Main Menu

Живая этика — философия космического мышления

Четыре года Международный фонд имени Елены  Рерих проводит конкурс научных исследований,  связанных с изучением философии живой этики. В 2011 г. конкурсные работы представили семь исследователей. И наконец недавно  в Москве в Международном центре Рерихов председатель жюри, президент благотворительного фонда
Л. В. Шапошникова объявила имя победителя конкурса. Им стала профессор Кыргызско-Российского Славянского университета Валентина Алексеевна Воропаева. Ее книга "В поисках единого культурного пространства: Ю.Н. Рерих и российские исследователи истории Востока" была признана лучшим научным трудом 2011 г. в области философии живой этики.

А теперь попросим победительницу  рассказать о том, какими людьми были Н. К. и Е. И. Рерихи.
Сегодня фамилия Рерих звучит как символ неразделимости творчества Николая Константиновича и Елены Ивановны. Под знаком синтеза духовных культур Запада и Востока проходила не только их деятельность, но и воспитание сыновей — востоковеда Юрия и художника Святослава.
Факт лидерства Елены Ивановны в семье и бесспорное первенство в области духовного подвижничества признавали как ее супруг Николай Константинович, так и их сыновья Юрий и Святослав.
Елена Ивановна Рерих являлась выдающимся мыслителем и ученым, писателем и переводчиком, блестящим знатоком древней и современной философии, тонко разбиралась в искусстве, свободно ориентировалась в научных проблемах и общественной жизни.
Семья Рерихов представляла собой дружный союз единомышленников, сыгравший огромную роль в становлении нового планетарного мышления и нового сознания современного человечества. Елена Ивановна являлась душой Центральноазиатской экспедиции 1924-1928 гг., эволюционная нагрузка которой до сих пор не исследована в полной мере; впоследствии она была президентом научного Института гималайских исследований "Урусвати"; способствовала воплощению в жизнь проекта организованной защиты культурного наследия человечества под Знаменем мира. Под ее покровительством были организованы многие учреждения культуры в Европе и США.
Значение земного и философско-космического пути Елены Рерих полностью осознать смогут только будущие просвещенные сознания. Однако оценить оставленные ею духовные сокровища, осознать ее значимость как мыслителя и подвижника общечеловеческой культуры предстоит уже сегодня.     
Елена Ивановна Рерих — общепризнанный создатель учения о  живой этике — философской системе, явившейся завершающим этапом в формировании нового космического мироощущения и ставшей стержнем нового  космического мировоззрения. Она никогда не говорила о себе. Ни одна из книг учения живой этики не подписана ее именем, а все известные на сегодняшний день ее работы были изданы под псевдонимами.
Многие мысли Елены Ивановны о высоком предназначении человека, науке и культуре, судьбах России и всего мира опередили свое время и подвигнули устремления не одного поколения искателей истины, обращающихся к ее трудам  в поисках ответов на насущные вопросы.
В 1940 г. Елена Ивановна пишет: "…каждое человеческое общение продолжает следствия для всех участников…
Могут сказать — неужели домашний обиход может иметь глубокое значение? Именно может… Правители зовут решать дела мира, но основа раздоров вовсе не в неудачном приказе, но в каждодневном быту народа".
В "каждодневном быту народа" происходит и воспитание детей наших. И для Елены Ивановны ее сыновья Юрий и Святослав с самого их детства были и радостью, и гордостью. Она видела в них талант и даровитость, но видела также, что каждый из них идет своим путем. Она никогда не навязывала им своего пути. Но однако же видела, что "они идут к той же цели в своем понимании, и мы сходимся на конечном предуказанном пути".
Как заметил ее младший сын Святослав Николаевич: "…она никогда не настаивала ни на чем, никогда не старалась как-то нас убедить в чем-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно…".
Святослав Николаевич — художник и мудрец, о котором Елена Ивановна говорила: "Он у меня — Махатма", явился создателем концепции центра-музея Н.К. Рериха в Москве, открытого в октябре 1997 года, и стал инициатором выдвижения на пост директора этого центра-музея кандидатуры  Л.В. Шапошниковой — "индолога и писателя, человека делового, давно занимающегося этими проблемами", лично  хорошо известного С.Н. Рериху.
Для Юрия — старшего сына, который с ранних лет интересовался историей, Елена Ивановна собирала книги, водила его по музеям, которые были для него интересны. Она поддерживала его интерес к военному искусству, считая, что талант этот у него  врожденный, а он очень гордился  своим предком фельдмаршалом М.И. Голенищевым-Кутузовым, героем войны 1812 года.
Сам же Юрий Николаевич всю свою жизнь посвятил воплощению в жизнь завещания матери "трудиться на указанном пути". Он оказался единственным из семьи Рерихов, кому удалось вернуться на Родину — в Советский Союз и поработать на благо "страны лучшей", как называла ее Елена Ивановна.
На родине Юрию Николаевичу удалось сделать то, на что у других ученых ушла бы целая жизнь: возродить школу российского востоковедения; создать отечественную школу тибетологии; впервые в Советском Союзе начать преподавание санскрита; заложить фундамент новой науки номадистики — науки об изучении психологии, культуры и бытования кочевых племен; воспитать многих учеников, которые и сегодня трудятся в России, Европе, Америке.
Разумеется, уделялось огромное внимание не только развитию талантов и наклонностей детей, но и их воспитанию. В одном из своих писем Елена Ивановна пишет: "Вы спрашиваете меня о методах воспитания, давших такие прекрасные результаты на примере моих сыновей. Они были очень просты. И главным образом заключались в том, что с раннего детства, почти с младенчества, им внушалась любовь к природе, к книге, к искусству. Правильный выбор книг и наставников дал им прекрасную основу и помог очень рано определить их  наклонности в даровании. Так, уважение к знанию и труду, художественная, культурная обстановка, дисциплина, закладывание первых основ нравственного характера в понимании исполнения долга и личной ответственности и, главное, пример великого отца дали им возможность сравнительно рано проявить свой большой врожденный потенциал.
Кроме яркой талантливости и даже мастерства в нескольких областях, они несут в душе великий синтез, который именно и дает основу нравственности, мудрость и любовь к Родине. Так, без ложной скромности могу сказать, что я справедливо горжусь своими сыновьями".
Разумеется, воспитав таких сыновей, стремящихся всю жизнь трудиться на указанном пути своей великой матери, Елена Ивановна дает и нам урок нравственности и чувства гордости за всемирную отзывчивость Человека.

Курсив СК. Журналисты "Слова…" поздравляют  Валентину Алексеевну с победой  в столь представительном  конкурсе и не сомневаются,  что это не последний  успех видного ученого, профессора и давнего внештатного корреспондента нашей газеты.






Добавить комментарий