Main Menu

Как живешь, Балыкчи? Города на пороге изменений

Как живешь, Балыкчи? Города на пороге изменений

Первым по дороге на Иссык-Куль нас встречает город ветров — Балыкчи, расположенный на стратегической международной трассе. В советские времена это был промышленный город, крупный транспортный и транзитный узел с запасами горючего в огромных цистернах, которые и сегодня радуют глаз. По лазурной голубизне высокогорного озера плавно скользили груженые баржи, боцманы отдавали команды на пассажирских пароходах, зеркальную гладь кыргызского моря разрезали быстроходные катера.

А какой здесь выпекали хлеб! Пышные, воздушные буханки из пшеничной и ржаной муки, батоны, булочки с изюмом, калачи, баранки. Сегодня совсем не радует взгляд некогда мощный местный мелькомбинат, ибо он стоит большую часть года на приколе, хотя мельница, станки и другое оборудование сохранились в хорошем состоянии.

Обязательный атрибут приозерного города — автовокзал, он был, есть и ему еще долго существовать. Внешний вид у транспортного предприятия не меняется десятилетиями, так что узнать его несложно. Исправно работает гостиница, но, пожалуй, прибавилось стихийной уличной торговли.

Как живешь, Балыкчи? Города на пороге изменений Даже не знаю, функционирует ли в Балыкчи, как в других городах, базар, никогда его не видела. Возможно, все местные торговцы предпочитают обслуживать покупателей, выстроившись в ряды прямо вдоль трассы: здесь всегда много транзитных пассажиров, следующих в Чолпон-Ату и Каракол, а также отдыхающих в прибрежных санаториях, пансионатах и отелях.

Согласитесь, у каждого города свой неповторимый облик, и только люди, живущие в нем, делают его комфортным местом, где приятно растить детей и внуков, гулять с друзьями по родным улочкам, чистым и опрятным; там зажигаются вечером фонари, открывают двери кафе и другие увеселительные заведения, а к небу тебя поднимает колесо обозрения.

Чтобы в поисках лучшей доли молодежь не покидала Балыкчи, наряду с современной городской инфраструктурой, впрочем, десятками лет не обновляющейся, городу хорошо бы иметь свои муниципальные производственные предприятия. И они, конечно же, есть, многие остались со времен Советского Союза.

«Некому запустить мелькомбинат, — сокрушается торага Балыкчинского местного кенеша Канатбек Сартбаев. — Ждем инвесторов, а они все не приходят, хотя наш город по новой правительственной программе развития регионов вошел в число «точек роста». Наш бюджет невелик, в сравнении с Ошом — южной столицей Кыргызстана, он составляет всего 10%. Мы всегда сидели на правительственных дотациях.»

К чести здешней администрации следует признать, что сотрудники мэрии не отчаиваются, с оптимизмом смотрят в будущее, пытаются самостоятельно привлечь столь необходимые денежные средства в муниципальные предприятия.

Как живешь, Балыкчи? Города на пороге изменений Торага рассказал, что в прошлом году кыргызская делегация ездила в город Урумчи — столицу Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая. Этот город официально считается побратимом Балыкчи. Искали инвесторов, местные бизнесмены пообещали приехать, посмотреть, в каком состоянии находятся производственные мощности мелькомбината, прикинуть, сколько потребуется денег на его реконструкцию.

Сегодня в Балыкчи живет свыше 40 тысяч человек. Есть дом культуры, два городских парка. Один — в центре, он самый большой и занимает одиннадцать гектаров. В порядок его привели молодые шаарманы, с которыми я познакомилась на недавно прошедшем в Бишкеке форуме городов Кыргызстана. Но прежде энтузиасты провели тщательное исследование, выявили, в каких услугах нуждаются жители Балыкчи.

Они-то и рассказали, что некогда цветущий городской сад превратился в злачное место, территорию тусовки бомжей. В нем стало небезопасно находиться даже днем. Везде мусор, пустые бутылки, нет уличного освещения.

Как живешь, Балыкчи? Города на пороге изменений Сначала мы подготовили проектно-сметную документацию, для консультации пригласили инженеров, — рассказывают участники инициативной группы. — На конкурсной основе выбрали подрядную организацию. Убедили городские власти отдать парки в муниципально-частное управление. Жаль, нет соответствующего закона, на который можно было бы опереться, существует только Закон «О государственно-частном партнерстве», который слабо работает. Планируем проводить в парках шахматные турниры, всем желающим предоставить возможность поиграть в нарды или домино.

Школьники, войдя в парк, смогут через свои смартфоны посещать Интернет в режиме реального времени, вай-фай для них бесплатный.

Канатбек Сартбаев с болью говорил об инвалидах: сидят они по своим квартирам, став своеобразными заложниками ушедшей в прошлое советской системы планирования.

В те годы власти давали квартиры строго по очереди, не учитывая физических возможностей будущих обитателей заветных квадратных метров. Вот и вышло, что колясочники вынуждены ежедневно без пандусов добираться до своего жилья, многим дали квартиры в знаменитых хрущевских пятиэтажках, причем на последнем этаже, так что без посторонней помощи бедолагам никак не обойтись. Торага местного кенеша ругает жесткое советское планирование, отсутствие в шаговой доступности парков и скверов, в которых могли бы отдыхать и наслаждаться природой не только люди с ограниченными возможностями, но и молодые мамы с детьми, пенсионеры, студенты и школьники в перерывах между занятиями.

— В эпоху сверхскоростей и рыночной экономики нельзя жить вчерашним днем, — рассуждает Сартбаев, — следует создавать единую государственную систему помощи нуждающимся через социальный муниципальный заказ. Объединившись с мэрией, городское сообщество просто обязано переосмыслить многофункциональность региональной экономики: прежде городские площади и парки активно использовали для официальных мероприятий компартии, но сегодня у них совсем другое предназначение.

Передавать ли часть функций по эксплуатации городского ландшафта в частные руки? Однозначного ответа нет. Представитель местной законодательной власти приводит в пример бизнес-леди, взявшую сквер в аренду на длительный срок, «забывая» поливать в нем деревья и цветы, хотя арык находился поблизости. Об этом градоначальник напоминал бизнес-вумен несчетное количество раз. В результате сквер вернули муниципалитету, местный Зеленстрой взял насаждения под свою опеку.

Канатбек Сартбаев недоумевает: если инвестор вложил свои кровные в какой-то объект, то заинтересован в получении дивидендов, в том, чтобы его бизнес рос и приумножался, а сквер посещали горожане, то есть объект надо эксплуатировать. Мой собеседник вспомнил один из этнических музеев, недавно открывшийся в Прииссыккулье. Учреждение культуры оказалось невостребованным, а потому нерентабельным, так как музей никто не посещает.

На все намеченные мэрией планы денег в балыкчинской казне, конечно, не хватит. На бюджетных слушаниях, которые уже проходят, упор делается на устойчивость финансирования муниципалитета с учетом требований Бюджетного кодекса. К социально-экономическому развитию иссык-кульского региона активно привлекаются донорские организации и местные бизнесмены.

— К туристическому сезону дорога Балыкчи — Корумды полностью готова, — сообщил торага местного кенеша. А улицу Аманбаева асфальтировали на средства из республиканского бюджета. По проекту «Улучшение услуг на местном уровне» город совокупно с десятью аймаками, расположенными в Иссык-Кульской долине, получил грантовую помощь в размере около 80 млн. сомов. Средства направили на благоустройство территорий Бостеринского и Джеты-Огузского айыльных аймаков, а также на строительство в них водопроводов.

На основе реальных затрат в местном сообществе пересчитали тарифы на вывоз мусора, сделали их обоснованными. Комбинат бытового обслуживания планируют перевести на самоокупаемость.

В Балыкчи работает программа обучения муниципальных служащих. Овладеть премудростями составления сметы доходов и расходов с учетом возможных рисков помогают сотрудники Министерства финансов. В семинарах и тренингах с удовольствием принимают участие и депутаты местной представительной власти.

Галина ЛУНЕВА.

Фото Н. ЖАМАНКУЛОВОЙ.






Добавить комментарий