Main Menu

Как Чингиз Айтматов выручил меня

Это было давно. На заре 80-х годов прошлого века. Точное время уже не помню. Я работал в КГБ. Имел кое-какое отношение к вузам. Курировал их. Как-то за месяц-другой до вступительных экзаменов ко мне приехала моя тетя Бейшегуль-эже. Она была дочерью знаменитого в Суусамыре Биялы-бия. Мой жезде Шаршен из саякского рода жолуке был заготовителем заготконторы. Его так и звали — Шаршен — тери алгыч, то есть Шаршен — приемщик шкур. Жили, как все заготовители, зажиточно. Жезде гордился, что женат на дочери бия. А она была учительницей. Славная была тетенька. Пользовалась большим уважением односельчан. И я ее очень уважал.

Цель своего приезда ко мне Бейшегуль-эже начала объяснять издалека. Вот, мол, у нее есть родственница мужа. Она училась в Москве. Вышла замуж аж в Японию. Да вот разошлась с мужем. Теперь она, бедняжка, воспитывает одна свою дочь. В этом году дочь окончила школу… И я понял ее сразу. Конечно, ее рассказ об истории бедной золушки меня растрогал. И я обещал помочь. К тому же как откажешь уважаемой тетушке. Те годы были застойные. Трудно или почти невозможно было поступить на учебу без протекции.

И вот моя тетя уже перед вступительными экзаменами, как условились, снова прибыла. Она принесла мне данные абитуриентки, дочери той самой родственницы мужа. Почитав их, я обомлел. Фамилия абитуриентки была японская — Такэда. Я до сих пор ее помню. Естественное дело, моя помощь по существу иностранке, выходцу из капиталистической Японии могло вызвать много вопросов ко мне, как чекисту, со стороны моих начальников — узнай они об этом. Я объяснил это моей тетушке и вежливо отказал ей в ее просьбе. Она и не обиделась. Поняла вроде ситуацию.

Когда же начались вступительные экзамены, я случайно поинтересовался у председателя приемной комиссии, кто же поступает в Московский государственный университет. МГУ, как известно, выделял квоты для национальных республик. На каждый факультет по одному-два места. Туда поступали в основном дети или родственники очень больших людей из ЦК, правительства и т. д. Мне было любопытно, кто же эти «избранники». И на свое удивление среди прочих фамилий я обнаружил известную мне фамилию Такэда. Она поступала на специальность «искусствоведение». Обычно на эту специальность МГУ места нам не выделяло. Поскольку она была очень дефицитной и аристократической профессией, то все места на эту специальность разбирали, как я слышал, уже в Москве.

Председатель приемной комиссии не скрывал, что это одно место для Кыргызстана выбил сам… Чингиз Айтматов. Вот это да, поразился я. Надо же, и при такой поддержке моя тетя обратилась ко мне — маленькому человеку в огромной чиновничьей машине, подумал я. Но я был безумно рад тому, что задача милой тетушки помочь своему шурину увенчалась-таки успехом. Каким образом и как, меня уже не интересовало. Самое главное — Такэда успешно поступила в МГУ. Вот так знаменитый наш писатель Чингиз Айтматов выручил меня в истории с абитуриенткой-японкой.

Генерал Джумабек Асанкулов

В истории национальных органов безопасности имя генерала Джумабека Асанкулова занимает особое место. Можно с уверенностью сказать, что он заметная фигура и в истории суверенного Кыргызстана. Генерал Асанкулов по праву стоял у истоков формирования кыргызской государственности. Выдающийся государственник, обладавший масштабным мышлением, он внес неоценимый вклад не только в становление и развитие органов национальной безопасности, но и других государственных институтов независимого Кыргызстана.

У генерала Джумабека Асанкулова была достаточно драматическая судьба. Он дважды возвращался на должность председателя КГБ республики. В первый раз генерал был снят с должности из-за интриг весьма подозрительного первого секретаря ЦК КП Киргизии Турдакуна Усубалиева, который обвинил генерала в зазнайстве, игнорировании мнения партийных органов. Фактически глава республики забеспокоился за свою должность. В годы правления страной Ю. Андропова выдвинулись такие руководители спецслужб республик СССР, как Гейдар Алиев, Эдуард Шеварднадзе, Борис Пуго. Замена засидевшегося Т. Усубалиева на относительно молодого, энергичного, кристально чистого чекиста, как генерал Дж. Асанкулов, была вполне возможной.

Второй раз генерал Асанкулов был снят с должности уже президентом независимого Кыргызстана Аскаром Акаевым. Тут было очень много запутанных причин. Во-первых, А. Акаев, как президент, был выдвиженцем органов КГБ. Бытующее мнение, что он был рекомендован на должность писателем Чингизом Айтматовым, не имеет под собой почвы. О том, как КГБ и лично лидер ГК ЧП Владимир Крючков продвинули А. Акаева в президенты, писали чекисты-ветераны в своих публикациях. И вот обвиненный якобы в поддержке своих коллег во время августовского путча 1991 года генерал Асанкулов был снят с должности.

В последующем Дж. Асанкулова на этой должности сменил целый ряд гражданских и милицейских чинов. Скажем честно, ни один из них не шел ни в какое сравнение с ним по интеллектуальному и профессиональному уровню. Как бы искусственно не создавали вокруг отдельных из них ореол значительности.

Генерал Дж. Асанкулов был большим патриотом своего народа. Он блестяще знал его историю, обычаи и традиции. Генерал поддерживал дружеские личные взаимоотношения с выдающимися представителями отечественной интеллигенции, это его заслуга в бережном отношении к талантам народа. За время руководства им КГБ республики ни один представитель интеллигенции не был обвинен в антисоветизме и национализме. Нельзя сказать, что таких проявлений в Кыргызстане не было. Но генерал способствовал тому, чтобы кыргызстанцы ограждались от таких напастей, проводились общепрофилактические мероприятия, не было преследований за инакомыслие.

В последние годы много говорится о жертвах репрессий 1938 года. Между тем именно лично генерал Джумабек Асанкулов инициировал вопрос о восстановлении памяти безвинных жертв репрессий. Это именно он был одним из организаторов перезахоронения жертв репрессий в нынешний «Ата-Бейит». Генерал Асанкулов вместе с архитекторами обсуждал создание будущего мемориала. Я лично был участником совещаний на эту тему в кабинете первого премьер-министра республики Насирдина Исанова. Слово генерала на этих совещаниях было решающим и дальновидным. Так что современное и последующие поколения наших соотечественников должны знать, что у истоков священного мемориала «Ата-Бейит» стоял кыргызский генерал-чекист Джумабек Асанкулов.

Идея строительства альтернативной дороги Бишкек — Ош принадлежит генералу А. Мамееву

В истории органов национальной безопасности генералу Аскарбеку Мамееву также принадлежит особое место. Это был человек кипучей энергии, неравнодушный к проблемам страны, остро реагирующий на все болезненные точки развития Кыргызстана. Одним словом, это был Патриот с большой буквы. Есть много чиновников, которых едва беспокоят вопросы только его функциональных обязанностей. Другие — его не касаются. Аскарбека Мамеевича интересовало все. Это он в свое время заранее предупреждал руководство Ошской области о назревающих на юге конфликтных ситуациях в межнациональных отношениях, а когда его информация не достигла цели, в знак протеста подал в отставку. Мне посчастливилось в последние годы его жизни работать с ним бок о бок. Оба мы были чекистами в отставке. И обоим нам не отдыхалось. Мы жили проблемами страны, ее национальной безопасности.

Я помню, в бытность президентов Курманбека Бакиева и Розы Отунбаевой генерал Мамеев дважды заходил к ним на прием с записками по назревшим вопросам национальной безопасности и стратегии развития Кыргызстана. В частности, он в них поднимал вопрос о первоочередной необходимости строительства альтернативной дороги Бишкек — Ош. Свои предложения он детально аргументировал и доказывал стратегическую важность данной дороги, описывал уязвимость единственной транспортной артерии и возможные тяжелейшие последствия при выводе его из строя. К сожалению, оба экс-президента проигнорировали предложения генерала. Очень жаль, что Аскарбека Мамеевича нет сейчас с нами. Он был бы счастлив, что в настоящее время идея его воплощается в жизнь.

Президент Алмазбек Атамбаев является инициатором воплощения в жизнь этих идей. Уже одним этим имя Президента Атамбаева останется в истории кыргызского народа. А еще есть реализация проекта обеспечения энергетической безопасности путем строительства ЛЭП-500 «Датка-Кемин», реконструкция Бишкекской ТЭЦ, обновление всей транспортной инфраструктуры страны и множество других реализованных стратегически важных проектов.

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,
историк.






Добавить комментарий