Main Menu

Фальсификат — угроза экономике стран ЕАЭС

В Кыргызстане прошел V Международный форум «Антиконтрафакт-2017»

Открывая заседание, первый вице-премьер-министр Толкунбек Абдыгулов отметил значимость проводимого мероприятия, которое уже стало одной из крупных деловых площадок, где представители власти, бизнеса и экспертного сообщества стран — членов Евразийского экономического союза обсуждают проблемы противодействия незаконному обороту промышленной продукции, обеспечения прав интеллектуальной собственности.

Экономическое взаимодействие государств ЕАЭС должно основываться на создании интегрированной системы управления качеством товаров, взаимном признании сертификации, унификации технического регулирования. Компонентами реализации этих условий должны стать инновационная инфраструктура по созданию новой конкурентоспособной продукции, а также принципиально новые формы экономического сотрудничества наших стран с применением информационных технологий,

— сказал он.

Толкунбек Абдыгулов подчеркнул, что количество контрафакта на прилавках увеличивается постоянно.

Ежегодные убытки в виде недополучения налоговых платежей в бюджет составляют десятки миллионов долларов, что существенно для нашей страны. Особую озабоченность вызывает проблема фальсификации лекарственных средств и продуктов питания, с чем связаны наиболее тяжкие последствия — угроза здоровью и жизни человека. Борьба с контрафактом неэффективна без участия самих правообладателей, поэтому необходимо развивать государственно-частное партнерство. Стоит интенсифицировать и обмен информацией и координацию действий по линии правоохранительных органов разных стран, таможни и правообладателей,

— подчеркнул первый вице-премьер-министр.

Россия дает отпор пиратам

Выступая перед собравшимися, заместитель председателя Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов заявил, что даже единые меры, вводимые на всей территории союза, не всегда имеют должный эффект из-за неисполнения государствами ЕАЭС отдельных обязательств в рамках принятых решений. Так, до сих пор обязательная для всех стран маркировка меховых изделий в полной мере реализована только в Беларуси и Российской Федерации.

В России после введения данной нормы легальный сегмент, если измерять в штуках, вырос за год больше чем в 12 раз (2015 г. — 300 тыс. единиц изделий, 2016 г. — 3,8 млн. единиц). Объем розничных продаж составил почти 59 млрд. рублей, что в 7 раз превышает аналогичные показатели 2015-2016 годов — 8,5 млрд. рублей. Также более 20% участников пилотного проекта легализовали свой бизнес, поскольку ранее они не представляли отчетность в налоговые органы. И глядя на цифры, непонятны доводы стран, которые еще не реализовали этот инструмент на своей территории. Помимо того, что это ставит под угрозу трансграничную торговлю между участниками союза, создается еще и окно легализации «серого» и «черного» импорта меховых изделий, а также препятствует дальнейшему развитию системы маркировки,

— поделился Виктор Евтухов.

По его словам, Россия продолжает работу по развитию маркировки на широкий ассортимент товаров. В перечень вошло 10 наименований: лекарства, обувь, верхняя одежда, блузки, постельное белье, духи и туалетная вода, фотокамеры, шины и покрышки.

Введение такой маркировки в России в одностороннем порядке создаст барьеры на едином экономическом пространстве и не позволит получить максимального результата в виде легализации рынка. Нужно приложить максимальные усилия к введению полноценной маркировки всеми странами и продолжить путь по ее развитию в рамках союза. Прошу включить такое решение в итоговую резолюцию форума,

— сказал В. Евтухов.

Он также отметил, что сегодня нужно бороться и с «черным» и «серым» импортом, который существенно ограничивает развитие целого ряда важнейших отраслей экономики. Не стоит забывать, что благодаря интеграции и кооперации в рамках ЕАЭС страны могут успешно решить проблему насыщения рынка востребованными товарами — прежде всего силами внутреннего производства. Однако объем незаконного оборота достиг серьезного уровня и раскрывается во всем своем многообразии. А в условиях единого рынка эта проблема еще актуальнее.

«Взять, к примеру, таможенный контроль и, в частности, применение системы управления рисками. Это направление регламентируется Таможенным кодексом, который вступает в силу с 1 января 2018 года, и отнесено на национальный уровень. Унификация или гармонизация систем управления рисками не предполагаются. Но даже на национальном уровне можно эффективно организовать работу. По результатам анализа практики контроля за ввозом товаров в Россию мы установили, что наиболее эффективный инструмент системы управления рисками, применяемый для противодействия занижению таможенной стоимости при ввозе промышленной продукции, — профиль риска «минимально возможная стоимость». При этом он применяется не всеми таможенными службами стран союза и весьма редко. Это приводит к тому, что контроль на границе осуществляется неравномерно. Так, на основании официальных данных Федеральной таможенной службы России установлено, что проверки грузов на казахском участке границы менее часты, чем на российском. Например, доля досматриваемых партий товаров на Уссурийской таможне почти в 2 раза больше такой же доли на казахской. При этом наблюдается достаточно высокий процент нарушений условий транзита через Казахстан, выявленных на территории России (в 2015 году — 10%). То же самое показывает и анализ зеркальной статистики. Если посмотреть на разницу между данными Китая и России, Казахстана и Кыргызстана соответственно, то расхождение с Россией в 2015 году составило 56%, с Казахстаном — 84%, с Кыргызстаном — 90%, несмотря на то что в долларовом эквиваленте объемы неучтенного импорта продукции легпрома Казахстана (2,7 млрд. долларов) и Кыргызстана (2,9 млрд.) в 1,3 раза меньше российских показателей (более 6 млрд.). Необходимо учитывать разницу и в населении, и в объеме потребления», — заявил Виктор Евтухов.

Он также добавил, что актуальной остается и проблема соразмерности ответственности за нарушение требований техрегламентов. При этом наименьшие штрафы предусмотрены законодательством Кыргызстана, где, например, максимальное наказание для физических лиц составляет примерно 500 рублей, для должностных лиц — 4,6 тыс. рублей. А юридические лица к ответственности не привлекаются вовсе. Максимальные же штрафы для физических лиц предусмотрены в соседнем Казахстане. Они доходят до 19,5 тыс. рублей. Наибольшие штрафные санкции для хозяйствующих субъектов действуют в России (до 1 млн. рублей для юридических лиц) и Беларуси (до 332,6 тысячи рублей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). При этом в последней стране административные штрафы могут измеряться в процентах от стоимости реализованной продукции и доходить до 100%. Все эти лазейки используют недобросовестные участники для введения в оборот нелегальных товаров на территории союза. «Нам необходимо совместно бороться с пиратством. Для начала стоит наладить информационный обмен и затем, уже на основе комплексного анализа ситуации в каждом государстве ЕАЭС и союзе в целом, внедрять наиболее эффективные инструменты противодействия. Это позволит нам прийти к согласованной и системной деятельности, не забывая о том, что важной целью борьбы с теневым сегментом является создание благоприятных условий для развития легального бизнеса и, соответственно, экономик государств-членов», — заключил Виктор Евтухов.

Для борьбы с пиратством в России также создана международная ассоциация «Антиконтрафакт», которая по поручению Президента Владимира Путина и организовала I Международный форум «Антиконтрафакт-2012». Кроме этого, в 2015-м в стране утверждено Положение о государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, а при ней создан экспертный совет. Следом приняли стратегию до 2020 года и плановый период до 2025-го. Стоит отметить, что «Антиконтрафакт» разработала и собственную информационную систему маркировки и прослеживаемости промышленной продукции. «В рамках нее функционирует система добровольной сертификации «Антиконтрафакт». По большому счету, речь идет о создании инструмента, который поможет преодолеть информационное неравенство и стать серьезным барьером на пути незаконного оборота промышленности. Также под эгидой ассоциации введена в эксплуатацию межрегиональная видеосеть «Антиконтрафакт». Это совместный проект с Союзом журналистов России. Хочу отметить, что такой обширной сети нет ни у одной общественной организации. Она позволяет доносить до широкого круга аудитории информацию, которая непосредственно относится к теме борьбы с фальсификатом, а добросовестным производителям качественной продукции — заявлять о себе. Кроме этого, на стадии разработки находится и информационно-межотраслевой портал в Интернете. Сайт станет универсальной информационно-аналитической площадкой, где будет сосредоточено максимум тематической информации, доступной для граждан. К слову, любой потребитель сможет оставить информацию о подозрении на контрафакт. Заявления принимаются к рассмотрению, организуются проверки. В случае подтверждения нарушений материалы передаются в соответствующие госорганы для дальнейшего разбирательства. В России сегодня функционирует и институт третейских судей. Планируется создание региональных подразделений.

Хочу отметить, что ассоциация проделала большую работу, накоплен огромный опыт и есть вполне конкретные предложения и решения, которые позволят существенно сократить, а впоследствии исключить незаконный оборот контрафактной продукции. При тесном взаимодействии сможем создать в рамках региона благоприятные условия для развития честного бизнеса, что напрямую скажется на повышении уровня жизни населения и пополняемости регионального бюджета за счет вытеснения с рынка фальсификата. Очевидно, что эта работа должна стать поэтапной и согласованной. В первую очередь необходимо сформулировать принципы создаваемой системы и логику, которой она должна отвечать, разработать «дорожную карту». В связи с этим ассоциация готова создать и возглавить соответствующую рабочую группу, которая возьмет на себя проработку данных вопросов. При необходимости привлечем экспертов. Я убежден, что создание условий, значительно осложняющих оборот фальсифицированной и контрафактной продукции, не менее, а в некоторых случаях — гораздо более эффективно, чем адресные мероприятия», — заявил президент международной ассоциации «Антиконтрафакт» Асламбек Аслаханов.

Выступая на форуме, первый заместитель председателя Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Лоцманов заявил, что сегодня во многих отраслях доля фальсификата на рынке достигает критических значений. Это отрицательно влияет как на работу российской промышленности, так и на положение дел с инвестициями. Так, актуальной проблемой в цементной отрасли стран ЕАЭС является наличие фальсификата. Его доля на рынке может достигать 50%. Это явилось одной из причин того, что за 5 лет инвестиции в эту отрасль снизились в целом по ЕАЭС в 5,5 раза, в России — в 8 раз. Только в Российской Федерации в 2014-2015 годах ущерб легальных предприятий от контрафакта составил 40 млрд. рублей. При этом государством недополучено 9 млрд. рублей налогов по НДС. Кроме этого, много пиратской продукции и в других отраслях. В частности, доля фальсификата бензина составляет 12%, а кабелей — 45%. Прямые потери бюджета от последнего могут оцениваться в 2 млрд. рублей.

По мнению Андрея Лоцманова, законодательство должно совершенствоваться в интересах добросовестных производителей и бизнеса. Уменьшение доли фальсификата позволит повысить загрузку производственных мощностей и производительность труда; увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней; снизить потери от ущерба здоровью и имуществу от использования опасной пиратской продукции; создавать новые рабочие места; повысить инвестиционную привлекательность экономики.

Кыргызстан не дремлет

Наше государство также пытается защитить своих граждан от пиратской продукции, которая заполонила рынки. В частности, разработаны и приняты законы и нормы кодексов — гражданского, уголовного, таможенного и об административной ответственности. Присоединение страны ко Всемирной торговой организации (ВТО) привело к реформированию системы законодательства в области интеллектуальной собственности и подписанию Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Кроме этого, республика является участницей более 30 многосторонних международных договоров в сфере интеллектуальной собственности. «Применение к правонарушителям мер административной ответственности не давало необходимого результата, крупные правонарушители без труда оплачивали штраф и продолжали работать дальше. Поэтому «Кыргызпатент» инициировал внесение изменений и дополнений в ряд нормативно-правовых актов, в частности, увеличение размера административных штрафных санкций за изготовление, приобретение, хранение, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование в коммерческих целях экземпляров произведений или фонограмм. А в Уголовно-процессуальном кодексе нарушение авторских, смежных прав и прав патентообладателей теперь относится к категории дел частно-публичного обвинения, а значит, их расследуют органы по борьбе с экономическими преступлениями.

«Кыргызпатент» осуществляет госполитику в области охраны интеллектуальной собственности и инновационного развития. При этом следует принять во внимание, что ведомство не является контролирующим органом и пресечение правонарушения в данной области не входит в нашу компетенцию. В соответствии с действующим законодательством защитить права авторства могут только правообладатели. Они могут обратиться с заявлением в правоохранительные органы либо в суд.

Стоит отметить, что сейчас «Кыргызпатент» вносит изменения в Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Он направлен на улучшение качества предоставления правовой охраны авторских прав, упрощение процедуры регистрации товарных знаков путем сокращения сроков рассмотрения заявки, устранение разночтений и противоречий со вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами по товарным знакам, участницей которых является Кыргызская Республика. Кроме этого, Государственная таможенная служба ведет реестр объектов интеллектуальной собственности для таможенного контроля и предупреждения проникновения через границы контрафактных товаров. По данным таможенников, на основании заявлений правообладателей в базу внесены 245 товарных знаков. Вместе с тем стоит отметить и роль Госагентства антимонопольного регулирования, которое также защищает правообладателей», — сообщил председатель «Кыргызпатента» Досалы Эсеналиев.

По его словам, их ведомство ежегодно проводит акцию «Стоп пиратству», сотрудничает с вузами, организует круглые столы, семинары, тренинги и факультативные занятия для профессорского-преподавательского состава, магистров и студентов по вопросам борьбы с контрафактом.

С вхождением в ЕАЭС Кыргызстан участвует в разработке новой системы охраны, защиты использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с международными стандартами. Совместно с государствами — членами союза разрабатываются и проходят внутригосударственные процедуры по подписанию таких документов, как Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе. Приняты и вступили в силу Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, положения раздела V Протокола об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности к Договору о Евразийском экономическом союзе, предусматривающие применение на территории ЕАЭС, в том числе в Кыргызстане, регионального принципа исчерпания исключительного права на товарный знак, товарный знак ЕАЭС. Реализация этих документов поспособствует развитию инвестиционного сотрудничества государств — членов ЕАЭС, повлияет на международную и взаимную торговлю и недопущение создания барьеров на пути движения товаров, капитала и услуг.

В рамках V Международного форума «Антиконтрафакт-2017» эксперты обсудили вопросы координации действий государств в сфере защиты прав авторов, а также правоприменительной практики в части пресечения нарушений в данной сфере; взаимодействия таможенных органов государств-членов и правообладателей; использования средств и методов маркировки, создания систем прослеживания промышленной продукции как технологических форм противодействия незаконному обороту промышленной продукции в государствах; обеспечения высокого уровня технического регулирования в целях противодействия обороту контрафактной продукции и других. Кроме того, состоялось заседание Подкомитета по координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности при Консультативном комитете по интеллектуальной собственности Евразийской экономической комиссии.

Поддельный ром на прилавках

Эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу, что за полтора года использования пиратских аудио-, видеодисков у пользователей значительно ухудшается зрение и слух. Огромная прибыль, которую приносит производство фальсификата, и неэффективная система борьбы с такой деятельностью делают первую привлекательной для крупных транснациональных преступных группировок. Вдобавок ко всему существует мнение, что она направляется на финансирование террористических организаций. Годовой оборот контрафактной продукции в мире, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), достигает $461 млрд. На долю лжетоваров приходится примерно 2,5% мирового импорта. На рынке стран ЕАЭС контрафакт занимает около 5% от общего объема торговли.

В докладе ОЭСР говорится, что наиболее часто подделывают продукцию американских брендов — до 20% товаров из США на самом деле фальсификат. Также пираты делают копии итальянских марок (15%), французских и швейцарских (12%), японских и немецких (8%). Большая часть всей контрафактной продукции в мире, по данным экспертов, производится в Китае — 63,2% от всех подделок в мире. Среди других «лидеров» — такие страны, как Турция (3,3%), Сингапур (1,9%), Таиланд (1,6%) и Индия (1,2%). К числу наиболее подделываемых продуктов относятся электроника, обувь, одежда, детские игрушки, лекарства, алкоголь, запасные части автомобилей.

Ирина КОВШОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий