуждение необходимо именно для того, чтобы цели и задачи не перепутать местами.

Елена МЕШКОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий