Main Menu

Кто поможет экспортерам? Ситуация сложилась критическая

В августе текущего года сельхозпродукция кыргызских фермеров останется невостребованной, ее невозможно будет продавать ни в государствах ЕврАзЭС, ни в европейских странах, так как закончится льготный период, предоставленный нашей республике для перехода на международные стандарты пищевой безопасности и менеджмента качества. Опустится шлагбаум перед нашими сельхозпроизводителями, выращивающими вкусные экологически чистые и полезные продукты питания. Ведь сегодня ни одна испытательная лаборатория, находящаяся на территории Кыргызстана, не выдает сертификаты надежности в полном объеме. Предприниматели, стремясь сохранить наработанные рынки сбыта, устремились в соседний Казахстан: в Астане и Алматы они оставляют свои деньги за приобретение сертификатов соответствия.

Видимо, эта архиважная проблема стала основной причиной выездной коллегии Министерства экономики, на которой подвели итоги деятельности подведомственного Центра стандартизации и метрологии за прошлый год. Ее члены и представители общественного совета обсудили также работу Департамента по делам банкротства, Кыргызского центра аккредитации и Государственной ипотечной компании. В работе коллегии приняли участие вице-премьер-министр Олег Панкратов и заведующий отделом инвестиций и экспорта Николай Чуйков.

Заседание прошло в критическом русле. Директору Центра стандартизации и метрологии вынесли выговор. На фоне «тяжеловесов» рыночной экономики, знающих, как продвигать в жизнь реформы, и обладающих огромным опытом, таких как советник министра экономики Любовь Тен, сам руководитель ведомства Арзыбек Кожошев, статс-секретарь Айдай Курманова, член коллегии, представляющая интересы бизнеса, Татьяна Ким, руководители Центра стандартизации и метрологии выгледили как пришельцы с другой планеты. Они как бы застряли умом в Советском Союзе, которого давно нет, не сумев перестроиться, сменить приоритеты, вписаться в современность. Их отчеты о проделанной работе члены коллегии не приняли и отправили на доработку, так как в них не было ничего конкретного: одни общие рассуждения и перечисление своих функциональных обязанностей. Обладая законодательной инициативой, сотрудники Центра стандартизации и метрологии предложили законопроект, который, по словам Олега Панкратова, премьер-миниистр С. Жээнбеков никогда не подпишет, в проекте отсутствовали четкие критерии, сроки исполнения, показатели, которые следует непременно выполнить, ответственные лица и тому подобное. Метрологи просили расширить штат, так как прибавилось работы в связи со вступлением Кыргызстана в ЕАЭС, заложить в бюджет определенную сумму на необходимые преобразования. Все это правильно и имеет место быть. Обидно только, что наши спецы-метрологи, проделавшие огромную работу в пересмотре национальных стандартов, дабы они оказались в гармонии с Таможенным союзом, проводившие семинары, на которых обучались их коллеги из Узбекистана и Таджикистана, не научились грамотно выражать мысли на бумаге. Отчет директора ЦСМ был утомителен и непонятен, члены коллегии засыпали его вопросами об аккредитации органов по выдаче сертификатов в частном и государственном секторах, и если частник еще не понял, что может неплохо заработать на новом для него поприще, то чиновникам, зарплата которых напрямую зависит от отчислений в бюджет налогов от предпринимательской деятельности, это непростительно.

Члены коллегии поинтересовались: почему ситуация с испытательными лабораториями не улучшается, а ухудшается? Ведь средства на их обустройство предоставили и Москва, и Астана, а также почему произошел такой нонсенс: сначала выдали сертификат соответствия, а только потом, спустя два месяца, прошли лабораторные испытания? Отметили, что частные структуры работают быстрее и мобильнее, а в государственных результатов приходится ждать, бывает, и по полгода.

 

В ДРЕМУЧЕМ ЛЕСУ

АККРЕДИТАЦИИ

— Поддержка предприятий-экспортеров — одна из главнейших задач, стоящих перед правительством, — заявил вице-премьер-министр Олег Панкратов, отметив, что, несмотря на отрицательную динамику в экономике страны в начале 2016 года, по итогам года удалось добиться роста ВВП на уровне 3,8%, что выше прогнозных показателей.

Вклад в достижение положительных показателей экономического развития страны внесен всеми государственными органами, включая Министерство экономики, которое является одним из основных органов, определяющих государственную политику в сфере экономики. Вместе с тем в 2017 году предстоит большая работа для закрепления достигнутых положительных результатов и реализации мер, направленных на улучшение экономических показателей и рост благосостояния граждан. Всего этого можно добиться при системном подходе к решению поставленных задач и профессиональному отношению к работе, — подчеркнул премьер-министр.

В ходе заседания коллегии Олег Панкратов обратил особое внимание на перспективные планы.

— План работ подведомственных организаций на 2017 год требует серьезной доработки и переосмысления. Указанные документы должны быть составлены так, чтобы каждое мероприятие имело четкие сроки реализации и индикаторы оценки исполнения. Это позволит объективно оценить работу каждого структурного подразделения и дать соответствующую оценку по итогам года — отметил он. Член правительства потребовал внедрить на предприятиях систему качества по международному стандарту ISO 9001, менеджмент безопасности пищевой продукции ISO 22000 (HACCP). Важным направлением дальнейшей работы Центра стандартизации и метрологии, считает Олег Панкратов, является восстановление как можно скорее членства Кыргызстана в ILAC (Международной организации по аккредитации лабораторий). Без этого мы будем вынуждены топтаться на месте, а время не ждет. Август 2017-го, когда наших экспортеров лишат всех льгот и привилегий при пересечении границы, не за горами.

 

БАНКРОТСТВО —

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ

С принятием Бюджетного кодекса пресловутые спецсчета приказали долго жить. В связи с этим возник вопрос: как оплачивать работу спецадминистратора? Из каких источников? Ежегодно процедуре банкротства подвергаются свыше 60 акционерных компаний. Для рыночной экономики — дело обычное: кто-то разоряется, становится неплатежеспособным, на его место приходят другие. Процедура банкротства давно расписана по пунктам и известна спецадминистраторам: активы должника выставляются на аукционные торги, затем решается, кому перечислять деньги в первую очередь, кто получит деньги следующим, а кто и третьим.

Однако, спасая производство, долги можно реструктуризировать, применить систему реабилитации или санации — это когда у должника есть поручительство. Обычно процесс банкротства возбуждает Социальный фонд. В нынешнем году в процессе банкротства находятся семь предприятий, среди них Майлуу-Сууйский электроламповый завод, ОАО «Тяжэлектромаш», «Кристалл», что в Таш-Кумыре, и другие.

— Задача Департамента по делам банкротства не уничтожать предприятия, особенно градообразующие, а приложить все усилия для их оздоровления, сохранения ликвидных активов и рабочих мест, — уверенно заявил Олег Панкратов. Вице-премьер привел в пример шахту “Джергалан” на Иссык-Куле, где трудятся 75 кыргызстанцев. Нельзя лишать их стабильного заработка, а бюджет — налогов. А для «Кристалла» нашлись инвесторы, которые проживают в Узбекистане.

Необходимо совершенствовать систему банкротства с тем, чтобы она способствовала улучшению позиций нашей республики в международных деловых рейтингах, созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, — подчеркнул вице-премьер-министр Олег Панкратов.

СПРАВКА «СК»: Департамент по делам банкротства готовит специалистов по банкротству предприятий, контролирует их работу, разрабатывает соответствующие методики применения процедур банкротства.

В адрес департамента поступают запросы депутатов Жогорку Кенеша, органов прокуратуры, ГКНБ, а также жалобы граждан и юридических лиц. В прошлом году спецадминистраторам, рассмотревшим дела 82 несостоятельных предприятий, выплатили около 600 тысяч сомов.

Чтобы устранить негативное влияние на кыргызстанцев слова «банкротство», министр экономики Арзыбек Кожошев предложил заменить его другим, более благозвучным термином.

 

НЕДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ

По итогам 2016 года отчиталось руководство ГАО «Государственная ипотечная компания». Напомним, ее создали для благой цели: строительства социального жилья, лучшего функционирования механизма ипотечных кредитов, а также условий реализации государственной программы правительства «Доступное жилье — 2015-2020».

Сегодня основной источник финансирования программы — капитал самой ипотечной компании, составляющий 319 млн. сомов. Из бюджета планируется направить еще 2,5 млрд. сомов сроком на десять лет. Как один из вариантов рассматривается возможность привлечь на отечественный строительный рынок долгосрочные заемные средства институциональных инвесторов путем эмиссии ипотечных облигаций. В качестве залога банкиры могут использовать строящийся дом, квартиру в многоэтажке или ипотечные закладные, реализуемые на Кыргызской фондовой бирже.

Ипотеку выдают на приобретение готового жилья, строительство индивидуального и эконом-класса, применяется аренда с последующим выкупом. Особое внимание уделяется разработке и реализации ссудо-сберегательной модели ипотечного жилищного кредитования, при котором деньги не берут на открытом фондовом рынке, а целенаправленно формируют за счет привлечения целевых долгосрочных сбережений будущих заемщиков по принципу всем знакомой кассы взаимопомощи.

Стоимость квадратного метра жилой площади остается достаточно высокой, чуть ниже она в регионах. Но чтобы покрывать ипотечный банковский кредит, соискателю нового жилья необходимо получать стабильный в течение десяти лет заработок в размере 17-20 тысяч сомов. Ни врач, ни учитель, ни социальный работник не может похвастаться таким доходом.

К тому же третья часть ипотечных кредитов выдается в Бишкеке. А как же другие регионы? Что, там не требуются новые квадратные метры, особенно в густонаселенных Ошской и Джалал-Абадской областях? В Баткене, к примеру, выдали 18 кредитов. Ажиотажный спрос на жилье, конечно, диктует рынок. Но у Государственной ипотечной компании другая задача: решить проблему строительства социального жилья, вон какая очередь! Удалось пока немногое — снизили ставку по ипотеке с 12 до 10%.

Было бы неплохо приобретать жилье муниципалитетам через выпуск, скажем, ипотечных закладных или других ценных бумаг, а затем сдавать квартиры в аренду. Для нашей небогатой республики это самый подходящий вариант.

На коллегии нарисовали приблизительный портрет заемщика ипотеки: это женщина 37-40 лет, в семье воспитываются два ребенка, совокупный месячный доход — не ниже 20-25 сомов.

Из поданных 650 тысяч заявок на ипотеку после тщательных раздумий и расчетов многим пришлось отозвать документы. И продолжать ждать условий действительно доступного жилья.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий