Main Menu

Сопротивление бесполезно

При отборе сотрудников в новую Государственную службу по борьбе с экономическими преступлениями специально созданная для этого комиссия столкнулась с ярым сопротивлением чиновников.

Бывшие финполовцы, оказавшись в аутсайдерах, обвинили … компьютерные программы, техника, дескать, виновата, выдает неправильные результаты. Понятно, ими двигала обида, не понравилась им процедура тестирования. Надо было заранее предоставить вопросы, да в привычном бумажном виде, твердила не прошедшая строгий конкурсный отбор беловоротничковая гвардия, почему-то молчавшая целый месяц до того, как были озвучены первые результаты тестирования. «Отставные» получили поддержку некоторых депутатов Жогорку Кенеша.
Претенденты на работу в финоргане, оставшиеся не у дел, перешли к активным действиям: писали жалобы Президенту,членов отборочной комиссии упрекали в «выхолащивании профессионалов», призывали не признавать результатов тестирования.
К чему только ни апеллировали «двоечники»: твердили, что замена финпола — лишь смена ярлыков, что правительство взялось за реформирование фискальных органов вопреки Конституции, эта функция, дескать, принадлежит депутатам Жогорку Кенеша (на самом деле финансовые полицейские по закону относятся к компетенции исполнительной власти).
Политические спекуляции строились на необоснованно высоких компенсациях потерявших работу полицейских, называлась сумма более 45 млн. сомов, которая не предусмотрена в бюджете страны. Но, как пояснил глава госслужбы Бактыбек Аширов, речь идет об увольнении не 400 сотрудников, а вдвое меньше, значит, и сумма к выплате пособий равна половине озвученной.
Постановление о ликвидации Государственной службы финансовой полиции принято в марте т.г. Представители гражданского общества и бизнесмены оценили этот шаг как первое волевое решение кабинета министров в борьбе с коррупцией. А так как ключевым условием реформы управления является процесс отбора кадров, была создана специальная комиссия по отбору сотрудников в новую службу по борьбе с экономическими преступлениями.
После первого этапа конкурса — тестирования — со стороны некоторых депутатов Жогорку Кенеша, родственники которых не прошли во второй тур, под различными предлогами началась критика деятельности комиссии и ее членов. Дело дошло до того, что членам комиссии поступали звонки с угрозами вплоть до физического устранения.
Вице-премьер-министр Джоомарт Оторбаев, принявший участие в работе «круглого стола», посвященного этой проблеме, был категоричен: «Мы пришли, чтобы проводить реформы, за 20 лет суверенитета никто из властных структур не доводил начатые преобразования до логического завершения, это крайне болезненный вопрос, но мы не свернем с намеченного пути. Ликвидация финансовой полиции — это только начало, впереди реформирование МВД, прокуратуры, всех силовых ведомств. Шквал критики в адрес правительства еще раз доказывает, что мы на правильном пути».
Отметим: кабинет министров поступил более либерально с бывшими финполовцами, дескредитировавшими себя в глазах народа. Им позволили участвовать в открытом честном конкурсе по набору новых сотрудников в Госслужбу по борьбе с экономическими преступлениями. В Грузии и странах Прибалтики поступили гораздо жестче, там просто разогнали старых «спецов» и набрали новых, начав жизнь с чистого листа.
По словам Дж. Оторбаева, возглавившего комиссию, цель электронного тестирования — свести к нулю влияние человеческого фактора. Кандидатов не подвергали испытаниям на детекторе лжи, это унижает человеческое достоинство, считает вице-премьер. Из 1 432 претендентов отобраны 417 на административную работу и 109 — на административные должности.
Получившие «неуд» по физподготовке будут допущены к собеседованию. «Мы отбираем не каких-то суперменов, нам нужны аналитики, умеющие креативно мыслить, работать в тиши кабинетов. Закон не запрещает писать письма с жалобами в вышестоящие инстанции, главное, как на них реагировать».
Обескураживают и наводят на определенные мысли о здоровье и соответствующем образовании кыргызстанцев результаты первого этапа тестирования, озвученные на «круглом столе». 79 претендентов получили «неуд», 65 сдали экзамен на «удовлетворительно», еще пять справились с заданием на «хорошо» и только семь человек выдержали испытание на «отлично». На 7 мая 126 человек прошли первый отборочный тур, более 500 — медкомиссию, которая 32 кандидата отстранила по состоянию здоровья (6% от всех участвующих в конкурсе).
Член комиссии по отбору сотрудников в Госслужбу по борьбе с экономическими преступлениями Татту Мамбеталиева (от гражданского сектора) рассказала, что экзаменующиеся прибегали к различным ухищрениям. К примеру, как бы случайно обрывали провод, а пока технари устраняли неполадки с электроснабжением компьютера, надеялись списать правильные ответы. Каково же было их разочарование, когда возвращенный в рабочее состояние компьютер методом случайного отбора выдавал не старый, а новый вариант тестирования!
Президент ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг, член комиссии Сергей Пономарев сообщил, что из бывших финполовцев в новую службу по борьбе с экономическими преступлениями прошли 40%. Напрашивается вывод: значит, остальные 60% бывших финполовцев держались в своих креслах не на знаниях, а по укоренившейся привычке «…работать, благодаря связям с подпольным сектором экономики, недобросовестными бизнесменами, крышевать их, получая определенную мзду».
«Поэтому чиновники так сопротивлялись проведению честного открытого конкурса на электронных носителях, лишившего многих стабильной «кормушки». Они по-другому не умеют работать», — убежден член комиссии, министр экономики и антимонопольной политики Темир Сариев.
Он вспомнил, что попытки ликвидировать финансовую полицию, погрязшую в коррупции, предпринимались не раз. Первая была сразу после Апрельской революции в 2010 году. Тогда резко сократили штат финпола, против ее сотрудников было возбуждено множество уголовных дел. Чтобы совсем избавиться от госоргана, не оправдавшего возложенные на него надежды, не хватило несколько голосов парламентариев.
— Кто пишет жалобы? Бывшие работники госоргана, контролирующего финансовую деятельность частных компаний, — отметил Дж. Оторбаев, — предприниматели и представители частного сектора не возмущаются, они целиком и полностью поддерживают реформы правительства. «Мы должны показать единство граждан и бизнес-сообществ, если население не будет с нами заодно, нам будет очень трудно двигаться дальше».
Вице-премьер посетовал: «Плохо слышен голос бизнеса, надо быть более активными, давить на власть, чтобы наш диалог был конструктивным и максимально полезным. Просьбы деловых людей будут немедленно удовлетворены».
В проведении тестирования использовали лучший международный опыт. Члены комиссии (их двенадцать, там есть представители бизнеса и гражданского сектора) предварительно прошли восемь тренингов. Их консультировали эксперты и психологи известных в мире консалтинговых компаний: как задавать вопросы, чтобы выявить качества, необходимые для работы на государственной службе, — коммуникабельность, эмоциональную зрелость, уверенность в себе, стрессоустойчивость, внутреннюю организованность, познавательные способности человека, мотивацию, умение правильно излагать свои мысли и т.д.
«Если первый опыт окажется успешным, его распространят и на другие государственные институты, только так сумеем правильно сформировать органы власти, двигаться вперед к прогрессу», — сказал в заключение Дж. Оторбаев.
По итогам «круглого стола» принята резолюция в поддержку инициативы реформирования органов, уполномоченных бороться с экономическими преступлениями. В ней, в частности, говорится: «Представители общественных объединений, бизнес-ассоциаций, активисты, эксперты, выражающие интересы более 200 тысяч предпринимателей, поддерживают принципы отбора сотрудников в новую службу на основе равного и прозрачного участия всех желающих. Мы согласны с политикой правительства, в которой ГСБЭП станет единственным правоохранительным органом, уполномоченным бороться с экономическими преступлениями».
Прозвучал и призыв к депутатам Жогорку Кенеша, требующим прекратить процесс собеседования, определиться, чьи интересы они защищают, что для них важнее: судьба сотен тысяч предпринимателей, которые создают рабочие места, или интересы кучки сотрудников коррумпированного органа, использующих отдельных народных избранников в качестве последней попытки вернуть свои «теплые» места в фискальном органе и продолжать терроризировать бизнесменов.
Начавшееся 10 мая собеседование с претендентами на службу в государственном органе по борьбе с экономическими преступлениями продлится до 25 мая. Проходит оно максимально прозрачно, транслируется по местному телевидению, журналисты могут задавать любые вопросы.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий