Main Menu

Как возродить алтайскую цивилизацию

Мир вступил в новую эпоху и быстро меняется. Развитие технологий сбора и передачи информации ускоряет переосмысление и переоценку существовавшего и существующего порядка. Кто мы, откуда пришли и что делать дальше? Что станет с суверенитетом государств, с правом на самоопределение и сохранением самобытности народов?

Вечная цивилизация

В настоящее время мир разрывается между разнонаправленными тенденциями, основные из которых — глобализация и трайбализм. В результате происходит сближение и взаимопроникновение культур, люди объединяются по территориальным, политическим, религиозным и другим принципам, при этом сопротивляясь общемировой гомогенизации.

Эти тенденции не обошли и нашу часть света — Азию, где можно увидеть культурно-историческую регионализацию, например зародившиеся в конце XIX — начале XX веков пантюркизм и евразийство. Однако каждое из них охватывает только отдельный аспект более крупного объединения людей — цивилизации, которая может использоваться как синоним культуры (А. Тойнби), как конечный этап развития отдельных культур (О. Шпенглер) и рассматриваться как самостоятельная форма жизни.

К какой же цивилизации относимся мы, кыргызы, с кем у нас общее мировосприятие, с какими народами, нациями, странами может быть сконструирована цивилизация? Возможно, учитывая подавляющее большинство мусульман в стране, мы относимся к «исламскому миру». Или входим в «тюркский мир», в так называемый «Вечный Эл», потому что разговариваем на одном из тюркских языков. Однако немаловажно, что кыргызы и другие народы от Средиземного моря до Тихого океана существуют гораздо дольше и, скорее всего, являются частью более древней цивилизации — алтайской.

Возрождение алтайской цивилизации

Идея о дальнейшем ее изучении и популяризации идей единства народов, имеющих общие корни, прозвучала из уст Президента А. Атамбаева на форуме «Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи».

За многие века существования народы разделились и частично или полностью ассимилировались с другими культурами или создали свои, уникальные. Однако мироощущение, ценности и способ мышления остались схожими, несмотря на влияние и наслоение чуждых элементов.

Важно определить термин «цивилизация», методологически обосновать понятие «алтайская цивилизация», понять, чем она отличается, а также найти общий характер поведения, изучить особенности отношения между якутами, тувинцами, хакасами, кыргызами, татарами, башкирами, казахами, уйгурами, турками, чувашами, туркменами, калмыками, монголами, бурятами, корейцами и японцами.

Нам предстоит найти новую модель взаимодействия, создать новые механизмы развития. В ходе интеграции каждому народу необходимо взять на себя ответственность и обязательства в соответствии со своими особенностями, внести вклад в общее становление. Базируясь на общности языкового и культурного наследия, следует создать общую платформу для диалога и защиты культурного разнообразия.

Все это зависит, в частности, от поддержки политической и экономической элит каждой из стран, но, самое главное, от того, примут ли народы новую идентичность, произойдет ли их культурно-гуманитарная интеграция.

Интеграция народов

В качестве уникального примера культурного объединения можно рассмотреть Европейский союз, формирование основ которого, однако, заняло около 50 лет. При этом первый документ о культуре появился только в 1992 году при подписании Маастрихтского соглашения. Один из «отцов-основателей» союза Жан Моне даже признал: «Если бы мы должны были сделать это снова, мы начали бы с культуры». А не с политических и экономических процессов слияния.

Европейская стратегия в данной сфере основывается на трех принципах: культурное разнообразие и межкультурный диалог; культура как катализатор творчества; культура как ключевой компонент международных связей.

И в самом начале пути алтайской цивилизации необходимо выработать подобные принципы и определить основные направления совместной культурной политики. Следует начать с познания друг друга заново, с исследования общих корней и приобретенных уникальных черт. Это поможет нам найти «забытые» частички своих культур в культурах других народов и создать общий «культурный рынок», что в свою очередь посодействует в улучшении социального и экономического благосостояния наших стран.

Культурно-гуманитарное единение может быть сосредоточено на следующих трех направлениях: общие инициативы по сохранению и защите культурного наследия; взаимопроникновение культур; продвижение и проведение национальных игр.

Центральный полюс развития

Другие важные аспекты возрождения алтайской цивилизации — образование и наука, способствующие распространению знаний и пониманию основ.

Основная функция образования — формирование новой картины мира. Необходимо очертить, обрисовать свое миропонимание, дабы понять свои корни и выйти из-под влияния чуждых нам культур (если раньше, в доинформационную эпоху, чужие идеологии и религии распространялись долго и поверхностно, то в наше время это происходит очень быстро и проникает в наше мировоззрение). И борьба за сохранение своей идентичности должна вестись не только в сердцах, но и в умах людей.

Необходимо проводить совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в естественных и гуманитарных науках, поддерживать образовательную и научно-исследовательскую инфраструктуры, развивать современные информационные и коммуникационные технологии в качестве основного инструмента трансляции смыслов и канала получения знаний.

Все это превратит нашу цивилизацию в центральный полюс развития, что в свою очередь поможет народам получить толчок собственному процветанию.

Данияр БАКЧИЕВ,
заместитель директора Национального института стратегических исследований.






Добавить комментарий