Main Menu

О чем пел патефон председателя Нурудина

О чем пел патефон председателя Нурудина
Нурудин Дадабаев

Если ты чувствуешь свою боль, значит, ты жив. А если чувствуешь чужую боль, значит, ты человек… Так думает, как и многие из нас, подполковник из Оша Абдыганы Тажибаев. За его плечами — нелегкая жизнь: защищал страну во время баткенских событий, стоял на страже порядка во время нескольких локальных конфликтов на территории Кыргызстана…

Пока служил, не было времени вплотную заняться установлением полной правды о судьбе двух родных людей, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, — дедушки Таджи Дадабаева и его младшего брата Нурудина. Но мысль о том, что он обязан — перед памятью о дорогих людях, перед собственной совестью и перед своими сыновьями и дочерьми — узнать, как сложились их фронтовые судьбы, где погибли и в какой земле сейчас покоятся, все больше и больше не давала Абдыганы покоя. Четыре года назад, выйдя в отставку, он приступил к поиску. Информация, которой он к тому моменту располагал, была в общем-то скудная, но даже ее оказалось достаточно, чтобы, потянув за ниточку, узнать многое. И этот пример подтверждает, что даже если вам почти ничего не известно о родных, погибших или пропавших без вести на войне, всегда стоит искать.

…Братья Дадабаевы родились в селе Тээке Ноокатского района Ошской области. Сейчас это село относится к Кара-Сууйскому району. Первым призвали в армию почему-то младшего — 34-летнего Нурудина, а через пять дней, 4 октября 1942 года, ушел на фронт Таджи, который был на четыре года старше.

До войны Таджи трудился табунщиком в совхозе «Катта-Талдык», а затем в сельском совете Катта-Талдык. Из рассказов людей его поколения потомки знают, что Таджи был необыкновенно высокого роста и, несмотря на большой вес — 110-120 кг, отличался стройным телосложением. Был вежлив, обходителен.

Нурудин работал председателем колхоза имени Сталина в родном Ноокатском районе. Старался построить крепкое хозяйство, поднять уровень жизни односельчан. Когда началась война, у него, как и у многих сельских руководителей, хозяйств, которые должны были бесперебойно обеспечивать фронт зерном, мясом, другими продуктами, имелась бронь, но он решил уйти добровольцем. Оба брата были женаты: Таджи растил двух сыновей и двух дочерей, Нурудин — двух дочерей и сына. Мечтали, что вырастят их, дадут образование.

Сейчас у старшего брата жива только одна дочь Келдихан Тажибаева, родившаяся за год до войны, у младшего — обе дочери, Касиет и Назира Нурудиновы. Касиет апа, разменявшая сотый десяток лет, вспоминает, что у отца имелся патефон. Когда братья уходили на фронт, их мать Самарбу плакала и говорила, что все равно оба не вернутся. Она велела поставить патефон на громкий звук, а сыновьих коней зарезать и мясо раздать колхозникам.

Приходили ли домой весточки от воевавших братьев, неизвестно, поскольку ни письма, ни фронтовые фотокарточки в семейных архивах не сохранились.

Абдыганы начал поиск с обращения в военкоматы — районные Ноокатский и Кара-Сууйский, Ошский городской. Там не смогли помочь ничем, кроме того, что выдали справку, что братьев Дадабаевых действительно призвали в Красную армию. Но и эта песчинка информации имела огромное значение, поскольку стали известны точные даты призыва. И еще: в архивной книге призванных и отправленных с территории Ноокатского района в действующую армию между порядковыми номерами Дадабаевых всего 33 строчки. Выходит, за пять дней, которые разделяли даты ухода братьев, всего на фронт ушли 33 ноокатца.

Центральный архив Министерства обороны России, находящийся в Подольске, ответил, что без указания номера воинской части, в которой сражались Дадабаевы, месяца и года их гибели, воинского звания, занимаемой должности наведение справки по документам архива не представляется возможным.

Желанная зацепка нашлась на сайте obd-memorial.ru, где российский обобщенный банк данных «Мемориал» выкладывает по мере оцифрования всю имеющуюся информацию о советских военнослужащих, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Тот, кто обращался к этому интернет-ресурсу, знает, что там публикуются не только списки погибших и пропавших без вести, но и раненых, а также переписка, которую в первые послевоенные десятилетия вели с военкоматами наши дедушки и бабушки, пытаясь узнать о судьбе сыновей и дочерей, не вернувшихся с полей боев. Только нужно запастись терпением и тщательно, за рядом ряд, вчитываться в бесконечные списки, помня при этом, что в фамилии твоего родного человека военкоматские или фронтовые писари, возможно, допустили ошибку. В разделе «Информация из документов, уточняющих потери» Абдыганы Тажибаев нашел фамилию «Дадабаев Нурдин», далее значилось, что воевал он рядовым и пропал без вести в декабре 1944 года. Правда, год рождения почему-то указан не 1908-й, а 1902-й.

На сайте «Мемориала» нашлась информация, которая, возможно, прольет свет и на судьбу Таджи Дадабаева. В списке солдат, похороненных в могиле №1665 на территории Терновского района города Кривого Рога Днепропетровской области Украины, значится Тажбай Дадабаев без установленных воинского звания и даты рождения. Указано только, что погиб 27 октября 1943 года. Если это тот, кого ищет Абдыганы, получается, что он воевал чуть больше года после призыва, а младший брат Нурудин — еще год.

Вот и вся информация, которой пока располагает подполковник Абдыганы Тажибаев. Поиск не прекращается, предстоит узнать еще многое: в каких частях, на каких фронтах воевали братья Дадабаевы, действительно ли в Кривом Роге погиб старший, где сложил голову младший.

Остается сообщить, что сам Абдыганы — отличник правоохранительной службы, награжден почетными грамотами Министерства финансов, Государственной таможенной службы Кыргызстана, мастер спорта по дзюдо, серебряный призер XI Спартакиады Киргизской ССР. К сожалению, его отец Камчыбек Тажибаев — сын Таджи Дадабаева, умер совсем молодым, когда Абдыганы было всего несколько месяцев. Старший брат Абдыганы Авазбек, который сейчас трудится частным фермером, в свое время, окончив с отличием сельскохозяйственный институт, работал главным зоотехником в колхозе имени Курманджан датки. Это бывший колхоз имени Сталина — тот самый, где председательствовал перед уходом на фронт Нурудин Дадабаев. Действительно, ничто в мире не происходит случайно…

И еще: мы публикуем только снимок Нурудина Дадабаева, потому что ни одной фотокарточки его старшего брата не сохранилось.

Кифаят АСКЕРОВА.






Добавить комментарий