Main Menu

Семейное окружение — каждому ребенку

Семейное окружение - каждому ребенку

Сегодня в Кыргызстане, по данным Министерства труда и социального развития, более 8,8 тысячи детей воспитываются в учреждениях интернатного типа, домах ребенка, детских домах и школах-интернатах. В таких учреждениях, несмотря на усилия персонала, невозможно восполнить недостаток любви и внимания, которые дети получают в семье. Правительство страны сейчас принимает ряд мер, направленных на их реформирование.

Весной этого года на заседании Межведомственного координационного совета ювенальной юстиции Министерству труда и социального развития было поручено активнее создавать в регионах КР сети приемных (фостерных) семей, обеспечить специализацию сотрудников местных управлений соцразвития и службы социальных специалистов по работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Их также призвали добиться от руководителей подведомственных детских интернатных учреждений своевременного, полного и достоверного ввода данных для формирования базы детских интернатных учреждений, провести их мониторинг и контроль независимо от формы собственности.

Семейное окружение - каждому ребенкуНапомним, что с января 2017 года Евросоюз начал реализацию технической помощи для поддержки структурных реформ в сфере социальной защиты населения, которая также содействует выполнению условий финансового соглашения между правительством КР и ЕС, предусматривающего помощь в 2015-2017 годах бюджету Кыргызстана со стороны Евросоюза в размере 30 млн. евро. Представительство ЕС в нашей республике совместно с Министерством труда и соцразвития КР предоставило возможность журналистам навестить семьи, в которых растут приемные дети. Цели поездки — привлечь внимание к проблеме детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и рассказать сообществу о важности обеспечения права каждого ребенка жить и воспитываться в семейном окружении.

Семейное окружение - каждому ребенкуС напутственным словом перед началом пресс-тура к журналистам обратился заместитель главы представительства ЕС в Кыргызстане, руководитель отдела по сотрудничеству Йоханнес Стенбек Мадстен. Затем международный эксперт Владимир Кузьминский провел презентацию технической помощи и отметил, что актуальность реформ интернатной системы обусловлена в первую очередь Конвенцией ООН «О правах детей», которая гласит, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Он рассказал об истории развития интернатной системы воспитания: по историческим свидетельствам, первые приюты для брошенных детей были созданы священнослужителями в Константинополе в 335 году; средневековая церковь организовывала приюты, борясь с детоубийством.

Семейное окружение - каждому ребенкуПервое такое заведение возникло в Милане в 887 году, в 1213-м открыли первый детский госпиталь в Риме, а со временем подобные появились в других городах Италии, и постепенно итальянский опыт борьбы с детоубийством переняли во Франции, а оттуда его заимствовала и Россия. Особенно он получил развитие в период царствования Михаила Федоровича (ХVII век), когда архимандрит Никон открыл сиротский дом в Новгороде. А Петр I в 1713 году издал указ об открытии новых госпиталей для детей — в Москве каменных, а в других городах — деревянных. На различных временных этапах интернатные учреждения сыграли позитивную роль в поддержке многих детей-сирот, детей улицы, страдавших от последствий Первой мировой и гражданской войн, эпидемий и голодомора.

Одним из первых интернатных учреждений, которые позже стали появляться в Кыргызстане, был Уч-Коргонский детский дом, расположенный в Кадамджайском районе Баткенской области. Он создан осенью 1922 года. Первыми его воспитанниками стали дети-сироты, родители которых погибли в годы гражданской войны. В период Великой Отечественной в этом детдоме разместили детей блокадного Ленинграда, а также с Кавказа. Особое развитие интернатов пришлось на 50-е годы минувшего века, когда на международной арене прошли дебаты о правах детей и была принята Декларация ООН об их правах. В 1956 году в Союзе на ХХ съезде КПСС был принят план о создании в стране школ интернатного типа. В то время даже рассчитывали, что с 1980 года все советские дети станут получать образование в школах-интернатах, сообщил международный эксперт.

Семейное окружение - каждому ребенку

Получив независимость в 1991 году, Кыргызстан унаследовал систему бюрократического государственного коллективизма в сфере детской и семейной политики. Большие интернатные учреждения сохраняются в КР до сих пор. Экономический кризис и переход к новым условиям хозяйствования в период шоковой терапии привели к повышению уровня бедности, что стало, как и в послевоенные годы, главным фактором для воспитания детей в интернатных учреждениях. По статистике, с 1991-го по 2013 год количество детей, воспитывавшихся в них, увеличилось почти в три раза. Как свидетельствует история, те страны, которые ставили интересы детей в основу своей стратегии развития и прошли этот путь, имеют высокие стандарты жизни. И поэтому у них есть чему поучиться, так как жизнь показывает и доказывает, что наилучшими инвестициями являются инвестиции в детей, подчеркнул В. Кузьминский.

Первой точкой нашего маршрута стало село Дмитриевка Иссык-Атинского района, где мы посетили приемную (фостерную) семью Эльмиры Карагуловой. Как рассказала нам заведующая отделом по защите семьи и детей районного управления соцразвития Нариля Сульбаева, в этой семье вместе с матерью-одиночкой проживает несовершеннолетняя девочка. Приемная мать взяла ее шестимесячной и дала имя Арузат, воспитывает ее с 2014 года. Ребенка изъяли из неблагополучной семьи, где жизни и здоровью девчушки имелась угроза. На территории района, как пояснила Сульбаева, нет домов малютки, куда бы таких детей можно было определить. Карагулова воспитывает ее, специалисты райуправления соцразвития контролируют этот процесс. Приемная мама ежемесячно получает зарплату, и на содержание ребенка также ежемесячно выплачиваются средства.

Семейное окружение - каждому ребенкуСейчас в районе имеется пока лишь одна фостерная семья, где ребенок временно содержится и воспитывается. С приемной матерью заключен долгосрочный договор, она хочет ребенка оставить себе и в дальнейшем удочерить его. Девочка уже ходит в садик и осваивает два языка. «Такой опыт мы будем развивать, и сейчас еще две семьи в районе изъявили желание воспитывать детей в этом формате. Мы подали заявку в Министерство труда и соцразвития, они ее рассмотрят и сообщат нам. Приемные же родители пройдут курсы обучения фостерному воспитанию и получат сертификат», — сообщила Н. Сульбаева.

На следующий день мы побывали в райцентре Джеты-Огузского района — селе Кызыл-Суу, где посетили еще одну приемную семью жительницы поселка Аиды Абдыкеримовой. Она мать-одиночка и живет вместе с сынишкой-школьником, которому 11 лет. Аида взяла на воспитание трех девочек — Ульяну, Ангелину и Валерию. Уже год, как она занимается их воспитанием. Взяли детей из семьи, где мама погибла, и уже в день ее похорон девочек привели приемной матери. Они также из этого села. Аида работала в садике и детдоме семейного типа. Это и дало ей преимущество, когда в управлении соцразвития района определяли будущую фостерную маму.

Семейное окружение - каждому ребенкуСтаршая девочка ходит в школу, средняя — в садик, а малышка всегда при маме. Ульяна учится в школе с русским языком обучения, но все дети осваивают и кыргызский, поскольку среда их обитания кыргызскоязычная. Ульяна уже хорошо говорит на нем. Сама мама в свое время училась в университете на преподавателя английского языка и хочет учить ему девочек. В жизни детям это обязательно пригодится, считает Аида и в разговоре с нами отметила, что характер у дочек хороший. Дети послушные, и контакт с ними налажен тесный. Разве что малышка пока капризничает. Дети любят играть в активные игры и проявляют интерес к Интернету, в чем им помогает сводный братишка. С аппетитом уплетают все, что готовит мама, а особенно любят пирожки с картошкой и бешбармак.

Подытожить увиденное мы попросили сопровождавшую в поездке прессу Гульзину Бо- обекову, главного специалиста управления по защите семьи и детей Министерства труда и социального развития. Она акцентировала, что положение о приемно-фостерной семье принято в 2012 году постановлением правительства, а министерство свою активную работу в этом формате начало с 2014-го. В тот год обучили девять приемных семей, а на следующий — еще шесть. Если посмотреть на статистику, то в 2014-м эту услугу в стране получили 10 детей, в 2015-м — 19, а в прошлом — 29 детей. «Эта услуга потихоньку, но получает у нас развитие. На сегодня в КР в шести приемных семьях проживают 10 детей. В начале этого года было 17 ребят в 10 приемных семьях. Восемь детей возвращены в свои биологические семьи, это хороший показатель. Фостерные семьи носят временный характер, поскольку на сегодня государственная политика направлена на то, чтобы ребенок вернулся и жил с родными. Были случаи, когда приемные родители захотели усыновить детей окончательно», — сообщила нам главный специалист министерства.

Это новая форма воспитания, и развивается она негромко. Пока люди мало об этом информированы, и специалисты министерства и районных управлений соцразвития кропотливо ее формируют. Ежегодно из республиканского бюджета выделяются деньги на такое воспитание детей. Положение дел в приемных семьях контролируют районные управления соцразвития. Раз в три месяца они посещают их и составляют отчет. В таких семьях размещают не более трех приемных детей, а вместе с родной детворой у фостерных родителей число детей не должно превышать пятерых человек. На сегодня по всему КР записались на фостерное обучение более 100 человек. Процесс проверки документов занимает вместе с обучением 30 календарных дней, после чего районное управление дает заключение о возможности отобранным кандидатам стать фостерной семьей и подписывает с ними договор. Сейчас правительство страны поручило Министерству труда и соцразвития активнее создавать в регионах сети приемных (фостерных) семей.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий