Main Menu

Проверка на дорогах

Проверка на дорогах

Пожалуй, теперь каждый водитель большегрузных машин узнает и запомнит 101-й километр автотрассы Бишкек — Нарын — Торугарт, где расположен пост внегабаритного контроля «Кемин». Здесь внедрена система динамического взвешивания осевых нагрузок и измерения габаритов грузовых транспортных средств, при которой человеческий фактор напрочь отсутствует.

Как работает новая система, узнали журналисты во время пресс-тура, организованного Министерством транспорта и дорог.

Как пояснил директор Департамента весогабаритного контроля Эмилбек Таштаналиев, пункт — это новое для страны достижение технологии. Внедрение данной системы состоялось благодаря грантовой поддержке Всемирного банка. Стоимость проекта — 978 тысяч евро. На этом посту достаточно быстро определяются все весогабаритные параметры грузового автотранспорта, скорость движения и фиксируется его госномер.

Проверка на дорогахПрямо с места в режиме онлайн полученные данные передаются на стационарный пост, который находится на расстоянии полукилометра, и на центральный сервер, оборудованный в здании Министерства транспорта и дорог. При этом полностью исключается участие человеческого фактора. Все определяет автоматика, а зафиксированные аппаратурой цифры и технические параметры сохраняются в базе данных в течение 10 лет, и никто их не сможет изменить.

Проверка на дорогахПредыстория появления новой системы внегабаритного контроля такова. В мае прошлого года глава правительства С. Жээнбеков во время рабочей поездки по Чуйской области ознакомился с работой ПВК «Сосновка». Тогда он и поручил руководству Минтранса в оперативном порядке внедрить здесь и на ПВК «Кемин» системы динамического взвешивания осевых нагрузок и измерения габаритов грузового автотранспорта путем видеофиксации в онлайн-режиме. Эти меры как раз и позволят избежать различных слухов и кривотолков среди населения в отношении работников ПВК относительно поборов, взимаемых ими с грузоперевозчиков.

Министерство транспорта и дорог провело тендер на закупку оборудования. Его выиграла словацкая компания «Бетамонт», уже имеющая большой опыт внедрения вышеназванной системы в европейских странах. Ее специалисты осуществили новый проект в Кыргызстане, и с середины декабря 2016 года система действует в тестовом режиме.

Проверка на дорогахКак рассказал Э. Таштаналиев, принцип работы новой технологии таков. При обнаружении нарушений весогабаритных норм и превышении параметров сигнал об этом сразу поступает на стационарный пост, и уже там инспекторы применяют к нарушителям, согласно законодательству, все штрафные санкции. Допустимые параметры определены постановлением правительства. Основные из них касаются трехосных автомобилей, их общая масса не должна превышать 25 тонн. Весы на постах не коммерческие, здесь используются автовесы динамического взвешивания, где погрешность допускается до 8-10%. За перевес каждой тонны взимается штраф по два сома за километр.

Согласно Кодексу об административной ответственности, за каждое нарушение весовых норм налагается штраф. Для физических лиц он составляет 10 тысяч, для юридических — 50 тысяч сомов. Штраф следует оплатить в течение месяца. За 2016 год поступления в госбюджет за счет внедрения этой системы увеличились и составили 115 млн. сомов. К примеру, в 2015-м они достигли порядка 88 млн. сомов. Так что рост поступлений налицо.

Почему внедрили этот проект? «Было много нареканий общественности, да и в парламенте постоянно звучала критика, что в пунктах весового контроля имеются коррупционные элементы. Внедрение новой системы стало твердым шагом в борьбе с коррупцией, поскольку человеческий фактор в ее работе полностью исключается. Есть уверенность и надежда, что мы сведем к минимуму наличие поборов и коррупционных схем.

Однако, согласно техническим требованиям, здесь в течение шести месяцев надо вести рабочее тестирование, а потом пост введем в эксплуатацию. Если работа на двух постах даст позитивные результаты, то пункты электронного учета откроются на всей территории республики», — сообщил Э. Таштаналиев.

Он добавил, что параллельно с упомянутой системой в стране также вводится в эксплуатацию Единая система электронного контроля на всех пунктах весогабаритного контроля с видеофиксацией, подключенной к центральному серверу департамента, срок ее окончательного внедрения — весна 2017 года. Автосредство, пересекающее ПВК, будет автоматически взвешиваться, а система видеоконтроля распознает госномер машины. При выявлении нарушения происходит автоматический расчет суммы штрафа с последующей отправкой в соответствующие инстанции. Вся информация, состоящая из параметров (вес, габаритные размеры, скорость движения, госномер и само видео проезда, сохраняется на сервере в здании Министерства транспорта и дорог, который находится в защищенном и охраняемом помещении. И эти данные можно получить в любое время. Все названные процессы значительно уменьшают влияние человеческого фактора.

Проверка на дорогахПредусмотрена и техническая защита, заключающаяся в следующем. Все изменения информации, поступающей на сервер, происходят только при авторизованном доступе к нему и не удаляют ранее поступившую информацию, а создают новую запись с указанием времени и конкретного пользователя, совершившего это изменение. Все телекоммуникационные каналы надежно защищены, и их невозможно взломать простыми средствами. Да и сама сумма штрафа (в среднем) в тысячи раз меньше стоимости оборудования, необходимого для взлома канала. Система объединит существующие в Кыргызстане ПВК и обеспечит их всей необходимой информацией. К примеру, если, проехав конкретный пост, водитель захочет догрузить транспортное средство дополнительным грузом, то уже на следующем ПВК это определят, и при наличии нарушения произойдет повторная процедура штрафования. Цель создания Единого центрального сервера — электронный контроль всех автотранспортных средств, проезжающих через ПВК, и за работой инспекторов на пунктах внегабаритного контроля, подчеркнул Э. Таштаналиев.

Представитель словацкой компании «Бетамонт» в Кыргызстане Ондрей Мицаяк рассказал, что их фирма является одним из мировых лидеров в производстве технологий для динамического взвешивания грузовых и легковых автомобилей. В мире сейчас подобные проекты получили большое развитие. До Кыргызстана специалисты компании уже установили 150 пунктов подобного контроля в странах Европы и СНГ. На автобанах Белоруссии, к примеру, действуют 13 подобных пунктов, в России — более десятка, свыше 30 оборудовано в Польше, 19 — в Швейцарии, их технологии также используются в системе охраны одного исторического моста в Великобритании. В Центральной Азии компания уже установила приборы на 10 весовых пунктах в Казахстане. И вот теперь работает в Кыргызстане.

Перегруз грузовых машин, считает О. Мицаяк, — одна из важных мировых дорожных проблем. Она влияет на качество дорог, в основном действует на разрушение дорожного полотна, что заметно сокращает сроки между ремонтами автотрасс. А это огромные деньги, которые государство должно тратить на их реабилитацию. Выход и решение проблемы — внедрение новых технологий. Сегодня выпускаются грузовые машины, на которых давление на одну ось поднялось с 8 тонн до 13-15 тонн, значит, потребуются огромные финансовые госвложения на реконструкцию автотрасс, способных выдержать такие нагрузки.

В Кыргызстане много старых дорог и трасс с параметрами давления 8 тонн на одну ось. Поэтому важно, чтобы грузовой поток не перегружался. Если он окажется более 10%, то это разрушит дорогу до такой степени, как будто по ней прошло сорок тысяч легковых машин. Поэтому требуется охрана дорожного полотна. ПВК «Сосновка» и «Кемин» — лишь пилотные проекты, которые дадут нужную информацию. Проанализировав ее, можно выработать госстратегию новых технологий, обеспечения должного содержания дорог и их безопасности.

В перспективе планируется соединение Единой системы электронного контроля министерства с другим контролирующим госорганом, например с системой ГРС и МВД. Основные работы по реализации нового проекта, который сейчас действует в тестовом режиме, осуществлены республиканским учреждением «Парк высоких технологий».

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий