Main Menu

Планирование местного развития: как сделать его эффективным?

Ответ однозначный: узнать потребности людей, живущих на определенной территории. Сделать социальный заказ. Ведь в сферу внимания органов МСУ попадают самые разные вопросы, а не только те, что прописаны в Законе «О местном самоуправлении». Помимо традиционных проблем водоснабжения и вывоза мусора, органы МСУ призваны заниматься социальным развитием местного сообщества, организовывать культурные и спортивные праздники, досуг для молодежи, женщин и пожилых людей, способствовать просвещению сообщества в различных жизненных вопросах.

Однако у органов МСУ не всегда есть специалисты нужной квалификации, их постоянно не хватает. Не решается проблема взаимодействия местной власти с государственной — отраслевыми министерствами, что тормозит начатые правительством управленческие реформы.

— В Кыргызстане планирование идет снизу вверх, местные сообщества закладывают в свои программы концепции развития, затем отправляют их в районную администрацию, где их просто собирают и раскладывают по разделам: образование, здравоохранение, соцзащита и т. д., — говорит Асылбек Чекиров, эксперт по развитию местного самоуправления. — Но часто при верстке общего, солидарного бюджета планы и программы местных сообществ выпадают, их как бы нивелируют общими фразами, на что неоднократно поступали жалобы.

В итоге получается, что план развития района просто дублирует намерения сельских сообществ: обустроить свою инфраструктуру, отремонтировать дороги, мосты, построить школы, детсады, создать спортивные секции, открыть дома культуры, библиотеки. Дело в том, что за реализацией подобных планов не закреплены ответственные лица районного уровня, непонятна их роль в улучшении жизни сельчан.

Поэтому так важно найти такую модель планирования, которая станет учитывать потребности местного сообщества во всех сферах. С прошлого года сотрудники Министерства экономики в сотрудничестве с одним из институтов поддержки гражданского общества работают над социально-экономическим развитием айыльных аймаков на основе потребностей местных сообществ.

В 2016 году мы рассказали читателям «СК» об удачном эксперименте в Джеты-Огузском районе Иссык-Кульской области. Здесь впервые апробировали модель взаимодействия местного и государственного управления, которая связывала воедино потребности населения как на местном, так и на районном уровнях.

В нынешнем году решили закрепить прогрессивные начинания нормативным правовым документом. По новой методике ответственность перед гражданами будут нести не только органы МСУ, но и соответствующие министерства и ведомства, призванные решать проблемы государственного масштаба не только в Бишкеке, но и на периферии, где проживает основная масса населения нашей страны. Преследуется цель — дать оценку уровню развития муниципалитетов, а также выполнению отраслевых государственных программ.

В Бишкек съехались представители Ак-Сууйского, Кочкорского и Джеты-Огузского районов. Коллективно обсуждали возможности каждой сельской территории, спорили о приоритетных отраслях хозяйствования: какую предпочесть развивать в первую очередь? Как привлекать инвестиции, создавать рабочие места? Как свою местную программу интегрировать в общенациональную?

О стоимости пастбищных билетов, восстановлении растительности на отдаленных джайлоо и загруженности присельных пастбищных угодий долго спорили в группе, которую возглавил Урматбек Мырзакматов — директор Департамента пастбищ Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации.

Специалист предложил сначала выявить реальную потребность чабанов и животноводов, посчитать у них скот, а затем выдать малоимущим семьям специальные социальные паспорта. План развития составлять не стихийно, а «сверху вниз», то есть органично вписываясь в программу развития регионов, одобренную правительством. Филиалам отраслевых министерств, задействованных в обслуживании сельских жителей, держать постоянную связь с местными общинами, чтобы можно было своевременно корректировать задачи, стоящие перед МСУ.

Женщины шумно спорили, выдвигая идею обустройства швейных цехов, а также малых предприятий, выпускающих национальные войлочные изделия. Мнения разделились: бизнес-леди не хотели соглашаться с коллегами, культивирующими развитие местной промышленности на собственном сырье; предлагали свои приоритеты — вкладывать деньги в кулинарию, приготовление школьных обедов, выпуск кумыса и курута (национального твердого сыра).

Главное — наладить в глубинке доходоприносящую деятельность. Представители Ак-Сууйского района говорили о развитии малого и среднего бизнеса, Кочкорского — о гарантированной социальной защите, Джеты-Огузского — сфокусировали внимание на сево-обороте, весенне-полевых работах, обеспечении сельхозтехники горюче-смазочными материалами.

Известно, что жители Джеты-Огузского района получают хорошую финансовую поддержку со стороны фонда развития Иссык-Кульской области, организованного золотодобывающей компанией «Кумтор». Выделенные донором деньги аккумулируются на счетах Казначейства в Министерстве финансов. Каждый использованный из этого фонда сом должен работать на подъем благосостояния иссыккульцев. Деньги следует направлять на развитие того бизнеса, который не только будет кормить всю семью, но и позволит экспортировать выращенную на полях продукцию на интегрированный рынок ЕАЭС.

Люди жаловались, что в глубинке не созданы надлежащие условия для развития предпринимательства, трудно взять кредит под невысокие проценты и сроком на два-три года. Отсюда вывод: требуется внести ряд изменений в госпрограмму развития регионов, чтобы сельские жители могли рассчитывать на гарантированную помощь из республиканского бюджета.

Стыкуется ли правительственная программа по развитию регионов, где точками экономического роста признаны двадцать кыргызских городов, с тем, в чем действительно нуждаются местные общины? Вряд ли.

Приехавшие из Кочкора рассказывали, что список детей, нуждающихся в государственных пособиях, берется буквально с потолка. Никто не ходил по дворам, не выявлял многодетности и ущемленности земляков, вряд ли сотрудники аймака имеют верное представление о настоящих потребностях обездоленных или молодых родителей, из-за рождения детишек не имеющих возможности устроиться хоть на какую-то работу. В департаменте защиты детей гнут свое, пожилые, те, кто находится на пенсии, требуют (и правомерно) неформального внимания к собственным проблемам.

Рабочие группы пришли к единому мнению: информацию для анализа социально-экономического положения айыльных аймаков необходимо сконцентрировать в одном месте, создать единый реестр. К тому же следует установить строгий контроль гражданского общества над использованием казенных денег.

А новая методика планирования, профессиональная команда реформаторов позволят получить хорошие результаты в самом ближайшем будущем.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий