Main Menu

ШАГ К МИРОВОМУ КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ

Кыргызский экономический университет имени М.Рыскулбекова  уже в первые годы независимости республики начал внедрять в учебные программы элементы Болонского процесса. Его преподаватели и студенты прошли стажировки в европейских вузах. Поэтому именно в КЭУ впервые прибыли международные эксперты для аккредитации университета по качеству образования сразу по двум направлениям учебного процесса  — менеджменту и экономике. В течение двух недель независимые эксперты из Польши, Казахстана, Таджикистана проверяли качество учебных занятий, опрашивали работодателей,  родителей и студентов, проводили мониторинг их занятости после завершения учебы, посещали занятия  в КЭУ. Редакция попросила участников аккредитации с той и другой стороны поделиться мнениями об этом важном шаге по инновации в системе высшего образования Кыргызстана.

Какен БЕРДИБАЕВА, проректор по инновациям КЭУ имени М.Рыскулбекова:
— Независимая пилотная аккредитация нашего вуза проходит в рамках международного проекта «Центральноазиатская сеть гарантии качества». Он начат в 2009 году и в течение трех лет  в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане идет большая работа по формированию внутренней и внешней экспертной базы и подготовке документации по вхождению в систему гарантии качества. Цель проекта  — внедрение этой системы в высшее образование стран ЦА. Разработаны руководства по внутренней системе гарантии качества и созданы по два независимых аккредитационных  агентства в Казахстане, Таджикистане и Кыргызстане.
Пилотная аккредитация  наших двух учебных программ — это принципиально новый шаг в повышении качества высшего образования в стране. Для ее проведения создана экспертная комиссия, куда включены  по два эксперта из Польши, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Через  аккредитацию мы сможем поднять качество высшего образования и выйти к международным его стандартам. КЭУ является первым университетом, который подал заявку на прохождение такой аккредитации.
В экспертной комиссии участвуют и работодатели: представители Международного делового совета, студенческих организаций. И это дает возможность проводить аудит качества нашего высшего образования со стороны бенефициантов, тех людей, которые непосредственно связаны с получением результатов высшего образования. Процесс аккредитации занимает некоторое время, и сейчас идет работа внутри вузов по самооценке и   самоанализу определенных вузовских программ. В КЭУ это менеджмент и экономика. Затем эксперты сравнят результаты с международным опытом и вынесут финальную оценку где-то в середине мая.
Министерства образования трех республик участвуют в проекте с 2005 года. Они содействуют развитию качества образования, реализации проекта. Сама же аккредитация не зависит от министерств, в чем и заключен ее основной момент. То есть те стандарты и критерии, которые применяют эксперты, не соотносятся с критериями министерств. Программы вузов, которые получат международную аккредитацию, являются для студентов дополнительным гарантом того, что данная программа отвечает внешним критериям качества образования, а для работодателей — гарантом того, что они получат действительно хорошего специалиста. Для самого вуза это в первую очередь улучшение всех процедур и процессов в повышении качества образования в реализации учебного процесса, начиная с руководства вуза и заканчивая студентами.

Марек ФРАНКОВИЧ, преподаватель Ягеллонского университета из Кракова (Польша):  
— В Европе нет каких-то одних стандартов качества образования, потому что в разных странах используются  различные подходы к образованию. Однако есть общая платформа и обмен мнениями между разными аккредитационными агентствами. Качество имеет критерии, вырабатываемые агентствами: почему идет конкретная учебная программа, каковы ее содержание, обоснование, почему выбраны те или иные методы и что делается, чтобы контролировать их, что эта работа несет за собой, какие есть механизмы обратной связи между вузом и работодателем, между ректором и студентами. И все зафиксированное  в вузах, подлежащих аккредитации, сравнивается с международным опытом. Аккредитация — это не оценка качества, а только сравнение, каким образом учебный процесс и учебные программы соответствуют этим очень общим  стандартам и идеям, какие функции они несут в других странах.
Болонский процесс — это философия подхода к учебному процессу, методология. Учебный процесс должен быть разделен на два обучающих этапа. Одни считают, что это бакалавриат и магистратура, другие — соискательство. Что именно внедрять — дело самой страны. Главное —  должны быть честные и прозрачные механизмы обеспечения качества образования. Болонский процесс — это такой сетевой процесс между странами, чтобы вместе улучшать учебные программы.

Глюся Абдулкаримова, доцент Казахского национального педагогического университета имени Абая:
— Казахстан подписал Болонскую декларацию в 2007 году, но кредитную систему обучения мы внедряем уже с 2003 года. Поэтому Болонская декларация послужила нам толчком к изменению уровня образования, внедрению цепочки: бакалавриат-магистратура-докторантура. Сейчас республика полностью отказалась от института соискательства, в научной деятельности мы полностью перешли на систему академических степеней. Внедрение системы воспринималось по-разному, были определенные трудности с теми, кто не успел защититься. Но систему ввели.
Она дает возможность получить дальнейшее образование в докторантуре. Молодежь республики хорошо поддержала нововведение, потому что государство выделяет большие средства для обучения магистрантов, у них есть возможность получить стажировку на 1-2 месяца за границей. Раньше магистры такой возможностью не обладали. Докторанты тоже имеют в качестве одного из руководителей  зарубежного ученого, который и является основным руководителем их научной работы. Эти научные исследования освещаются всем мировым сообществом, и тем самым идет интегрирование в мировое научное пространство.
Пока докторантов у нас не очень много, но они все обучаются только за счет грантов, такого понятия, как платная докторантура, в стране нет, действует лишь грантовая система. И это одна из возможностей получить хорошее и достойное образование за рубежом.

Какен БЕРДИБАЕВА:  
— Дело в том, что мы не копируем полностью Болонский процесс. Не уничтожаем  оправдавшие себя ценности советского образования, потому что мы сами — продукт той великолепной системы обучения. Мы стараемся сохранить и перенять все, что нам нужно из Болонского процесса. А там есть чему поучиться. Вот даже названная выше аккредитация, которую мы сейчас проходим, системно улучшит качество обучения. Мы всегда задумывались над повышением качества, а сейчас переходим в эпоху, когда вузы должны даже гарантировать  это качество своим студентам. Гарантировать работодателям и гарантировать обществу. Тем более что в Стратегии развития образования болонские принципы уже заложены, и система гарантии качества будет работать на образование страны.

Марек ФРАНКОВИЧ:
— Аккредитация позволит ввести в учебный процесс прозрачные и честные механизмы, которые устранят коррупцию в вузах. Правда, у нас в Польше такой проблемы практически нет. В стране функционируют 300 вузов, из них 100 государственных и много частных,  примеры коррупции в них очень редкие. Может быть, один-два найдутся. Был пример, когда преподаватель заставлял студентов покупать его книгу. И еще, если это можно назвать коррупцией, когда в одном из вузов разбирали жалобу, будто дети, скажем, юристов, легче поступали на юрфак университета, чем другие абитуриенты.

Назрулло САНГИНОВ, эксперт из Таджикистана, директор независимого аккредитационного агентства:
— Болонский процесс предполагает кредитную систему обучения, когда создается механизм, уменьшающий коррупцию, поскольку вводится тестирование преподавателей и кодирование студентов, при котором преподаватель не знает, кому он ставит оценку. И уровень коррупции, безусловно, снижается с внедрением новых механизмов.
По сравнению с тем, что было раньше, у нас в республике коррупционные схемы в вузах сокращаются, потому что итоговые экзамены в них принимаются или через тестирование на компьютерах, или комиссией. Нет таких итоговых экзаменов, которые бы принимал сам преподаватель. Нужно лишь разработать механизм, который исключит саму возможность коррупции. Надеюсь, и вузах Кыргызстана такие механизмы будут введены и сработают на улучшение качества образования.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.



« (Previous News)
(Next News) »



Добавить комментарий