Main Menu

Новый учебный год — старые проблемы

Министр образования Гульмира Кудайбердиева посетила три столичные школы, чтобы лично проверить их обеспеченность учебниками. Она также встретилась с директорами общеобразовательных организаций из трех областей страны.

Первой точкой стала школа №3. Встретили делегацию ее директор и завучи, которые рассказали о случившемся в первые учебные дни инциденте. Родитель одного пятиклассника остался недоволен выданным комплектом учебников и начал ругаться в соцсетях. После чего школе пришлось оправдываться перед министерством и журналистами.

Его не устроило состояние книги по математике, переходящей от класса к классу несколько лет. В ней имелись все страницы, только корочка стала затрепанной. Дело в том, что поток школьников увеличивается, соответственно, возникает нехватка учебников. К примеру, в этом году их стало на 130 человек больше. А это четыре класса. Вот и пользуемся тем, что есть. Решаем проблему как можем. Каждый год приобретаем новые за счет родительского фонда. В целом родители понятливые и помогают в этом. И буквально 5 сентября закупили 200 учебников по русскому языку и математике и сразу же выдали их деткам. А также получили издания от министерства,

— пояснила директор школы Гульмира Мусаева.

Министр ознакомилась со школьной библиотекой и заглянула на уроки трех классов, поинтересовалась настроем на наступивший учебный год. Как сообщила учитель одного из начальных классов, дети обеспечены учебниками на 100% за счет школы и министерства. Родители помогли лишь в приобретении специальных тетрадей. А вот в средних и старших классах потребность в книгах покрыта лишь на 80%. Среди них — как отечественные, так и российские, например, учебник по математике Моро.

Министр резюмировала, что причинами нехватки книг является дефицит как средств, так авторов.

Нужно получить право на тиражирование российских изданий, провести их адаптацию к нашим национальным особенностям, раз привыкли к ним и не можем разработать свои,

— отметила она.

Далее Гульмира Кудайбердиева посетила школу №62, которая, впрочем, как и все столичные, сталкивается с такой проблемой, как перегруженность классов. Отсюда выплывает и другая — нехватка книг. Министр попросила учителей говорить открыто о проблемах, чтобы их было можно решить.

Мало книг по кыргызскому языку. Закупили 200 штук, а учеников оказалось 400,

— сообщила педагог начальных классов.

Кстати, здесь учителя используют российский учебник по математике Моро. На вопрос журналистов: «А почему не оте-чественный?» — начальник городского управления образования Сауле Мейрманова, принимающая участие в проверке, ответила:

Учителям сегодня разрешено дополнять учебный материал на свое усмотрение. При этом он, конечно же, согласуется. Таким образом, учебник российского издания не является основным.

Далее посетили гимназию №68 с кыргызским языком обучения.

На всех книг не хватает. Но пока выкручиваемся. Еще имеются вопросы по их качеству. Те, что в твердом переплете, сохраняют вид дольше, а в мягком быстро изнашиваются и рвутся,

— отметил один из учителей.

Также министр ознакомилась с работой столовой, где школа недавно сделала небольшой ремонт. Нужно сказать, что как эстетические, так и санитарные условия сразу же привлекли внимание. В каждом кабинете находятся раковины с водой, мылом и бумажными полотенцами. А значит, здоровье деток под охраной.

Завершив экскурсию по школам, министр отправилась на встречу с руководителями общеобразовательных организаций северного региона. Здесь Гульмира Кудайбердиева выступила с докладом-презентацией с оптимистичными цифрами. Она сообщала, что министерство в партнерстве со Всемирным банком и АБР разработало учебники нового поколения для 5-6-х и 7-9-х классов, которые сейчас проходят апробацию в 56 школах.

— Мы постарались изменить систему их разработки, создав конкурентную среду, — отметила глава ведомства и добавила, что финансирование системы образования как приоритетной значительно возросло. Так, если в 2011 году оно составляло 16 миллиардов, то в этом — почти 30. И связано это с повышением зарплаты учителям.

Кстати, касаясь вопроса оплаты труда учителей, министр отметила, что зависит она в первую очередь от объема нагрузки.

Сегодня обнаружилась следующая проблема: в регионах стали дробить эту нагрузку. К примеру, учитель берет всего три часа. Буквально по пути забегает в школу провести один урок. Соответственно, получает свои 5 тысяч. А потом говорит, что нет, мол, повышения. На самом деле она увеличилась в четыре раза,

— пояснила она.

Министр подчеркнула, что таким образом учителя решают свою проблему — чтобы у них педагогический стаж не прерывался и был источник небольшого дохода. Такое положение дел отрицательно влияет и на качество образования. Нужно установить нижний порог — сколько должен вести учитель для того, чтобы работал как следует, находился в учебном процессе, а не приходил в школу на три часа.

Гульмира Кудайбердиева добавила, что вопрос повышения зарплаты не снимается с повестки дня.

Порадовала новость о том, что охват детей школьным образованием увеличился на 10% и составляет 98,5%. Свидетельство тому — переполненные классы и строительство новых школ.

СМИ постоянно пишут об аварийных школах. Мы признаем, что действительно очень большой их процент требует капитального ремонта или нового строительства. Но эта ситуация складывалась годами. И вопрос решается максимально в меру тех возможностей, которые мы сегодня имеем. За последние 6 лет построено 309 школ. Так, их количество увеличилось с 2 204 (2011 год) до 2 236 (2016 год). Динамику того, как строятся сейчас школы, не увидит только слепой. Возьмите хотя бы прошлый год. Сдано в эксплуатацию 76 образовательных организаций! В этом году планируется построить и отремонтировать 80 школ. Когда такое было? Только в сентябре открылось 14 объектов образования, и уже в октябре планируется открыть еще 14,

— добавила глава МОиН.

Она обозначила в своем докладе еще один немаловажный вопрос: в последние годы министерство сделало акцент на издание книг для школ с кыргызским языком обучения, а русские школы получают гуманитарную помощь.

Что касается школ с кыргызским, узбекским и таджикским языками обучения, то у них проблемы не столько с количеством, сколько с качеством учебников.

Дефицит учебников на сегодня составляет 11 миллионов экземпляров по новому стандарту образования. Книги, как вы знаете, устаревают. В 2015 году впервые утверждены госстандарты. Соответственно, и мы должны были менять весь фонд учебников. Нам помогают международные партнеры, и эту проблему в принципе решать можно,

— сказала Гульмира Кудайбердиева.

Для обеспечения школ учебниками необходимо 600 млн. сомов, а из бюджета выделяется до 120 млн. сомов. На эти средства Минобразования издает до 40 наименований учебников на трех языках.

Отметим, что в республиканских школах четыре языка обучения. Так, из 2 236 школ 1 423 с кыргызским, 216 — с русским, 43 — с узбекским, 3 — с таджикским, со смешанными языками обучения — 551 школа.

Аида ШИРИНОВА.






Добавить комментарий