Main Menu

Воспоминания об отце Любимому актеру — 80

В этом году Орозбеку Кутманалиеву, народному артисту Кыргызстана, известному актеру театра и кино, исполняется 80 лет (хотя во многих его биографиях указано, что он родился в 1933 году, но, как поясняют его родные, произошла путаница в сельсовете, на самом деле он 1932 года рождения).
В разные годы жизни он руководил художественной самодеятельностью, был актером в Республиканском театре кукол, солистом в Киргосфилармонии им. Токтогула Сатылганова, режиссером радио в Госкомитете по телевидению и радиовещанию Киргизской ССР, артистом Киргосдрамтеатра, режиссером дубляжа киностудии "Киргизфильм". В кино стал сниматься с 1965 года (первая работа  в телефильме "Алымкан"). Играл в таких известных картинах, как "Эхо любви", "Белый пароход", "Ранние журавли", "Волчья яма", "Восхождение на Фудзияму" Болота Шамшиева, "Первый" Геннадия Базарова.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию воспоминания его сына Марса КУТМАНАЛИЕВА.

— Если говорить об Орозбеке Кутманалиеве как об отце, киноактере и просто человеке, в первую очередь нужно характеризовать его как доброго, скромного и большого труженика.
В детстве я все думал: почему отец всегда на работе? Утром просыпался — он уже ушел, вечером засыпал — он еще трудился. Но когда отец стал брать меня с собой, я понял, какой он трудоголик. И он находил только небольшой отрезок времени, чтобы отдохнуть. Для этого ему, как Штирлицу из "17 мгновений весны",  хватало каких-то 15-20 минут. Его часто приглашали на торжества  почетным гостем и просили спеть под комуз песни, посвященные виновнику праздника. А оттуда ночью отец ехал в дубляжный отдел и в 3-4 часа утра возвращался домой. Уже в 7 снова торопился на работу. В выходные он давал персональные концерты в ближних к городу селах. Иногда с филармонией или театром выезжал на гастроли по республике.
Отец был очень добрым человеком. Всегда старался уделять внимание детям. Когда он брал меня на работу, я следил за его деятельностью, видел, как он общается с людьми. В какой-то мере повторял, подражал ему.
В моей памяти хорошо запечатлелось несколько моментов.
Первый случай произошел в 60-е годы, когда отец еще работал в кукольном театре. Однажды в  антракте спектакля я взял одну куклу и стал повторять игру актеров, зная, что там, за ширмой, сидели дети, которые могли видеть мои действия. Не сразу заметил, как сзади подошел отец, и от неожиданности испугался. Но папа тихо сказал мне, что я неправильно держу куклу, и показал, как нужно управлять ею.
Второй эпизод приходится на 1973 год.  Тогда я с отцом в труппе драматического театра с постановкой спектакля "Куйоо жолдош"  гастролировал по южному региону. Целых два месяца рядом с ним! Мы много общались. После спектакля ходили по базарам Оша, Джалал-Абада, Баткена, пили чай в чайханах, гуляли по зеленым паркам. Отец показал и рассказал много интересного. И за это время я выучил почти весь спектакль. А когда вернулся домой, меня до начала учебного года отправили в село. В качестве режиссера я с двоюродными сестренками  поставил этот спектакль для сельчан.
Когда папа начал сниматься в кино, он стал чаще уезжать — на съемки. Во время моих летних каникул всегда брал меня с собой. Так начинались и мои первые шаги в кинематографе — с маленьких эпизодических ролей. Отец ненавязчиво так говорил: "Не смотри на камеру, представь, что ее вообще нет". Сначала я снялся в роли сына главного героя в фильме "Эхо любви". А потом сыграл Анатая в фильме "Ранние журавли". На его премьере в кинотеатре "Россия" перед зрителями мы с папой стояли рядом, и режиссер Болот Шамшиев представлял нас как актерскую штатную семью басмачей и хулиганов. Ведь по сюжету мы сыграли такие роли!
И вот третий эпизод из моей жизни. Он случился, когда я уже служил в рядах Советской армии. Отец снялся в фильме "Волчья яма" и с ним прибыл в Москву. При первой же возможности он приехал ко мне и попросил у командования части для меня увольнительную. Мы с папой бродили по столице, много говорили. Я рассказал, что строю планы на будущее в органах милиции, а он подбадривал и поддерживал меня. Хотя, вероятно, в душе надеялся, что пойду по его стопам. Но я не избрал актерскую стезю. Отец и не настаивал, говорил, что "каждый выбирает свой путь, и, может, я буду гордиться тобой".
Потом у меня была еще одна небольшая эпизодическая роль в фильме "Восхождение на Фудзияму".
Когда Толомуш Океев совместно с итальянцами снимал фильм "Чингисхан", отец работал администратором по набору персонала для массовок. На роль младшего сына Чингисхана — Тимуджина долго не могли подобрать ребенка. Папа предложил посмотреть на своего внука, то есть моего сына Эрмека. Он прошел пробы на роль Тули и тоже начал сниматься в кино. Думаю, втайне отец надеялся, что хотя бы внук пойдет по его стопам. Но тут распался Советский Союз, и культура отошла на задний план, про актеров позабыли. Отец при его огромной работоспособности тяжело переносил свою невостребованность в качестве актера кино.
Сегодня я отец и дедушка. У меня родился внук, которого мы с сыном Эрмеком назвали Анатаем в честь моего киногероя. Я очень их люблю. Мой сын Эрмек Кутманалиев — музыкальный продюсер, продолжает музыкальное творчество моего отца.  А внук Анатай, надеюсь, продолжит его традиции в кино.
 






Добавить комментарий