Как живешь, Балыкчи? Города на пороге изменений
Первым по дороге на Иссык-Куль нас встречает город ветров — Балыкчи, расположенный на стратегической международной трассе. В советские времена это был промышленный город, крупный транспортный и транзитный узел с запасами горючего в огромных цистернах, которые и сегодня радуют глаз. По лазурной голубизне высокогорного озера плавно скользили груженые баржи, боцманы отдавали команды на пассажирских пароходах, зеркальную гладь кыргызского моря разрезали быстроходные катера.
А какой здесь выпекали хлеб! Пышные, воздушные буханки из пшеничной и ржаной муки, батоны, булочки с изюмом, калачи, баранки. Сегодня совсем не радует взгляд некогда мощный местный мелькомбинат, ибо он стоит большую часть года на приколе, хотя мельница, станки и другое оборудование сохранились в хорошем состоянии.
Обязательный атрибут приозерного города — автовокзал, он был, есть и ему еще долго существовать. Внешний вид у транспортного предприятия не меняется десятилетиями, так что узнать его несложно. Исправно работает гостиница, но, пожалуй, прибавилось стихийной уличной торговли.
Даже не знаю, функционирует ли в Балыкчи, как в других городах, базар, никогда его не видела. Возможно, все местные торговцы предпочитают обслуживать покупателей, выстроившись в ряды прямо вдоль трассы: здесь всегда много транзитных пассажиров, следующих в Чолпон-Ату и Каракол, а также отдыхающих в прибрежных санаториях, пансионатах и отелях.
Согласитесь, у каждого города свой неповторимый облик, и только люди, живущие в нем, делают его комфортным местом, где приятно растить детей и внуков, гулять с друзьями по родным улочкам, чистым и опрятным; там зажигаются вечером фонари, открывают двери кафе и другие увеселительные заведения, а к небу тебя поднимает колесо обозрения.
Чтобы в поисках лучшей доли молодежь не покидала Балыкчи, наряду с современной городской инфраструктурой, впрочем, десятками лет не обновляющейся, городу хорошо бы иметь свои муниципальные производственные предприятия. И они, конечно же, есть, многие остались со времен Советского Союза.
«Некому запустить мелькомбинат, — сокрушается торага Балыкчинского местного кенеша Канатбек Сартбаев. — Ждем инвесторов, а они все не приходят, хотя наш город по новой правительственной программе развития регионов вошел в число «точек роста». Наш бюджет невелик, в сравнении с Ошом — южной столицей Кыргызстана, он составляет всего 10%. Мы всегда сидели на правительственных дотациях.»
К чести здешней администрации следует признать, что сотрудники мэрии не отчаиваются, с оптимизмом смотрят в будущее, пытаются самостоятельно привлечь столь необходимые денежные средства в муниципальные предприятия.
Торага рассказал, что в прошлом году кыргызская делегация ездила в город Урумчи — столицу Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая. Этот город официально считается побратимом Балыкчи. Искали инвесторов, местные бизнесмены пообещали приехать, посмотреть, в каком состоянии находятся производственные мощности мелькомбината, прикинуть, сколько потребуется денег на его реконструкцию.
Сегодня в Балыкчи живет свыше 40 тысяч человек. Есть дом культуры, два городских парка. Один — в центре, он самый большой и занимает одиннадцать гектаров. В порядок его привели молодые шаарманы, с которыми я познакомилась на недавно прошедшем в Бишкеке форуме городов Кыргызстана. Но прежде энтузиасты провели тщательное исследование, выявили, в каких услугах нуждаются жители Балыкчи.
Они-то и рассказали, что некогда цветущий городской сад превратился в злачное место, территорию тусовки бомжей. В нем стало небезопасно находиться даже днем. Везде мусор, пустые бутылки, нет уличного освещения.
— Сначала мы подготовили проектно-сметную документацию, для консультации пригласили инженеров, — рассказывают участники инициативной группы. — На конкурсной основе выбрали подрядную организацию. Убедили городские власти отдать парки в муниципально-частное управление. Жаль, нет соответствующего закона, на который можно было бы опереться, существует только Закон «О государственно-частном партнерстве», который слабо работает. Планируем проводить в парках шахматные турниры, всем желающим предоставить возможность поиграть в нарды или домино.
Школьники, войдя в парк, смогут через свои смартфоны посещать Интернет в режиме реального времени, вай-фай для них бесплатный.
Канатбек Сартбаев с болью говорил об инвалидах: сидят они по своим квартирам, став своеобразными заложниками ушедшей в прошлое советской системы планирования.
В те годы власти давали квартиры строго по очереди, не учитывая физических возможностей будущих обитателей заветных квадратных метров. Вот и вышло, что колясочники вынуждены ежедневно без пандусов добираться до своего жилья, многим дали квартиры в знаменитых хрущевских пятиэтажках, причем на последнем этаже, так что без посторонней помощи бедолагам никак не обойтись. Торага местного кенеша ругает жесткое советское планирование, отсутствие в шаговой доступности парков и скверов, в которых могли бы отдыхать и наслаждаться природой не только люди с ограниченными возможностями, но и молодые мамы с детьми, пенсионеры, студенты и школьники в перерывах между занятиями.
— В эпоху сверхскоростей и рыночной экономики нельзя жить вчерашним днем, — рассуждает Сартбаев, — следует создавать единую государственную систему помощи нуждающимся через социальный муниципальный заказ. Объединившись с мэрией, городское сообщество просто обязано переосмыслить многофункциональность региональной экономики: прежде городские площади и парки активно использовали для официальных мероприятий компартии, но сегодня у них совсем другое предназначение.
Передавать ли часть функций по эксплуатации городского ландшафта в частные руки? Однозначного ответа нет. Представитель местной законодательной власти приводит в пример бизнес-леди, взявшую сквер в аренду на длительный срок, «забывая» поливать в нем деревья и цветы, хотя арык находился поблизости. Об этом градоначальник напоминал бизнес-вумен несчетное количество раз. В результате сквер вернули муниципалитету, местный Зеленстрой взял насаждения под свою опеку.
Канатбек Сартбаев недоумевает: если инвестор вложил свои кровные в какой-то объект, то заинтересован в получении дивидендов, в том, чтобы его бизнес рос и приумножался, а сквер посещали горожане, то есть объект надо эксплуатировать. Мой собеседник вспомнил один из этнических музеев, недавно открывшийся в Прииссыккулье. Учреждение культуры оказалось невостребованным, а потому нерентабельным, так как музей никто не посещает.
На все намеченные мэрией планы денег в балыкчинской казне, конечно, не хватит. На бюджетных слушаниях, которые уже проходят, упор делается на устойчивость финансирования муниципалитета с учетом требований Бюджетного кодекса. К социально-экономическому развитию иссык-кульского региона активно привлекаются донорские организации и местные бизнесмены.
— К туристическому сезону дорога Балыкчи — Корумды полностью готова, — сообщил торага местного кенеша. А улицу Аманбаева асфальтировали на средства из республиканского бюджета. По проекту «Улучшение услуг на местном уровне» город совокупно с десятью аймаками, расположенными в Иссык-Кульской долине, получил грантовую помощь в размере около 80 млн. сомов. Средства направили на благоустройство территорий Бостеринского и Джеты-Огузского айыльных аймаков, а также на строительство в них водопроводов.
На основе реальных затрат в местном сообществе пересчитали тарифы на вывоз мусора, сделали их обоснованными. Комбинат бытового обслуживания планируют перевести на самоокупаемость.
В Балыкчи работает программа обучения муниципальных служащих. Овладеть премудростями составления сметы доходов и расходов с учетом возможных рисков помогают сотрудники Министерства финансов. В семинарах и тренингах с удовольствием принимают участие и депутаты местной представительной власти.
Галина ЛУНЕВА.
Фото Н. ЖАМАНКУЛОВОЙ.
Related News
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More
В ожидании чуда
С наступлением зимы наверняка многие задумались о том, как будут встречать Новый год. Хозяйки шерстятRead More