Main Menu

Саади из Шираза, которого чествует мир

Великому мыслителю-гуманисту Средневековья, выдающемуся поэту и писателю Саади Ширази (настоящее имя Муслихиддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин) посвятили  научно-практическую конференцию, прошедшую в Бишкеке. 

Ее организовали общественное объединение таджиков имени Рудаки, культурное представительство при посольстве Ирана в Кыргызстане и студенческий молодежный альянс «Саманиды». Состоялось мероприятие в рамках Года нравственности, воспитания и культуры. Открыл форум «Нравственные и воспитательные аспекты творчества Саади Ширази» глава таджикского объединения Кыргызстана Равшан Сабиров.

Он отметил, что Саади — признанный в мире философ и поэт, поэтому по решению ЮНЕСКО, учитывая огромный вклад в мировую сокровищницу культуры шейха Саади Ширази, 21 апреля объявлен Днем памяти выдающегося персидского и таджикского поэта и гуманиста. Сегодня цивилизованное мировое сообщество обращает пристальное внимание на личность и творчество Саади, потому что поэт воспевает свободного человека и ставит во главу угла нравственные качества рода человеческого. Саади в своем творчестве постоянно подчеркивал, что человек призван от рождения быть свободным, что все люди на земле, невзирая на нацию и вероисповедание, происходят от одних корней, все равноправны и их право на жизнь неприкосновенно и священно.

Выступивший затем посол Ирана в Кыргызстане Али Моджтаба Рузбахани привел слова выдающегося русского писателя и критика Н. Чернышевского, который говорил, что будет грехом в рассказе о мировой поэтической словесности не отметить в ней роль персидской поэзии. «Хочу выразить чувство радости по отношению к этому мнению и вниманию писателя, которое он оказывает персидской поэзии. Считаю, что на обширных просторах персидской литературы мы должны упоминать о Саади как о сущности и основе иранской поэзии, литературы и культуры».

Саади, без сомнения, — литературный первопроходец, чьи произведения спустя много веков и сейчас находят тысячи почитателей и исследователей. Этот замечательный поэт является не просто поэтом, но и сущностью великой национальной культуры. Саади, внесший свои познания в кладезь народной мудрости, сам стал объектом почитания для иранцев. Это мыслитель и человек с высокими личностными качествами, которые можно использовать как знаковый пример и образец для жизни. Поэтому в рамках выступления на конференции можно затронуть лишь капли его бескрайнего моря мысли, сказал дипломат.

Говоря о величии гуманистической личности Саади, глава дипмиссии ИРИ подчеркнул, что из творений литераторов мирового уровня стихотворные строки поэта: «Все племя Адамово — тело одно, из праха единого сотворено» выбрали и начертали над входом в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке. Это в свою очередь подчеркивает авторитет и статус ООН и является гордостью почитателей персидской литературы. То, что Саади отразил в своих бессмертных произведениях, — результат его многочисленных и продолжительных путешествий в разные точки мира, в том числе Абиссинию, Индию, Йемен, Эфиопию, Мекку, Дамаск, Палестину и в другие мировые пределы, а также истоки его глубокого понимания понятия морали и природы человека. По всей вероятности, его глубокое понимание сущности человека, взгляды, сформировавшиеся во время многочисленных поездок и путешествий, послужили тому, что произведения Саади стали интересны, понятны и ценны для представителей разных народов. Ф. Достоевский писал, что в то время, когда весь мир восхищался Пушкиным, в России за «Бахчисарайский фонтан» Пушкина нарекли «молодым Саади».

Поражает, как идеи Саади находят свою актуальность в современном мире. Они по-прежнему новы, и люди сегодня могут вдохновляться его искусными произведениями и мудрыми идеями, акцентировал Рузбахани. «Мы вполне можем считать бесценным даром его мудрость и его опыт в вопросах познания окружающего мира. Это послание для будущих поколений, которые люди должны ценить. В эпоху, когда человечество ведет истребляющие цивилизации войны, нужно использовать поучительный взгляд таких людей, как Саади, что поможет огромному каравану человечества выйти на лучший путь. Мы должны воспользоваться мудрыми идеями Саади для своего же будущего, чтобы оставить в наследство человечеству более гуманный и красивый мир и жизнь, наполненную мудростью и добродетелью», — резюмировал оратор.

— Саади Ширази своими трудами и трактатами оставил глубокий след в истории культуры человечества, — сказал в своем выступлении на форуме посол Таджикистана в нашей стране Олимзода Сухроб Ходжа. — Творческое наследие Саади многообразно и богато. У него есть прекрасные поэтические и прозаические произведения, лирические миниатюры и большие эпические циклы. Многое носят воспитательный характер и сегодня являются учебниками жизни.

В своих знаменитых трактатах «Бустан» и «Гулистан» Саади затрагивал вопросы общественной морали, нравственности. На убедительных примерах он объяснял слушателям, в чем суть добра и зла, богатства и бедности, кто такие царь и дервиши и как им надо поступать, каким должен быть хороший правитель, к чему нужно стремиться человеку. Люди, встречавшиеся Саади в его скитаниях, были самыми разными: суфийские шейхи, ученые-богословы, купцы и ремесленники, поэты и воины, отшельники и правители. Великий Саади пишет об этом так: «Много странствовал я в дальних краях земли, коротал дни с людьми всех народов и срывал по колоску с каждой нивы».

Выступавший подчеркнул, что замечательные поэмы «Бустан» и «Гулистан» принесли их автору мировую славу. В «Бустане» («Плодовый сад») поэт выразил свое миропонимание, поделился с читателями жизненными наблюдениями и впечатлениями, старался преподать людям добрые советы и наставления, которые могли бы помочь обездоленным и угнетенным. Структуру своего «Бустана» поэт сравнивает с прекрасным зданием дворца, в котором воздвигнуто десять башен воспитания.

Касаясь множества проблем бытия, в том числе и вопросов воспитания детей, затронутых Саади, посол особо подчеркнул его поэтическую мысль о том, что главная забота отцов — дать ребенку не деньги и богатство, а ремесло и профессию. Мыслитель так пишет об этом: «Одно из ремесел пусть изучит твой сын, хотя бы богатством был исполин. Как знать, что случится, вдруг будет чужой заброшен в край коловратной судьбой. На деньги свои не надейся, из рук уходят большие сокровища вдруг, но если твой сын ремеслом овладел, минует его попрошайки удел». В другом стихотворении Саади советует воспитывать в детях чувство гуманизма. Он учит: «Чтобы память оставить в мире людей, добру, благонравью учи сыновей»,

Выступавший рассказал также о другом известном произведении Саади — «Гулистан» («Цветущий сад»). Одна его часть написана стихами, а другая — рифмованной прозой. Книга состоит из восьми глав — аспектов житейской мудрости, рассказов, взятых из жизни автора, его путешествий и наблюдений. Эта веселая и поучительная книга служит и школьным учебником, и книгой для развлекательного чтения. На ее страницах много остроумных парадоксов, замечаний и юмора. Ее задача — пробудить у людей стремление к мудрости, здравому смыслу как основе жизни общества. Обращаясь к юношам, поэт призывает: «Трудись и для себя, и для других, не становись прихлебателем трапез чужих». Саади создал своеобразный кодекс нравственности и добродетели. В этом смысле он пишет: «Если ты скажешь правдивые слова и попадешь в оковы, это лучше, чем если твоя ложь избавит тебя от оков».

Посол с гордостью заметил, что в Таджикистане стар и млад знают и любят шейха Саади, его великолепные газели, неповторимые нравоучения. Произведения поэта включены в учебную программу школ и вузов. Таджикистанцы свято чтят память своего сородича. Улицы и проспекты, учебные заведения названы в честь Саади Ширази. Он подчеркнул, что и в Кыргызстане хорошо знают о бессмертных произведениях Саади и это не может не радовать. Олимзода Сухроб Ходжа высказал признательность организаторам конференции, которые фактом ее проведения еще раз доказали, что наследие Саади у нас также почитаемо и высоко ценится наряду с другими произведениями мастеров мировой словесности.

Своими интересными мыслями и взглядами на многогранное творчество Саади Ширази поделились с участниками конференции руководитель культурного представительства при посольстве Ирана в Кыргызстане Али Хакимпур и Сабира Солтонгельдиева — ответственный секретарь офиса ЮНЕСКО в Бишкеке. Они подчеркнули, что великий гуманист Средневековья Саади, рассматривавший проблему формирования совершенного человека, выдвинул весьма смелую и научно обоснованную идею о том, что главной движущей силой в этом процессе является воспитание. Он считал его одним из важнейших и ведущих средств формирования человека.

Выступившие на форуме ораторы также отметили, что причина большой популярности идей Саади кроется в близости взглядов мыслителя и представителей народных масс. Их широкое распространение вызвано и высокой художественной формой авторского изложения. Саади стремился передать свои наставления через ясные и тонкие по смыслу, привлекательные рассказы и притчи, вследствие чего они доходят до понимания каждого читающего человека. Озвучили они и пожелание, чтобы нравственные ценности великих мыслителей прошлого целенаправленно трансформировались в общественное сознание, что, безусловно, поможет более эффективному воспитанию сознательных, патриотичных, гуманных, интеллектуально развитых граждан с широко развитым мировоззрением и миропониманием.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий