Main Menu

Иссык-Куль! Как много в этом звуке!

Иссык-Куль! Как много в этом звуке!

Иссык-Куль. Одно это слово вмещает в себя всю историю, культуру и ярчайшие достопримечательности современного Кыргызстана. Это и Великий Шелковый путь, и всемирно известные имена путешественников- краеведов, исследователей. И ценнейшие в лечебном отношении природно-климатические возможности Иссык-Кульской котловины. Среди 12 озер мира с лучшим летним отдыхом Иссык-Куль занимает второе место по глубине, третье — по площади зеркальной глади и является пятым среди самых высокогорных озер планеты. Иссык-Куль входит в число семи самых почитаемых святынь кыргызского народа. Само озеро по существу является мировым брендом Кыргызской Республики и его особой приметой.

История предопределила добровольное вхождение кыргызских кочевых племен в состав царской России, и в этом важном социально-политическом событии иссык-кульские кыргызы стали первыми, кто принял присягу на верность России. В значительной мере этому способствовала отмена крепостного права в России, в результате которой многие свободные крестьяне российской глубинки отправились искать счастья на кыргызской земле, одновременно осваивая земли Иссык-Кульской котловины.

С тех времен начинает свою историю и главный административный центр Прииссыккулья — Каракол, один из немногих городов Кыргызской Республики, возникший как военный форпост царской России в предгорьях Тянь-Шаня. Сегодня Каракол имеет огромные потенциальные возможности для развития как объект туризма и спорта, истории и культуры и в целом административно-хозяйственный комплекс области.

Следует отметить, что вследствие интенсивного культивирования плантаций опиумного мака для нужд фармакологии СССР Иссык-Кульская котловина длительное время являлась закрытым регионом страны, развитие которого не имело четкой градостроительной направленности, что и сейчас негативно отражается на ее имидже и вызывает справедливую критику.

Как курортно-рекреационная зона союзного значения Иссык-Кульская котловина стала позиционироваться только с 1968 года. Именно тогда Госплан страны подготовил технико-экономический доклад, в котором обосновывались возможности развития курортно-туристических ресурсов региона.

В целях обеспечения полноценного и целенаправленного использования природного потенциала Иссык-Кульской котловины в 1972 году по заданию Совета Министров Киргизской ССР московским институтом ЦНИИП градостроительства разработан проект районной планировки Иссык-Кульского курортного региона (ИКР). При этом определялись три курортных подрайона: северный, восточный и южный. Общая вместимость планируемых курортных комплексов, а также с целью предотвращения загрязнения озера установлена двухкилометровая санитарно-защитная зона побережья Иссык-Куля.

В 1999 году под эгидой Министерства охраны окружающей среды Кыргызской Республики в рамках германо-кыргызского сотрудничества разработаны основные направления экологически ориентированного планирования развития области как биосферной территории «Иссык-Куль». Поэтому в 2001 году Иссык-Куль как биосферный резерват с уникальным природно-культурным ландшафтом включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Правда, для включения в него требовалось выполнить два обязательных условия: во-первых, принять обязательства по охране территории биосферной зоны Иссык-Кульской котловины; во-вторых, построить централизованную водоотводную систему для исключения сброса бытовых отходов в акваторию озера Иссык-Куль.

На тот момент данные условия выполнить не удалось. А в результате долевой приватизации пахотных земель и продажи земельных участков для освоения прибрежной территории под здравницы претворение в жизнь этой важнейшей задачи еще более усложнилось.

На сегодняшний день деятельность Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны регламентируется различными законами и подзаконными актами (всего около 40), в том числе Законом «Об устойчивом развитии эколого-экономической системы «Иссык-Куль», постановлением правительства «Об утверждении «Правил застройки, благоустройства, технической эксплуатации и содержания объектов курортно-рекреационной территории Иссык-Кульской области».

В целом за период государственного суверенитета в сотрудничестве с зарубежными организациями по проблемам Иссык-Кульской котловины выполнено несколько работ прикладного характера различной направленности, в том числе и градостроительной, однако большая их часть оказалась невостребованной. Это свидетельствует об отсутствии на всех уровнях государственной власти понимания сути и значения градостроительного развития и обустройства территории Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны, что в свою очередь девальвирует законо- творчество в этом направлении: зачем принимать законы, которые заведомо не работают?

В предвыборной программе Президента в плане развития курортной зоны Прииссыккулья упоминается только строительство, а вернее сказать, реанимация Тамчинского аэропорта. Однако следует помнить, что данный объект возник на этом участке практически случайно, как военный аэродром, в период осложнения отношений между СССР и Китаем, а функционирование его как гражданского аэропорта обусловливается лишь потребностями курортного сезона, да и то садиться здесь смогут только самолеты, осуществляющие чартерные рейсы.

Между тем областной центр Каракол уже давно нуждается в новом аэропорте, так как старый не имеет перспектив развития: существовавшая ранее зона безопасности полетов самолетов сегодня «накрывает» практически половину городской территории и, самое главное, препятствует дальнейшему развитию городской инфраструктуры.

Однако нельзя забывать, что решения о развитии и обустройстве территории любого масштаба (как и всего государства в целом) не должны зависеть от конъюнктуры текущего момента и спонтанных мнений групп поддержки. Они должны обосновываться профессиональными заключениями. В данном случае это общегосударственная Генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Кыргызской Республики, которую должно иметь правительство для управления обустройством любой территории страны.

Если бы подобная схема учитывалась при разработке месторождения Кумтор (и других подобных объектов), это позволило бы предвосхитить все экологические проблемы и правильно вести градостроительные работы.

Наличие объекта международного значения, каким является озеро Иссык-Куль, в обязательном порядке обусловливает необходимость определения его особого статусного положения в системе государственного устройства. Среди семи областей Кыргызстана Иссык-Кульская обладает целым рядом преимуществ, так же как и недостатков, которые (буквально все) имеют стратегическое значение.

Во-первых, провозглашаемая Китаем политика возрождения Великого Шелкового пути требует не только создания полноценного восточного транспортного (автожелезнодорожного) коридора между Ферганской и Чуйской долинами, но и позволяет обустроить и экономически использовать прилегающие территории. В этом смысле Иссык-Кульская курортно-рекреационная зона является своеобразным магнитом, и к ее активному использованию в различных назначениях необходимо своевременно готовиться. Это подтверждается спонтанным вниманием властных структур к возможностям данной территории при проведении различных международных мероприятий и, конечно же, вызвано естественным желанием улучшить имидж страны и ее власти. Но это разовые моменты — в целом Иссык-Кульская курортно-рекреационная зона пока рассматривается только как некая провинция и экономические возможности ее используются по минимуму.

Во-вторых, с социально-экономической точки зрения озеро Иссык-Куль является мощным градообразующим фактором, требующим не только собственного регламента развития, но, видимо, и соответствующего администрирования.

Следует отметить, что из 61 территориального субъекта области земли 30 граничат с акваторией озера Иссык-Куль, в том числе два города. Почти 95% населения области сосредоточено в прибрежной зоне Иссык-Кульской котловины. Более 90% ВВП также создается здесь.

Однако там, где ничего не положишь, и взять нечего. Это со всей очевидностью проявилось, например, во время хаотичной организации Всемирных игр кочевников. Архитектура — это все- таки лицо экономики, и макияжем существующих сараев здесь не обойтись.

На сегодняшний день Иссык-Кульская курортно-рекреационная зона испытывает целый ряд ограничений в развитии. Прежде всего это касается инженерной инфраструктуры, которая в свою очередь влияет на инвестиционные ожидания. Отсутствие устойчивого электроснабжения, централизованного водоотвода, качественной международной электронной связи, медицинского обслуживания, безопасности зарубежных туристов — все это является основными причинами сдерживания прямых инвестиции в строительство объектов туризма, спорта, а также всех видов отдыха.

В-третьих, видимо, назрела необходимость вернуться к проблеме реабилитации Сары-Джазского территориально-производственного комплекса. Во времена СССР его строительство велось ускоренными темпами и предполагалось, что создание гидроэнергетического комплекса на реке Сары-Джаз решит многие социально-экономические задачи. В том числе бесперебойное обеспечение электроэнергией всей Иссык-Кульской котловины позволяло решить проблемы отопления и централизованного водоотвода как залога экологической безопасности биосферной зоны «Иссык-Куль». Кроме того, гарантировало орошение пахотных земель и обеспечение населения чистой водой. Благотворно влияло и на поддержание стабильного уровня водной поверхности озера Иссык-Куль.

А самое главное, для чего и закладывался Сары-Джазский комплекс. Это разработка полезных ископаемых редкоземельных элементов для нужд электронной промышленности и нанотехнологий. К сожалению, с начала суверенитета эти работы прекращены, а все созданное разрушено и разграблено.

Тем не менее все вышесказанное естественным образом обусловливает значение Иссык-Кульской котловины как особого региона Кыргызстана и прежде всего напрямую касается экологической безопасности озера, сохранение которого — самая главная задача. Решение ее может быть достигнуто различными путями, но более очевидный, как и более продуктивный, видимо, это путь, основанный на взаимном интересе к возможностям региона с участием Российской Федерации, которая еще во времена СССР являлась заказчиком и основным инвестором строительства Сары-Джазского комплекса.

И последнее. Уже пошел второй год, как ликвидирован Кыргызский (Иссык-Кульский) научно-исследовательский институт по проектированию курортно-рекреационных и туристических комплексов Госстроя КР. Инициатива принадлежала депутатской фракции «Ар-Намыс». Сегодня этот институт, прилагавший огромные усилия для соблюдения градостроительных стандартов ради исключения деградации биосферы озера и обеспечения устойчивого развития эколого-экономической системы «Иссык-Куль», оказался низведенным до уровня филиала. Это никак не сообразуется с уровнем задач и проблем особого района Кыргызстана и его жемчужины — озера Иссык-Куль, решение которых необходимо ради укрепления экономики страны.

Несмотря на неоднократные обращения по данному вопросу в соответствующие органы власти, в том числе комитет ЖК, Госстрой КР, вплоть до премьер-министра страны, вопрос восстановления соответствующего статуса института до сих пор не решен. Хочется верить, что разум восторжествует и новый состав парламента все-таки восстановит статус института «Иссык-Куль НИПИ курорттуризм».

Юсуф ТАГИРОВ,

заместитель директора по архитектуре «Иссык-Куль НИПИ курорттуризм».






Добавить комментарий